Контакты:
-
ЕС
Елена Владимировна СемаковаУчитель
Дисциплина Б1.В.ОД.10 «Основы нейропсихологии» знакомит с основным направлением современной клинической психологии – нейропсихологией. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Использование нейропсихологического подхода позволяет оценить особенности развития конкретного ребенка в соответствии со структурно-динамической организацией высших психических функций. Программой предусмотрено рассмотрение теоретических, методологических и практических вопросов нейропсихологии. Представлен современный взгляд на строение и функции мозга, особенности формирования высших психических функций. Особое внимание уделяется освещению основных положений культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского. Это положения о закономерностях формирования, развития и распада высших психических функций (ВПФ), о роли обучения в развитии ВПФ и т.д. В достаточном объеме представлено обсуждение концепции А.Р. Лурия – теории системной динамической локализации ВПФ, а также практические наработки, сделанные им и его учениками на материале нарушений психической деятельности вследствие локальных поражений мозга. Рассматриваются механизмы нарушений восприятия, памяти, речи, эмоциональной регуляции деятельности.
Программа тесно связана с такими дисциплинами как: Физиология ВНД и сенсорных систем, Специальная психология, Диагностика психического развития ребенка, Клиническая психология детей и подростков.
В программе также рассматриваются более конкретно типологии нарушений развития. Обсуждаются причины и механизмы развития дизонтогений. Важнейшей задачей практикующего психолога является квалифицированное проведение диагностического исследования, а также грамотное построение программы развивающего и коррекционного характера. Поэтому в соответствующих разделах подробно обсуждаются методические вопросы диагностической и коррекционной работы. Обсуждаются возможности применения интегративного подхода к оказанию помощи детям с нарушениями развития.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Основной целью курса «Основы нейропсихологии» является сформировать профессиональную направленность личности, на основе изучения современного состояния нейропсихологии, раскрыть социальную значимость, масштабность задач и межотраслевой характер нейропсихологии и ее роль в решении фундаментальных общепсихологических проблем.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
ОПК-1 способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
ПК – 23 способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики
ПК – 26 - способностью осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
· цели и задачи нейропсихологии, предмет, объект, основные направления и сферу приложения нейропсихологических знаний;
· историю становления и развития нейропсихологии;
· принципы работы и особенности составления документации при нейропсихологическом обследовании;
· функциональную организацию мозга и регуляцию психической деятельности;
· локальные системы мозга;
уметь:
· проявлять инициативу к инновациям в нейропсихологии;
· проводить диагностику нарушений локальных систем мозга;
· организовать процесс нейропсихологического обследования;
· применять основные нейропсихологические методики;
· осуществлять грамотный нейропсихологический анализ типовых нарушений речи и обосновывать возможные варианты их решения.
владеть:
· традиционными и новыми технологиями нейропсихологии, методами диагностики, анализа, оценивания и прогнозирования в нейропсихологии;
· навыками самостоятельной работы с литературой по нейропсихологии.