Контакты:
-
ЕК
Елена Викторовна КрыловаУчитель
-
ВЯ
Вероника Владимировна ЯкушеваУчитель
-
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.О.20. «Логопедия» относится к обязательной части ОП по направлению подготовки: 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль): «Логопедия».
Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Психология», «Общая педагогика», «Основы генетики», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения, речи».
Освоение дисциплины «Логопедия» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Логопедические технологии», «Психолингвистика», «Формы логопедической работы», модуля «Методики обучения детей с нарушениями речи», «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида», а также для прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция |
Индикаторы достижения |
ОПК-2
Способен участвовать в разработке
основных и дополнительных образовательных
программ, разрабатывать отдельные их
компоненты (в том числе
|
Знать: - историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; - образовательные потребности обучающихся с нарушением речи с разной степенью выраженности нарушения и разных возрастных групп; - теорию и практику обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи; - современные образовательные технологии, в том числе ИКТ и особенности их использования; - технологию разработки отдельных компонентов адаптированных основных и дополнительных образовательных программ, в том числе, индивидуальных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи. Уметь: - классифицировать образовательные системы и образовательные технологии; - разрабатывать и реализовывать отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ; - применять современные образовательные технологии в планировании и реализации образовательного и коррекционно- развивающего процесса; - оформлять педагогическую документацию. Владеть: - навыками разработки и реализации программ учебных предметов и других отдельных компонентов адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением речи; методы примененияинформационно- коммуникационных технологий (далее–ИКТ) при разработке и реализацииАООП.
|
ПК-2 Способен дифференцированно использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. |
Знать: - особенности психофизического и возрастного развития, особые образовательные потребности разных групп обучающихся с нарушением речи; - теорию и практику реализации дифференцированного подхода в образовании обучающихся с нарушением речи; - требования к содержанию и организации коррекционно-развивающего процесса, ориентированного на обучающихся с нарушением речи; - современные методики и технологии, используемые в коррекционно-развивающем процессе. Уметь: - обеспечивать условия реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи; - отбирать и реализовывать содержание, современные методики и технологии, необходимые для осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи; - применять разные формы и способы реализации дифференцированного подхода. Владеть: - методами создания условий реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи; - методами отбора и применения современных методик и технологий, необходимых для осуществления коррекционно- развивающего процесса, с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением речи. |
ПК-3 Способен осуществлять мониторинг эффективности учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса. |
Знать: - принципы, методы, организацию мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса в разных институциональных условиях; Уметь: - применять разные методы мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающегопроцесса; - оформлять и интерпретировать результаты мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающегопроцесса; - использовать выводы для корректировки содержания и организации коррекционно- развивающегопроцесса. Владеть: - методами проведения мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процесса и интерпретации его результатов. |
ПК-4 Способен проводить логопедическое обследование обучающихся с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации программы логопедической работы. |
Знать: - содержание и требования к проведению логопедического обследования обучающихся; - способы разработки программы обследования; - инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Уметь: - разрабатывать программу логопедического обследования, определять показатели развития ребенка, отбирать и/или разрабатывать инструментарий; - проводить логопедического обследование обучающихся; - интерпретировать результаты обследования и делать выводы об особенностях развития обучающегося и использовать их для разработки программы логопедической работы; - оформлять психолого-педагогическую характеристикуобучающегося; - формулировать заключения и рекомендации. Владеть: - методами применения методов диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с нарушением речи с использованием системы показателей; - навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы. |
3. Содержание дисциплины
Раздел III.
Дизартрия.
История, статистика, терминология,
определение , структура дефекта при
дизартрии, классификация,
формы и методика логопедического
воздействия, эффективность,
профилактика, специальные пособия,
медицинское и общепедагогическое
воздействие, социальная адаптация.
Раздел IV. Фонетико – фонематическое недоразвитие. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование, дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения и профилактических мероприятий.
Раздел V. Нарушения письма и чтения. Дисграфия, дислексия, дизорфография: история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификации, дифференциальная диагностика, коррекция, профилактика.
