Контакты:
-
ЮГ
Юлия Дмитриевна ГавроноваУчитель
Дисциплина «Деловой иностранный язык» относится к обязательной части учебного плана по направлениям подготовки 39.04.01 Социология, направленность (профиль) Социология в управлении социокультурными процессами, 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Художественное образование, направленность (профиль) Образовательный менеджмент, 02.04.01 Математика и компьютерные науки, направленность (профиль) Прикладной статистический анализ, 01.04.02 Прикладная математика и информатика, направленность (профиль) Прикладные Интернет-технологии, 45.04.01 Филология, направленность (профиль) Филологическое творчество, критика и редактирование, 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) Обучение и развитие младших школьников, направленность (профиль) Психология и педагогика развития дошкольников.
Курс иностранного языка опирается на базовые знания иностранного языка (английского), полученные в высшем образовательном учреждении (уровни специалитет / бакалавриат) и ориентирован на формирование общих, коммуникативных и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности. Дисциплина предполагает изучение иностранного языка, ориентированного на научную и практическую профессиональную деятельность выпускника магистратуры.
Дисциплина Б1.О.05 «Деловой иностранный язык» имеет связь с дисциплинами Б1.О.06 Деловая коммуникация в академическом и профессиональном взаимодействии, Б1.О.07 Профессиональная этика и Б1.О.12. Социология межкультурной коммуникации.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция |
Индикаторы достижения |
УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном (ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия |
Знает: методы коммуникации для академического и профессионального взаимодействия; современные средства информационно-коммуникационных технологий. Умеет: создавать на русском и иностранном языке письменные тексты научного и официально-делового стилей речи по профессиональным вопросам; производить редакторскую и корректорскую правку текстов научного и официально-делового стилей речи на русском и иностранном языке; использовать современные средства информационно-коммуникационных технологий для академического и профессионального взаимодействия. Владеет: навыками применения современных коммуникативных технологий, в том числе на иностранном (ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия. |
УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
Знает: основные принципы межкультурного взаимодействия. Умеет: соблюдать этические нормы и права человека; создавать благоприятную среду для межкультурного взаимодействия при выполнении профессиональных задач. Владеет: навыками создания благоприятной среды для межкультурного взаимодействия при выполнении профессиональных задач |
3. Содержание дисциплины
1. Лексика и фразеология.
Терминологические единицы, типичные фразы и клише в профессионально ориентированных текстах. Функционально-речевые стили. Официально-деловой стиль. Этические нормы профессиональной деятельности. Лексика деловой документации (визитная карточка, анкета, резюме, заявление о приеме на работу). Деловое письмо (различные виды деловой корреспонденции: заказ, служебная записка, письмо-запрос). Стиль электронного письма. Структура письма. Письма поздравления, пожелания, письма благодарности, согласия, отказа в деловом сотрудничестве. Особенности электронных писем. Деловое предложение. Межкультурная коммуникация с представителями европейской деловой культуры. Этикет немецкоязычных стран и особенности делового этикета в ФРГ, Австрии и Швейцарии. Речевое взаимодействие с собеседником. Этикет немецкоязычных стран. Обычаи и традиции России в свете обычаев стран изучаемого языка. Глобализация социально-экономического пространства. Человек и общество. Социология. Современные социокультурные процессы. Основы научной работы. Научная терминология, слова логической связи высказывания. Тема, основная идея сообщения. Анализ, обобщение, вывод. Аргументированность, связность и логичность высказывания. Периодические издания и Интернет-ресурсы по изучаемому направлению подготовки. Глоссарий. Научная конференция. Система подготовки магистров в немецкоязычных странах. Социологические исследования. Социальные исследования. Различия между социологическим и социальным исследованием. Социальные науки. Социальные исследования. Различия между социологическим и социальным исследованием.
2. Межкультурная коммуникация, культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.
Межкультурная коммуникация с представителями европейской деловой культуры. Особенности делового этикета в странах изучаемого языка (Федеративная республика Германия, Австрия, Швейцария). Культурные стереотипы. Правила речевого этикета.
3. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию при письменном и устном общении, основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
Видовременная система глаголов действительного залога. Вторичные значения модальных глаголов können, dürfen, mögen, wollen, sollen, müssen. Эквиваленты модальных глаголов haben/sein + zu + Infinitiv. Основные модели употребления. Глагол lassen в самостоятельном значении и как вспомогательный глагол.
Видовременная система глаголов страдательного залога. Конструкция Infinitiv Passiv с модальными глаголами. Пассив состояния.
Неличные формы глагола. Основные формы и случаи употребления.
Инфинитив с/без частицы ‘zu’. Инфинитивные группы с um … zu, ohne … zu, statt … zu. Инфинитив I и II. Причастие. Распространённое определение. Обособленный причастный оборот.
Сослагательное наклонение. Понятие синтаксических позиций. Способы выражения подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства, вводного и обособленного членов предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Слова, служащие для связи главного предложения с придаточным.
