1. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «Логопедия» (Б1.В.ОД.1) относится к обязательным дисциплинам и входит в вариативную часть программы бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое образование».

Для освоения дисциплины «Логопедия: разделы «Фонетико-фонематические нарушения речи», «Общее недоразвитие речи», «Нарушения письменной речи» студенты используют знания, полученные в ходе изучения дисциплин: «Введение в профессию», «Педагогика», «Психология», «Основы генетики», «Возрастная анатомия и физиология с основами патологии органов слуха, речи и зрения», ««Логопедия: «Дислалия», «Нарушения голоса», «Ринолалия», «Дизартрия», «Русский язык и культура речи», «Онтогенез речевой деятельности», «Логопедические практикумы», «Основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ» «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для лиц с нарушениями речи», «Логопсихология».

Освоение дисциплины «Логопедия» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Логопедия: «Заикание», «Алалия», «Афазия», «Логопедические технологии», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях», «Логоритмика», «Методика развития речи (специальная)», а также для прохождения производственной практики и подготовки к государственной итоговой аттестации.

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

  • способностью к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями (ДПК-1);

  • готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);

  • способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5).


В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • этиологию, патогенез, симптоматику, классификации ФФН, ОНР, нарушений письменной речи;

  • критерии дифференциальной диагностики ФФН и ОНР, параметры разграничения уровней речевого развития при ОНР у детей, дисграфии и дизорфографии;

  • основные принципы организации и содержание методик по выявлению и преодолению ФФН, ОНР, нарушений письменной речи;

  • специфику логопедического сопровождения детей с ФФН, ОНР, нарушениями письма и чтения в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на всех этапах коррекционного воздействия с учетом реализации требований ФГОС;

уметь:

  • проводить обследование детей с различными формами речевой патологии с ФФН, ОНР, нарушениями письменной речи;

  • квалифицировать ошибки в устной речи, письме и при чтении, дифференцировать уровни речевого развития при ОНР, формы дисграфии, дислексии;

  • использовать основные приемы выявления предрасположенности к ОНР у детей раннего возраста, к нарушениям письменной речи у дошкольников и первоклассников;

  • определять основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению ФФН, ОНР, нарушений письменной речи с учетом механизмов нарушения, индивидуальных психологических и личностных особенностей детей;

владеть:

  • навыками применения технологий логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста с ФФН, ОНР, нарушениями письма и чтения;

  • навыками осуществления дифференциальной диагностики различных форм дисграфии, дислексии, уровней речевого развития при ОНР;

  • навыками разработки моделей индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

  • навыками применения методов и средств логопедического воздействия, ориентированных на преодоление ФФН, ОНР, нарушений письменной речи.

  1. Содержание дисциплины

Фонетико – фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование, дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения и профилактических мероприятий.

Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, дизорфография: история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификации, дифференциальная диагностика, коррекция, профилактика.

4. Тематический план


п/п


Разделы и темы

Всего часов

Формы занятий

лек-ции

практ.

занят.

сам. раб.

5 семестр

Раздел 1. Фонетико-фонематические нарушения речи

1.

Теоретические основы изучения ФФН

7

2

4

1

2.

Структура дефекта при ФФН

5

1

2

2

3.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ФФН

4

1

2

1

4.

Коррекционное обучение детей с ФФН: организация, содержание, программно-методическое обеспечение

6

2

2

2

5.

Обследование фонетико-фонематической стороны речи

6

2

2

2

6.

Преодоление нарушений звуковой стороны речи у детей с ФФН

5

2

2

1

7.

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ФФН

5

2

2

1

8.

Формирование элементарных навыков чтения и письма у детей с ФФН

6

2

2

2

9.

Профилактика ФФН

5

2

2

1

Раздел 2. Общее недоразвитие речи

1.

Сущность и этиология общего недоразвития речи

5

2

2

1

2.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

6

2

2

2

3.

Характеристика уровней речевого развития при общем недоразвитии речи

12

4

6

2

4.

Обследование, анализ, оценка речи дошкольников с ОНР

9

2

4

3

5.

Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи

6

2

2

2

6.

Психолого-педагогическое обоснование основных направлений коррекционного обучения

6

2

2

2

7.

Особенности логопедической работы, направленной на преодоление нарушений произносительной стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи

6

2

2

2

8.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения детьми с общим недоразвитие речи

6

2

2

2

9.

Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста с ОНР

10

2

4

4

10.

Особенности логопедической работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР

9

2

4

3

11.

Моделирование процесса логопедического воздействия в зависимости от уровня речевого развития

16

2

8

6

12.

