Контакты:
-
ВЯ
Вероника Владимировна ЯкушеваУчитель
-
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Логопедия» (Б1.В.ОД.1) относится к обязательным дисциплинам и входит в вариативную часть программы бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое образование».
Для освоения дисциплины «Логопедия: разделы «Фонетико-фонематические нарушения речи», «Общее недоразвитие речи», «Нарушения письменной речи» студенты используют знания, полученные в ходе изучения дисциплин: «Введение в профессию», «Педагогика», «Психология», «Основы генетики», «Возрастная анатомия и физиология с основами патологии органов слуха, речи и зрения», ««Логопедия: «Дислалия», «Нарушения голоса», «Ринолалия», «Дизартрия», «Русский язык и культура речи», «Онтогенез речевой деятельности», «Логопедические практикумы», «Основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ» «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для лиц с нарушениями речи», «Логопсихология».
Освоение дисциплины «Логопедия» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Логопедия: «Заикание», «Алалия», «Афазия», «Логопедические технологии», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях», «Логоритмика», «Методика развития речи (специальная)», а также для прохождения производственной практики и подготовки к государственной итоговой аттестации.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
-
способностью к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями (ДПК-1);
-
готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
-
способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);
-
способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5).
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
-
этиологию, патогенез, симптоматику, классификации ФФН, ОНР, нарушений письменной речи;
-
критерии дифференциальной диагностики ФФН и ОНР, параметры разграничения уровней речевого развития при ОНР у детей, дисграфии и дизорфографии;
-
основные принципы организации и содержание методик по выявлению и преодолению ФФН, ОНР, нарушений письменной речи;
-
специфику логопедического сопровождения детей с ФФН, ОНР, нарушениями письма и чтения в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на всех этапах коррекционного воздействия с учетом реализации требований ФГОС;
уметь:
-
проводить обследование детей с различными формами речевой патологии с ФФН, ОНР, нарушениями письменной речи;
-
квалифицировать ошибки в устной речи, письме и при чтении, дифференцировать уровни речевого развития при ОНР, формы дисграфии, дислексии;
-
использовать основные приемы выявления предрасположенности к ОНР у детей раннего возраста, к нарушениям письменной речи у дошкольников и первоклассников;
-
определять основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению ФФН, ОНР, нарушений письменной речи с учетом механизмов нарушения, индивидуальных психологических и личностных особенностей детей;
владеть:
-
навыками применения технологий логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста с ФФН, ОНР, нарушениями письма и чтения;
-
навыками осуществления дифференциальной диагностики различных форм дисграфии, дислексии, уровней речевого развития при ОНР;
-
навыками разработки моделей индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
-
навыками применения методов и средств логопедического воздействия, ориентированных на преодоление ФФН, ОНР, нарушений письменной речи.
Содержание дисциплины
Фонетико – фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование, дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения и профилактических мероприятий.
Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, дизорфография: история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификации, дифференциальная диагностика, коррекция, профилактика.
4. Тематический план
№ п/п
|
Разделы и темы |
Всего часов |
Формы занятий |
||
лек-ции |
практ. занят. |
сам. раб. |
|||
5 семестр |
|||||
Раздел 1. Фонетико-фонематические нарушения речи |
|||||
1. |
Теоретические основы изучения ФФН |
7 |
2 |
4 |
1 |
2. |
Структура дефекта при ФФН |
5 |
1 |
2 |
2 |
3. |
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ФФН |
4 |
1 |
2 |
1 |
4. |
Коррекционное обучение детей с ФФН: организация, содержание, программно-методическое обеспечение |
6 |
2 |
2 |
2 |
5. |
Обследование фонетико-фонематической стороны речи |
6 |
2 |
2 |
2 |
6. |
Преодоление нарушений звуковой стороны речи у детей с ФФН |
5 |
2 |
2 |
1 |
7. |
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ФФН |
5 |
2 |
2 |
1 |
8. |
Формирование элементарных навыков чтения и письма у детей с ФФН |
6 |
2 |
2 |
2 |
9. |
Профилактика ФФН |
5 |
2 |
2 |
1 |
Раздел 2. Общее недоразвитие речи |
|||||
1. |
Сущность и этиология общего недоразвития речи |
5 |
2 |
2 |
1 |
2. |
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР |
6 |
2 |
2 |
2 |
3. |
Характеристика уровней речевого развития при общем недоразвитии речи |
12 |
4 |
6 |
2 |
4. |
Обследование, анализ, оценка речи дошкольников с ОНР |
9 |
2 |
4 |
3 |
5. |
Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи |
6 |
2 |
2 |
2 |
6. |
Психолого-педагогическое обоснование основных направлений коррекционного обучения |
6 |
2 |
2 |
2 |
7. |
Особенности логопедической работы, направленной на преодоление нарушений произносительной стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи |
6 |
2 |
2 |
2 |
8. |
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения детьми с общим недоразвитие речи |
6 |
2 |
2 |
