Дисциплина Б1.В.ОД.10 «Основы нейропсихологии» знакомит с основным направлением современной клинической психологии – нейропсихологией. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Использование нейропсихологического подхода позволяет оценить особенности развития конкретного ребенка в соответст­вии со структурно-динамической организацией высших психических функ­ций. Программой предусмотрено рассмотрение теоретических, мето­дологических и практических вопросов нейропсихологии. Представлен современный взгляд на строение и функции мозга, особенности формирова­ния высших психических функций. Особое внимание уделяется освещению основных положений культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выгот­ского. Это положения о закономерностях формирования, развития и распада высших психических функций (ВПФ), о роли обучения в развитии ВПФ и т.д. В достаточном объеме представлено обсуждение концепции А.Р. Лурия – теории системной динамической локализации ВПФ, а также практические наработки, сделанные им и его учениками на материале нару­шений психической деятельности вследствие локальных поражений мозга. Рассматриваются механизмы нарушений восприятия, памяти, речи, эмоцио­нальной регуляции деятельности.

         Программа тесно связана с такими дисциплинами как: Физиология ВНД и сенсорных систем, Специальная психология, Диагностика психического развития ребенка, Клиническая психология детей и подростков.

В программе также рассматриваются более конкретно типологии нарушений развития. Обсуждаются причины и механизмы развития дизонтогений. Важнейшей задачей практикующего психолога является квалифицированное проведение диагностического исследования, а также грамотное построение программы развивающего и коррекционного характера. Поэтому в соответствующих разделах подробно обсуждаются методические вопросы диагностической и коррекционной работы. Обсуждаются возможности применения интегративного подхода к оказанию помощи детям с нарушениями развития.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Основной целью курса «Основы нейропсихологии» является сформировать профессиональную направленность личности, на основе изучения современного состояния нейропсихологии, раскрыть социальную значимость, масштабность задач и межотраслевой характер нейропсихологии и ее роль в решении фундаментальных общепсихологических проблем.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

 

 

ОПК-1 способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

ПК – 23 способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

ПК – 26 - способностью осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей

 

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

 

·        цели и задачи нейропсихологии, предмет, объект, основные направления и сферу приложения нейропсихологических знаний;

·        историю становления и развития нейропсихологии;

·        принципы работы и особенности составления документации при нейропсихологическом обследовании;

·        функциональную организацию мозга и регуляцию психической деятельности;

·        локальные системы мозга;

 

уметь:

·        проявлять инициативу к инновациям в нейропсихологии;

·        проводить диагностику нарушений локальных систем мозга;

·        организовать процесс нейропсихологического обследования;

·        применять основные нейропсихологические методики;

·        осуществлять грамотный нейропсихологический анализ типовых нарушений речи и обосновывать возможные варианты их решения.

 

владеть:

·        традиционными и новыми технологиями нейропсихологии, методами диагностики, анализа, оценивания и прогнозирования в нейропсихологии;

·        навыками самостоятельной работы с литературой по нейропсихологии.