Профилактика общего недоразвития речи

4

0

2

2


Итого:

144

40

60

44

6 семестр

Раздел 3. Нарушения письменной речи

1.

Письменная речь — сложнейшая форма речевой деятельности

11

2

2

7

2.

Современные представления о механизмах чтения

11

2

2

7

3.

Дислексия: определение, статистика, этиология, механизмы, классификация

11

2

2

7

4.

Современные представления о механизмах письма

13

2

4

7

5.

Дисграфия: определение, статистика, этиология, механизмы, классификация

13

2

4

7

6.

Дизорфография: определение, статистика, этиология, механизмы

11

2

2

7

7.

Связь нарушений письма и чтения с расстройствами устной речи и невербальных психических функций

9

0

2

7

8.

Обследование учащихся с нарушениями письма и чтения

13

2

4

7

9.

Комплексное преодоление нарушений письма и чтения

11

2

2

7

10.

Развитие фонематического восприятия. Формирование языкового анализа и синтеза.

14

2

4

8

11.

Коррекция нарушений зрительно-пространственных функций

14

2

4

8

12.

Преодоление семантической дислексии и аграмматической дислексии и дисграфии

14

2

4

8

13.

Коррекционно-развивающее обучение младших школьников с нарушениями речи (по. А.В. Ястребовой)

12

2

2

8

14.

Коррекция дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи

12

2

2

8

15.

Профилактика нарушений письменной речи

11

2

2

7


Итого:

180

28

42

110


Всего за год:

324

68

102

154





7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы


а) Список основной литературы

  1. Антипова Ж.В. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников : учебник / Ж.В. Антипова, Л.Р. Давидович, О.Н. Дианова [и др.] ; под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат).

  2. Криницына Г. М.  Коррекция речевых нарушений : учебное пособие для вузов / Г. М. Криницына. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11286-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456899

  3. Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат).

  4. Логинова Е.А. Нарушения письменной речи у младших школьников : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат).

  5. Логопедия. Теория и практика / под ред. проф. Т.Б. Филичевой.- М.: Эксмо, 2017.

  6. Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. – М.:Эксмо, 2015.

  7. Соловьева, Л. Г.  Логопедия : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 191 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06310-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451428 


Б ) Список дополнительной литературы


  1. Азова О.И. Логопедия. Дизорфография : учеб. пособие / О.И. Азова. — М. : ИНФРА-М, 2017. – (Высшее образование: Бакалавриат). — Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=953435

  2. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2010.

  3. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авт.-сост. Сб. Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2016.

  4. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. IV: Нарушения письменной речи.

  5. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.

  6. Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /Н.В.Нищева. – СПб.:ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.- Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Nischeva_last_new.pdf

  7. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения/ Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 № 2.

  8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:Мозаика-синтез, 2015.

  9. Справочник учителя-логопеда ДОУ: Справочник / Степанова О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. 

  10. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма/А.ВЯстребова, Т.П. Бессонова. – М.:АРКТИ, 2008.- Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0400/5_0400-1.shtml


8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

  1. http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ

  2. https://urait.ru/ - образовательная платформа Юрайт.

  3. http://www.pedlib.ru – онлайн педагогическая библиотека

  4. http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии

  5. http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики

  6. http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендации

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

  1. Электронный вариант заданий для самостоятельной работы.

  2. Костикова В.В (Якушева В.В.). Логопедия: Практические занятия и учебные задания для самостоятельной работы студентов 3 курса: в 2 ч. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – Ч.I: Фонетико-фонематические нарушения речи.

  3. Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия».- М.: Парадигма, 2009.

  4. Нарушения письменной речи у младших школьников / Авт.-сост. И.А.Поварова, В.А. Гончарова.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  5. Практикум по детской логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Т.Н. Воронцова, Ю.Г.Гаубих; под ред. В.И. Селиверстова.- М.: ВЛАДОС, 1997 (печатный и электронный варианты)Пятница Т.В.Логопедия в таблицах, схемах, цифрах.- Ростов н/Д: Феникс, 2013

  6. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашкина, Л.П.Зернова, И.А. Зимина.- М.:Издательский центр «Академия», 2014.

10. Перечень информационных технологий

  1. При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются информационные технологии для создания презентаций, обработки данных с помощью прикладных программных продуктов Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint,Microsoft Access. Осуществляется поиск информации в WWW- пространстве; работа с Web-страницами и социальными ресурсами сети Интернет.

  2. Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.

  3. Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:

1). Microsoft Windows Professional 7 Russian;

2). Microsoft Office 2010 Russian.При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются информационные технологии для создания презентаций, обработки данных с помощью прикладных программных продуктов Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint,Microsoft Access. Осуществляется поиск информации в WWW- пространстве; работа с Web-страницами и социальными ресурсами сети Интернет.