2 |
9. |
Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста с ОНР |
10 |
2 |
4 |
4 |
10. |
Особенности логопедической работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР |
9 |
2 |
4 |
3 |
11. |
Моделирование процесса логопедического воздействия в зависимости от уровня речевого развития |
16 |
2 |
8 |
6 |
12. |
Профилактика общего недоразвития речи |
4 |
0 |
2 |
2 |
|
Итого: |
144 |
40 |
60 |
44 |
6 семестр |
|||||
Раздел 3. Нарушения письменной речи |
|||||
1. |
Письменная речь — сложнейшая форма речевой деятельности |
11 |
2 |
2 |
7 |
2. |
Современные представления о механизмах чтения |
11 |
2 |
2 |
7 |
3. |
Дислексия: определение, статистика, этиология, механизмы, классификация |
11 |
2 |
2 |
7 |
4. |
Современные представления о механизмах письма |
13 |
2 |
4 |
7 |
5. |
Дисграфия: определение, статистика, этиология, механизмы, классификация |
13 |
2 |
4 |
7 |
6. |
Дизорфография: определение, статистика, этиология, механизмы |
11 |
2 |
2 |
7 |
7. |
Связь нарушений письма и чтения с расстройствами устной речи и невербальных психических функций |
9 |
0 |
2 |
7 |
8. |
Обследование учащихся с нарушениями письма и чтения |
13 |
2 |
4 |
7 |
9. |
Комплексное преодоление нарушений письма и чтения |
11 |
2 |
2 |
7 |
10. |
Развитие фонематического восприятия. Формирование языкового анализа и синтеза. |
14 |
2 |
4 |
8 |
11. |
Коррекция нарушений зрительно-пространственных функций |
14 |
2 |
4 |
8 |
12. |
Преодоление семантической дислексии и аграмматической дислексии и дисграфии |
14 |
2 |
4 |
8 |
13. |
Коррекционно-развивающее обучение младших школьников с нарушениями речи (по. А.В. Ястребовой) |
12 |
2 |
2 |
8 |
14. |
Коррекция дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи |
12 |
2 |
2 |
8 |
15. |
Профилактика нарушений письменной речи |
11 |
2 |
2 |
7 |
|
Итого: |
180 |
28 |
42 |
110 |
|
Всего за год: |
324 |
68 |
102 |
154 |
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы
а) Список основной литературы
-
Антипова Ж.В. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников : учебник / Ж.В. Антипова, Л.Р. Давидович, О.Н. Дианова [и др.] ; под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат).
-
Криницына Г. М. Коррекция речевых нарушений : учебное пособие для вузов / Г. М. Криницына. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11286-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456899
Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат).
-
Логинова Е.А. Нарушения письменной речи у младших школьников : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат).
-
Логопедия. Теория и практика / под ред. проф. Т.Б. Филичевой.- М.: Эксмо, 2017.
-
Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. – М.:Эксмо, 2015.
Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 191 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06310-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451428
Б ) Список дополнительной литературы
-
Азова О.И. Логопедия. Дизорфография : учеб. пособие / О.И. Азова. — М. : ИНФРА-М, 2017. – (Высшее образование: Бакалавриат). — Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=953435
-
Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2010.
-
Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авт.-сост. Сб. Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2016.
-
Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. IV: Нарушения письменной речи.
-
Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.
-
Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /Н.В.Нищева. – СПб.:ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.- Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Nischeva_last_new.pdf
-
Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения/ Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 № 2.
-
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:Мозаика-синтез, 2015.
-
Справочник учителя-логопеда ДОУ: Справочник / Степанова О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма/А.ВЯстребова, Т.П. Бессонова. – М.:АРКТИ, 2008.- Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0400/5_0400-1.shtml
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
-
http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ
-
https://urait.ru/ - образовательная платформа Юрайт.
-
http://www.pedlib.ru – онлайн педагогическая библиотека
-
http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии
-
http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики
-
http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендации
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
-
Электронный вариант заданий для самостоятельной работы.
-
Костикова В.В (Якушева В.В.). Логопедия: Практические занятия и учебные задания для самостоятельной работы студентов 3 курса: в 2 ч. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – Ч.I: Фонетико-фонематические нарушения речи.
-
Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия».- М.: Парадигма, 2009.
-
Нарушения письменной речи у младших школьников / Авт.-сост. И.А.Поварова, В.А. Гончарова.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
-
Практикум по детской логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Т.Н. Воронцова, Ю.Г.Гаубих; под ред. В.И. Селиверстова.- М.: ВЛАДОС, 1997 (печатный и электронный варианты)Пятница Т.В.Логопедия в таблицах, схемах, цифрах.- Ростов н/Д: Феникс, 2013
-
Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашкина, Л.П.Зернова, И.А. Зимина.- М.:Издательский центр «Академия», 2014.