Прямая и косвенная речь. Способы передачи косвенной речи. Формообразование (утвердительная, вопросительная, отрицательная структуры).
4. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь в профессиональной сфере.
Умение пересказать содержание прочитанного или прослушанного текста по специальности; умение решать коммуникативные задачи в рамках профессиональной деятельности (устная и письменная речь). Восприятие на слух текстов профессиональной направленности.
Речевые ситуации «Телефонный звонок», «Заказ гостиницы», «Устройство на работу», «Интервью», «Выступление на конференции». Использование социокультурных знаний в соответствии с ситуацией общения.
Составление резюме (основные структурные особенности, особенности оформления). Письмо (личное письмо, деловое письмо, электронное письмо).
5. Чтение. Тексты по широкому и узкому профилю направления.
Различные типы чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, с полным пониманием прочитанного). Чтение текстов профессиональной направленности. Анализ, обобщение, вывод по содержанию текста.
6. Основы научной работы.
Оформление темы исследования, определение целей, задач, объяснение актуальности, научной новизны, описание используемых методов, результатов исследования, практической значимости. Правила составления докладов и презентаций и написания тезисов. Аннотация к научной статье. Выступление на конференции.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы
7.1. Основная литература
1. Гусева, А.Е. Лексикология немецкого языка : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Е. Гусева, И. Г. Ольшанский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 428 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09476-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442080 (дата обращения: 10.09.2019).
2. Лытаева, М.А. Немецкий язык для делового общения + аудиоматериалы в ЭБС : учебник и практикум для академического бакалавриата / М.А. Лытаева, Е.С. Ульянова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 409 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07774-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432027 (дата обращения: 25.08.2019).
3. Немецкий язык в профессиональной сфере: учебное пособие/ Ю.Д. Гавронова, А.В. Нешенко, В.И. Афанасьева, Л.В. Пушкарева; Смол. гос. ун-т. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2017. – 76с.
4. Родин, О.Ф. Страноведение. Федеративная республика германия : учебное пособие для вузов / О. Ф. Родин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06555-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/412009 (дата обращения: 10.09.2019).
7.2. Дополнительная литература
Завьялова В.М. Ильина Л.В. Практический курс немецкого языка (начальный этап). Издание 7-ое, стереотипное. – М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега-Л.», 2004 – 348 c.
7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1. Интернет-сайты
Википедия. Свободная энциклопедия. URL: www.ru.wikipedia.org
Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL: www.window.edu.ru
Форум «Немецкий язык как иностранный». Интернет-сервис для преподавания немецкого языка как иностранного. URL: www.deutsch-als-fremdsprache.de
Немецкий язык для всех. URL: www.studygerman.ru
Бесплатная библиотека иностранных языков. URL: www. in-yaz-book.ru
Факты о Германии. URL: www.tatsachen-ueber-deutschland.de
Журнал для молодежи, изучающей немецкий язык. URL: www.vitaminde.de
Грамматика на занятиях по немецкому языку. URL: grammade.ru
Немецкий язык – вопросы и ответы. URL: http://faql.de
Немецко-русский словарь Langenscheid. URL: https://de.langenscheidt.com/deutsch-russisch/
Немецко-русский словарь PONS. Онлайн словарь. URL: https://ru.pons.com/
Немецкий язык как иностранный. Задания онлайн. URL: https://www.schubert-verlag.de/aufgaben/
Методики и учебные материалы института Гёте. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/unt/kum.html
Медленный немецкий с Анник Рубенс. URL: https://slowgerman.com
Издательство «Cornelsen» URL: https://www.cornelsen.de
Издательство «Klett» URL: https://www.klett-sprachen.de/deutsch-als-fremdsprache/c-18
Издательство «Huber» URL: https://blog.hueber.de
Издательство «Liebaug-Dartmann e.K» URL: http://www.liebaug-dartmann.de/onlinelernen.html
Иностранный язык немецкий. Журнал для занятий по немецкому языку. URL: https://www.fremdsprachedeutschdigital.de
Журнал межкультурного обучения иностранным языкам. URL: https://tujournals.ulb.tu-darmstadt.de/index.php/zif/issue/view/77
Практика немецкого языка – журнал для преподавания немецкого языка. URL: https://www.friedrich-verlag.de/deutsch/praxis-deutsch/
Немецкий в совершенстве. URL: https://www.deutsch-perfekt.com
Немецкая волна. URL: https://www.dw.com/ru/
Добро пожаловать. Открытый портал для занятий по немецкому языку. URL: http://willkommen.zum.de/wiki/Hauptseite
Фонд «Дом истории Федеративной Республики Германии». URL: https://www.hdg.de/geschichte-online
Федеральный центр политического образования. URL: https://www.hanisauland.de/index.html
Платформа открытых ресурсов по изучению немецкого языка. URL: https://open-deutsch.de/lehrmittel