  1. Нурминский Е.В., О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста / Прогр. для ЭВМ. – М.: Русская речь, 2012 (CD-диск, методическое пособие по работе с компьютерной программой).

  2. Нурминский Е.В., О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Экспресс-диагностика речи ребенка дошкольного возраста / Прогр. для ЭВМ. – М.: Русская речь, 2012 (CD-диск).

  3. Интерактивная речевая карта ребенка дошкольного возраста. Форма №2 /Прогр. для ЭВМ. – М.: Русская речь, 2012(CD –диск).

11. Материально-техническая база

Учебная аудитория, оборудованная различными средствами ТСО (мультимедийное оборудование, видео- и аудиоаппаратура, компьютер (программное обеспечение Microsoft Word (2003-2007)), имеющая выход в Интернет.

Учебная аудитория, оборудованная интерактивной доской.

Компьютерный кабинет с выходом в Интернет.

Библиотека, имеющая рабочие места для студентов, оснащенная компьютерами с доступом к базам данных и выходом в Интернет.

Учебные и методические пособия (программы, учебники, методические рекомендации и др.).

Наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки, фото- и видеоматериалы и др.).

Методическая, аудиторная и техническая база общеобразовательных и образовательных организаций г. Смоленска (СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями», ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», СОГБУ «Центр психолого-медико-педагогического сопровождения для детей и семей» и др.).


Вопросы к экзамену

Семестр 5

  1. Историческое развитие проблемы речевого недоразвития в отечественной логопедии.

  2. Лингвистический и физиологический аспекты изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи.

  3. Психологический аспект изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи.

  4. Онтогенетические особенности развития фонетико-фонематической стороны речи.

  5. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи.

  6. Структура дефекта при фонетико-фонематическом недоразвитии речи.

  7. Организация логопедической помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  8. Содержание и методическая организация обследования звукопроизношения и слоговой структуры слова.

  9. Содержание и методическая организация обследования строения и подвижности органов артикуляции.

  10. Содержание и методическая организация обследования фонематических процессов.

  11. Организация коррекционно-педагогической работы в логопедической группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  12. Организация логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

  13. Анализ «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе».

  14. Анализ «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе».

  15. Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы, основные направления логопедической работы.

  16. Фонемный анализ слова. Система обучения детей звуковому анализу слова.

  17. Методика развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

  18. Методика логопедического воздействия по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  19. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия в системе коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: цель и задачи, содержание и организация.

  20. Зависимость структуры и содержания индивидуального логопедического занятия от структуры речевого дефекта при фонетико-фонематическом недоразвитии у детей.

  21. Особенности логопедической работы по формированию элементарных навыков письма и чтения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  22. Фронтальные логопедические занятия по произношению в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: тематика, задачи, содержание и структура.

  23. Фронтальные логопедические занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: тематика, задачи, содержание и структура.

  24. Системная организация языка и специфика овладения им детьми в норме и с речевой патологией.

  25. Сущность и этиология общего недоразвития речи.

  26. Лингвистические критерии составления уровневой характеристики недоразвития речи.

  27. Состояние импрессивной и экспрессивной речи детей с первым уровнем развития речи.

  28. Второй уровень речевого развития.

  29. Специфические характеристики речевого высказывания детей с третьим уровнем развития речи.

  30. Специфические характеристики речевого высказывания детей с четвертым уровнем развития речи.

  31. Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы и содержание.

  32. Изучение детей с общим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы, этапы обследования.

  33. Обследование понимания речи детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  34. Обследование экспрессивной стороны речи по уровням ее развития.

  35. Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи и сходных с ним состояний.

  36. Ранняя диагностика и профилактика общего недоразвития речи.

  37. Анализ «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

  38. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии.

  39. Система логопедической работы по развитию понимания обращенной речи детьми с общим недоразвитием речи.

  40. Система логопедической работы по формированию лексико-семантического компонента речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.

  41. Система логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

  42. Система логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

  43. Система логопедической работы по развитию самостоятельной фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи.

  44. Система логопедической работы по формированию и совершенствованию связной речи детей с общим речевым недоразвитием.

  45. Логопедическая работа с детьми, имеющими первый уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.

  46. Логопедическая работа с детьми, имеющими второй уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.

  47. Логопедическая работа с детьми, имеющими третий уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.

  48. Логопедическая работа с детьми, имеющими четвертый уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.

  49. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.