10. Перечень информационных технологий
-
При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются информационные технологии для создания презентаций, обработки данных с помощью прикладных программных продуктов Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint,Microsoft Access. Осуществляется поиск информации в WWW- пространстве; работа с Web-страницами и социальными ресурсами сети Интернет.
-
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.
-
Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:
1). Microsoft Windows Professional 7 Russian;
2). Microsoft Office 2010 Russian.При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются информационные технологии для создания презентаций, обработки данных с помощью прикладных программных продуктов Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint,Microsoft Access. Осуществляется поиск информации в WWW- пространстве; работа с Web-страницами и социальными ресурсами сети Интернет.
-
Нурминский Е.В., О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста / Прогр. для ЭВМ. – М.: Русская речь, 2012 (CD-диск, методическое пособие по работе с компьютерной программой).
-
Нурминский Е.В., О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Экспресс-диагностика речи ребенка дошкольного возраста / Прогр. для ЭВМ. – М.: Русская речь, 2012 (CD-диск).
-
Интерактивная речевая карта ребенка дошкольного возраста. Форма №2 /Прогр. для ЭВМ. – М.: Русская речь, 2012(CD –диск).
11. Материально-техническая база
Учебная аудитория, оборудованная различными средствами ТСО (мультимедийное оборудование, видео- и аудиоаппаратура, компьютер (программное обеспечение Microsoft Word (2003-2007)), имеющая выход в Интернет.
Учебная аудитория, оборудованная интерактивной доской.
Компьютерный кабинет с выходом в Интернет.
Библиотека, имеющая рабочие места для студентов, оснащенная компьютерами с доступом к базам данных и выходом в Интернет.
Учебные и методические пособия (программы, учебники, методические рекомендации и др.).
Наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки, фото- и видеоматериалы и др.).
Методическая, аудиторная и техническая база общеобразовательных и образовательных организаций г. Смоленска (СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями», ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», СОГБУ «Центр психолого-медико-педагогического сопровождения для детей и семей» и др.).
Вопросы к экзамену
Семестр 5
-
Историческое развитие проблемы речевого недоразвития в отечественной логопедии.
-
Лингвистический и физиологический аспекты изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи.
-
Психологический аспект изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи.
-
Онтогенетические особенности развития фонетико-фонематической стороны речи.
-
Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
-
Структура дефекта при фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
-
Организация логопедической помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
-
Содержание и методическая организация обследования звукопроизношения и слоговой структуры слова.
-
Содержание и методическая организация обследования строения и подвижности органов артикуляции.
-
Содержание и методическая организация обследования фонематических процессов.
-
Организация коррекционно-педагогической работы в логопедической группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
-
Организация логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.
-
Анализ «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе».
-
Анализ «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе».
-
Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы, основные направления логопедической работы.
-
Фонемный анализ слова. Система обучения детей звуковому анализу слова.
-
Методика развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
-
Методика логопедического воздействия по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
-
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия в системе коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: цель и задачи, содержание и организация.
-
Зависимость структуры и содержания индивидуального логопедического занятия от структуры речевого дефекта при фонетико-фонематическом недоразвитии у детей.
-
Особенности логопедической работы по формированию элементарных навыков письма и чтения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
-
Фронтальные логопедические занятия по произношению в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: тематика, задачи, содержание и структура.
-
Фронтальные логопедические занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: тематика, задачи, содержание и структура.
-
Системная организация языка и специфика овладения им детьми в норме и с речевой патологией.
-
Сущность и этиология общего недоразвития речи.
-
Лингвистические критерии составления уровневой характеристики недоразвития речи.
-
Состояние импрессивной и экспрессивной речи детей с первым уровнем развития речи.
-
Второй уровень речевого развития.
-
Специфические характеристики речевого высказывания детей с третьим уровнем развития речи.
-
Специфические характеристики речевого высказывания детей с четвертым уровнем развития речи.
-
Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы и содержание.
-
Изучение детей с общим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы, этапы обследования.
-
Обследование понимания речи детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
-
Обследование экспрессивной стороны речи по уровням ее развития.
-
Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи и сходных с ним состояний.
-
Ранняя диагностика и профилактика общего недоразвития речи.
-
Анализ «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
-
Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии.
-
Система логопедической работы по развитию понимания обращенной речи детьми с общим недоразвитием речи.
-
Система логопедической работы по формированию лексико-семантического компонента речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
-
Система логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
-
Система логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
-
Система логопедической работы по развитию самостоятельной фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи.
-
Система логопедической работы по формированию и совершенствованию связной речи детей с общим речевым недоразвитием.
