Контакты:

Дисциплина «Стилистика» является дисциплиной вариативной части образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Французский язык. Английский язык.

При освоении дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения предметов «Практика устной и письменной речи», «Практическая фонетика», «Практическая грамматика», «Языкознание», «Социолингвистика», «Страноведение», «Литература Франции».

Дисциплина «Стилистика» создаёт исходную теоретическую основу для изучения последующих теоретических курсов: «Лексикология», «Интерпретация текста», «Теория и практика перевода», а также служит базой для «Практики устной и письменной речи (первый язык)» на старших курсах в том её аспекте, который связан с лингвостилистическим анализом художественного текста.

Дисциплина «Стилистика» способствует формированию лингвистической компетенции студентов на основе представлений об экспрессивной значимости формы языкового сообщения, о вербальных возможностях, которыми располагает язык вообще и французский в частности (в сравнении с русским).

В ходе освоения дисциплины студент должен познакомиться с социолингвистическими и прагматическими аспектами стилистики как науки; стилистическими (выразительными) сред­ствами современного французского языка на различных языковых уровнях; возможностями фонетических, графических, лексических, грамматических, синтаксических приёмов и их функционированием в текстах разных жанров.

Студенты учатся: интерпретировать подтекст как информацию (импликативно-содержательную, эстетическую), особым образом закодированную в языке; распознавать в тексте усвоенные стилистические приёмы, видеть их в системе; использовать стилистический анализ при раскрытии художественного содержания текста.

Студенты овладевают навыками систематизирования теоретических и практических знаний для определения и решения исследовательских лингвистических задач; стилистическими основами профессиональной речевой культуры.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать: программный материал теоретического курса; особенности стилистико-функциональной дифференциации лексики французского языка; основные фонетические, лексические, грамматические и синтаксические особенности устной и письменной речи.

Уметь: применять теоретические знания для реализации практических задач; объяснять особенности творческого метода автора; узнавать стилистические приёмы в тексте; правильно выбирать языковые средства в зависимости от их стилевой принадлежности. 

Владеть: культурой мышления; способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; навыками и приёмами лингвостилистического анализа; способами осмысления конкретных стилистических конструкций посредством использования общих понятий стилистики.


Содержание дисциплины «Стилистика»: 

I. Предмет и основные понятия стилистики

1. Из истории стилистики. «Риторика» Аристотеля.

2. Французская стилистика в XX в. Шарль Балли и его вклад в стилистику.

3. Стилистика как научная дисциплина. Основные понятия стилистики. Связь стилистики с другими дисциплинами.

4. Разделы стилистики. Классификация стилей.

II. Фоностилистика 

1. Предмет фоностилистики. 

2. Произношение. Стили произношения.

3. Интонация.

4. Звукопись. Звуковой символизм.

5. Фоностилистические приёмы.

III. Стилистическая характеристика французской лексики и фразеологии

1. Виды стилистических значений. Денотативное и коннотативное значения.

2. Синонимия. Семантическое поле. Гипонимия.

3. Лексические лакуны.

4. Лексика стилистически недифференцированная (шифтеры).

5. Лексика стилистически дифференцированная.

6. Ономастика.

7. Фразеологизмы. Их деструкция.

IV. Образное словоупотребление.

1. Сущность тропа.

2. Тропы в свете современной лингвистики.

3. Виды тропов.

V. Экспрессивный синтаксис

1. Синтаксические фигуры. Синтаксис и симметрия.

2. Синтаксические фигуры, тяготеющие к симметрии.

3. Синтаксические фигуры, в которых симметрия сочетается с асимметрией.

4. Синтаксические фигуры, тяготеющие к асимметрии.

VI. Стилистическая морфология

1. Стилистические ресурсы морфологии. Грамматические синонимы.

2. Грамматическая метафора.


Семестр: 5.

Форма отчётности: экзамен.