  50. Фронтальные логопедические занятия в системе коррекционного обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Семестр 6


  1. Письменная речь как особый вид речевой деятельности.

  2. Современные представления о механизмах процесса чтения.

  3. Психологическая и психолингвистическая характеристика процесса письма.

  4. Характеристика этапов формирования навыка чтения.

  5. Условия формирования навыка письма.

  6. Дислексия: определение, этиология, механизмы.

  7. Дисграфия: определение, этиология, механизмы.

  8. Классификации нарушений процесса чтения.

  9. Классификации нарушений процесса письма.

  10. Дизорфография: определение, этиология, механизмы.

  11. Особенности проявления недостатков чтения и письма у младших школьников с ФФН.

  12. Особенности проявления нарушений чтения и письма у школьников с общим недоразвитием речи.

  13. Симптоматика дислексии.

  14. Симптоматика дисграфии.

  15. Симптоматика дизорфографии.

  16. Типология и механизмы специфических ошибок письма (по И.Н.Садовниковой).

  17. Организация и содержание обследования детей с недостатками чтения и письма.

  18. Содержание и методическая организация обследования состояния процесса чтения.

  19. Содержание и методическая организация обследования процесса письма.

  20. Организация и методика обследования детей с дизорфографией.

  21. Преодоление недостатков письма и чтения в условиях логопедического пункта образовательного учреждения.

  22. Предупреждение нарушений письменной речи.

  23. Логопедическая готовность к обучению письму и чтению.

  24. Различные методологические подходы к преодолению дисграфии, дислексии в отечественной логопедии.

  25. Принципы логопедической работы по преодолению недостатков письма и чтения.

  26. Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом.

  27. Нормализация звуковой стороны речи на первом этапе коррекционного обучения обучающихся с ФФН и ОНР.

  28. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка на втором этапе коррекционного обучения младших школьников с общим недоразвитием речи.

  29. Формирование умений и навыков устного связного высказывания и предпосылок к развитию умений и навыков составления развернутых письменных текстов.

  30. Технология преодоления дисграфии, дислексии И.Н.Садовниковой.

  31. Развитие и совершенствование навыка чтения на логопедических занятиях.

  32. Логопедическая работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии.

  33. Логопедическая работа по преодолению акустической дисграфии.

  34. Логопедическая работа по преодолению оптической дислексии, дисграфии.

  35. Логопедическая работа по преодолению аграмматической дислексии, дисграфии.

  36. Логопедическая работа по преодолению фонематической дислексии.

  37. Логопедическая работа по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

  38. Логопедическая работа по преодолению семантической дислексии.

  39. Формирование фонематического анализа на логопедических занятиях.

  40. Логопедическая работа по развитию зрительного гнозиса у детей с недостатками чтения и письма.

  41. Логопедическая работа, направленная на устранение смешений букв по кинетическому сходству.

  42. Логопедическая работа по преодолению дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи (по И.В.Прищеповой).

  43. Специфика логопедической работы по преодолению дизорфографии у обучающихся 5 – 7 классов общеобразовательной школы.

  44. Анализ методики логопедической работы по коррекции дизорфогр


Оценивание ответов студента

"Отлично" выставляется студенту, который демонстрирует при ответе всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой. Свободно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной программой, а так же показывает усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины и их значений для приобретаемой профессии, проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

"Хорошо" выставляется студенту, который демонстрирует при ответе хорошее знание учебно-программного материала, успешно выполнил преду­смотренные задания, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе. Показывает систематический характер знаний по дисциплине и способен к их самостоятель­ному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профес­сиональной деятельности.

"Удовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющимся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой, допустившим погрешности в ответе, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

"Неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определёнными предметными умениями.


Критерии выставления оценки на экзамене

Экзамен проводятся в устной форме по билетам. Экзаменатору предоставляется право задавать студенту дополнительные вопросы сверх билета.

Знания, умения, навыки студента на экзамене оцениваются отметками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Показателем для выставления оценки служит уровень усвоения материала, предусмотренного данной рабочей программой.


Критерии оценивания заданий для самостоятельного выполнения

Показатели по уровням

оценка

Студент выполняет задание самостоятельно, теоретически обосновывает свое решение, задание выполнено на 95-100%

отлично

Студент выполняет задание самостоятельно, возникают некоторые проблемы с теоретическим обоснованием решения, задача решена на 80-94%

хорошо

Студенту при выполнении заданий требуется помощь, возникают проблемы с теоретическим обоснованием решения, задание выполнено на 60-79%

удовлетворительно

Студент не может самостоятельно выполнить задание, не может теоретически обосновать решение, задание выполнено менее чем на 60%

неудовлетворительно