-
Логопедическая работа с детьми, имеющими первый уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.
-
Логопедическая работа с детьми, имеющими второй уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.
-
Логопедическая работа с детьми, имеющими третий уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.
-
Логопедическая работа с детьми, имеющими четвертый уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.
-
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.
-
Фронтальные логопедические занятия в системе коррекционного обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Семестр 6
-
Письменная речь как особый вид речевой деятельности.
-
Современные представления о механизмах процесса чтения.
-
Психологическая и психолингвистическая характеристика процесса письма.
-
Характеристика этапов формирования навыка чтения.
-
Условия формирования навыка письма.
-
Дислексия: определение, этиология, механизмы.
-
Дисграфия: определение, этиология, механизмы.
-
Классификации нарушений процесса чтения.
-
Классификации нарушений процесса письма.
-
Дизорфография: определение, этиология, механизмы.
-
Особенности проявления недостатков чтения и письма у младших школьников с ФФН.
-
Особенности проявления нарушений чтения и письма у школьников с общим недоразвитием речи.
-
Симптоматика дислексии.
-
Симптоматика дисграфии.
-
Симптоматика дизорфографии.
-
Типология и механизмы специфических ошибок письма (по И.Н.Садовниковой).
-
Организация и содержание обследования детей с недостатками чтения и письма.
-
Содержание и методическая организация обследования состояния процесса чтения.
-
Содержание и методическая организация обследования процесса письма.
-
Организация и методика обследования детей с дизорфографией.
-
Преодоление недостатков письма и чтения в условиях логопедического пункта образовательного учреждения.
-
Предупреждение нарушений письменной речи.
-
Логопедическая готовность к обучению письму и чтению.
-
Различные методологические подходы к преодолению дисграфии, дислексии в отечественной логопедии.
-
Принципы логопедической работы по преодолению недостатков письма и чтения.
-
Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом.
-
Нормализация звуковой стороны речи на первом этапе коррекционного обучения обучающихся с ФФН и ОНР.
-
Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка на втором этапе коррекционного обучения младших школьников с общим недоразвитием речи.
-
Формирование умений и навыков устного связного высказывания и предпосылок к развитию умений и навыков составления развернутых письменных текстов.
-
Технология преодоления дисграфии, дислексии И.Н.Садовниковой.
-
Развитие и совершенствование навыка чтения на логопедических занятиях.
-
Логопедическая работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии.
-
Логопедическая работа по преодолению акустической дисграфии.
-
Логопедическая работа по преодолению оптической дислексии, дисграфии.
-
Логопедическая работа по преодолению аграмматической дислексии, дисграфии.
-
Логопедическая работа по преодолению фонематической дислексии.
-
Логопедическая работа по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
-
Логопедическая работа по преодолению семантической дислексии.
-
Формирование фонематического анализа на логопедических занятиях.
-
Логопедическая работа по развитию зрительного гнозиса у детей с недостатками чтения и письма.
-
Логопедическая работа, направленная на устранение смешений букв по кинетическому сходству.
-
Логопедическая работа по преодолению дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи (по И.В.Прищеповой).
-
Специфика логопедической работы по преодолению дизорфографии у обучающихся 5 – 7 классов общеобразовательной школы.
-
Анализ методики логопедической работы по коррекции дизорфогр
Оценивание ответов студента
"Отлично" выставляется студенту, который демонстрирует при ответе всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой. Свободно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной программой, а так же показывает усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины и их значений для приобретаемой профессии, проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
"Хорошо" выставляется студенту, который демонстрирует при ответе хорошее знание учебно-программного материала, успешно выполнил предусмотренные задания, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе. Показывает систематический характер знаний по дисциплине и способен к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
"Удовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющимся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой, допустившим погрешности в ответе, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
"Неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определёнными предметными умениями.
Критерии выставления оценки на экзамене
Экзамен проводятся в устной форме по билетам. Экзаменатору предоставляется право задавать студенту дополнительные вопросы сверх билета.
Знания, умения, навыки студента на экзамене оцениваются отметками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Показателем для выставления оценки служит уровень усвоения материала, предусмотренного данной рабочей программой.
Критерии оценивания заданий для самостоятельного выполнения
Показатели по уровням |
оценка |
Студент выполняет задание самостоятельно, теоретически обосновывает свое решение, задание выполнено на 95-100% |
отлично |
Студент выполняет задание самостоятельно, возникают некоторые проблемы с теоретическим обоснованием решения, задача решена на 80-94% |
хорошо |
Студенту при выполнении заданий требуется помощь, возникают проблемы с теоретическим обоснованием решения, задание выполнено на 60-79% |
удовлетворительно |
Студент не может самостоятельно выполнить задание, не может теоретически обосновать решение, задание выполнено менее чем на 60% |
неудовлетворительно |