Контакты:

Дисциплина «Клиника интеллектуальных нарушений» (Б 1.Б.20)  относится к клиническим дисциплинам и является обязательным компонентом в дефектологии. Данная дисциплина относится к медицинскому блоку. Соответственно своей специфики дисциплина содержательно связана со следующими дисциплинами: невропатология, психопатология  и др. Ее изучают все студенты, специализирующиеся в различных областях дефектологической науки и практики.

 

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

В результате преподавания дисциплины у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

 

– способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);

- способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5);

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

Знать: клинические формы болезней у детей, которые сопровождаются нарушением интеллектуального развития, а так же основные заболевания психической сферы, которые сопровождаются распадом психических процессов, проводить дифференциальную диагностику легких форм умственной отсталости и задержку психического развития, иметь общее представление о клинических проявлениях болезней у детей с задержкой психического развития.

Иметь профессиональные умения квалифицированно определять степень и характер умственной отсталости, и соответственно этому определять тот тип социального учреждения, в который должен быть направлен больной ребенок; разрабатывать программы, с помощью которых можно было бы наиболее эффективно осуществлять воспитание и обучение ребенка с нарушением интеллектуального развития; разрабатывать коррекционные мероприятия, с помощью которых можно было бы более эффективно осуществлять воспитание и обучение ребенка с нарушением интеллектуального развития.

- Владеть навыками:  проведения  обследования детей, которые имеют нейропсихологическое значение, нейрофизиологическое значение при изучении локализации процесса,  также иметь навыки проведения, коррекционных мероприятий для компенсации дефекта в процессе комплексного медико-психолого-педагогического воздействия на больного ребенка.

 

3.  Содержание дисциплины

 

Психопатология и дефектология, их связь и различия. Определение предмета. Связь данного курса с другими медицинскими и психолого-педагогическими дисциплинами. История развития учения об олигофрении. Основные этапы. Зарождение учения о слабоумии. Становление детской психиатрии на западе. Значение работ Ф.Пинеля, Ж.Эскироля, И.Вуазена, Э.Сеген, Д.Бурневиля, Э.Крепелина. Классификации Э.Крепелина, Г.И.Сухаревой, М.С.Певзнер, В.В.Ковалева. Современная классификация олигофрении (МКБ-10).Определения олигофрении. Современные теории и концепции в патогенезе  нарушения интеллектуального развития. Клинико-педагогическая характеристика детей - олигофренов. Особенности соматического состояния. Отклонения в неврологическом статусе. Особенности психического развития у детей с О.В.З. . Клинико-педагогическая характеристика дебильности, имбецильности,  идиотии. Этиология, патогенез, клинические проявления: микроцефалии, Болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера синдром дубль «Y», трисомия Х.  Дизостозические и ксеродермические формы олигофрении (синдром Морфана, синдром слабоумие при ихтиозе). Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных. Олигофрении инфекционного происхождения. Рубеолярная форма олигофрении. Олигофрения при врожденном сифилисе. Паразитарные формы олигофрении. Синдром слабоумия при водянке головного мозга, олигофрении травматического происхождения. Алкогольный синдром плода, влияние алкоголизма родителей на потомство. Олигофрения на почве поражений эндокринной системы. Медицинская работа во вспомогательных школах и детских домах для умственной отсталости. Медико-психолого-педагогические консультирования детей с отклонениями в развитии. Роль реабилитации и реабилитации в развитии детей с органическим поражение ЦНС.