4.Тематический
план
2 КУРС. 3 СЕМЕСТР
№ п/п |
Разделы и темы |
Всего часов |
Формы занятий (в соответствии с учебным планом) |
||
лекции |
практические занятия |
самостоятельная работа |
|||
Раздел III.Дизартрия |
|||||
1 |
Введение в проблемы дизартрии. Анатомо-физиологические основы речевой функции |
10 |
- |
6 |
4 |
2 |
Психофизиологические механизмы звукопроизношения и просодической стороны речи |
12 |
2 |
6 |
4 |
3 |
Дизартрии у взрослых лиц
|
7 |
2 |
2 |
3 |
4 |
Псевдобульбарная дизартрия
|
5 |
- |
2 |
3 |
5 |
Бульбарная дизартрия
|
5 |
- |
2 |
3 |
6 |
Подкорковая дизартрия
|
5 |
- |
2 |
3 |
7 |
Корковая дизартрия
|
5 |
- |
2 |
3 |
8 |
Мозжечковая дизартрия
|
5 |
|
2 |
3 |
9 |
Онтогенез психомоторной и речевой деятельности |
8 |
- |
4 |
4 |
10 |
Детский церебральный паралич как причина и этиопатогенетический механизм дизартрии у детей. |
8 |
- |
4 |
4 |
11 |
Нарушения речевого развития при детских церебральных параличах |
9 |
2 |
4 |
3 |
12 |
Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией |
6 |
- |
2 |
4 |
13 |
Формы дизартрии у детей
|
14 |
2 |
8 |
4 |
14 |
Степени выраженности дизартрии у детей |
6 |
- |
2 |
4 |
15 |
Логопедическое обследование детей и подростков с дизартрией. |
10 |
2 |
4 |
4 |
16 |
Обследование моторных и сенсорных функций при дизартрии |
8 |
- |
4 |
4 |
17 |
Организация, принципы, основные направления и логопедические технологии реабилитации детей с дизартрией |
11 |
2 |
6 |
3 |
18 |
Система логопедической работы при стертой дизартрии |
8 |
- |
4 |
4 |
19 |
Нормализация мышечного тонуса, развитие моторики артикуляционного аппарата и пальцев рук |
12 |
- |
8 |
4 |
20 |
Развитие дыхательной функции и голоса |
6 |
- |
2 |
4 |
21 |
Коррекция фонетической стороны речи |
10 |
2 |
4 |
4 |
22 |
Развитие сенсорных и психических функций |
6 |
- |
2 |
4 |
23 |
Профилактика дизартрии и вторичных нарушений у детей |
4 |
- |
2 |
2 |
|
Итого |
180 |
14 |
84 |
82 |
4 СЕМЕСТР
№ п/п Разделы и темы Всего
часов Формы
занятий (в соответствии
с учебным планом) лекции практические
занятия самостоятельная
работа Раздел IV.
Фонетико-фонематическое недоразвитие 1 Теоретические
основы изучения ФФН
9 2 4 3 2 Структура
дефекта при ФФН 7 2 2 3 3 Психолого-педагогическая
характеристика детей дошкольного
возраста с ФФН 7 2 2 3 4 Коррекционное
обучение детей с ФФН: организация,
содержание, программно-методическое
обеспечение
7 2 2 3 5 Обследование
фонетико-фонематической стороны речи
9 2 4 3 6 Преодоление
нарушений звуковой стороны речи у
детей с ФФН 9 2 4 3 7 Формирование
навыков фонематического анализа и
синтеза у детей с ФФН 9 2 4 3 8 Формирование
элементарных навыков чтения и письма
у детей с ФФН
9 2 4 3 9 Профилактика
ФФН 4 - 2 2 Общее
недоразвитие речи 1 Сущность и этиология
общего недоразвития речи
7 2 2 3 2 Психолого-педагогическая
характеристика детей с ОНР 5 - 2 3 3 Характеристика
уровней речевого развития при общем
недоразвитии речи 15 4 8 3 4 Обследование,
анализ, оценка речи дошкольников с
ОНР 9 2 4 3 5 Организация
обучения и воспитания детей с общим
недоразвитием речи 7 - 4 3 6 Психолого-педагогическое
обоснование основных направлений
коррекционного обучения 7 2 2 3 7 Особенности
логопедической работы, направленной
на преодоление нарушений произносительной
стороны речи дошкольников с общим
недоразвитием речи 9 2 4 3 8 Подготовка
к овладению элементарными навыками
письма и чтения детьми с общим
недоразвитие речи
7 2 2 3 9 Особенности
логопедической работы по формированию
лексико-грамматической стороны речи
детей дошкольного возраста с ОНР
11 2 6 3 10 Особенности
логопедической работы по развитию
связной речи детей дошкольного
возраста с ОНР 9 2 4 3 11 Моделирование
процесса логопедического воздействия
в зависимости от уровня речевого
развития
13 2 8 3 12 Профилактика
общего недоразвития речи 5 - 2 3 Раздел V.
Нарушения письма и чтения 1 Письменная
речь — сложнейшая форма речевой
деятельности 7 2 2 3 2 Современные
представления о механизмах чтения
7 2 2 3 3 Дислексия:
определение, статистика, этиология,
механизмы, классификация 7 2 2 3 4 Современные
представления о механизмах письма 9 2 4 3 5 Дисграфия:
определение, статистика, этиология,
механизмы, классификация 9 2 4 3 6 Дизорфография:
определение, статистика, этиология,
механизмы
7 2 2 3 7 Связь
нарушений письма и чтения с расстройствами
устной речи и невербальных психических
функций 5 - 2 3 8 Обследование
учащихся с нарушениями письма и чтения 9 2 4 3 9 Комплексное
преодоление нарушений письма и чтения 7 2 2 3 10 Развитие
фонематического восприятия. Формирование
языкового анализа и синтеза. 10 2 6 2 11 Коррекция
нарушений зрительно-пространственных
функций 11 2 6 3 12 Преодоление
семантической дислексии и аграмматической
дислексии и дисграфии 11 2 6 3 13 Коррекционно-развивающее
обучение младших школьников с
нарушениями речи
8 2 4 2 14 Коррекция
дизорфографии у школьников
8 2 4 2 15 Профилактика
нарушений письма и чтения 6 2 2 2 Экзамен 27 Итого: 324 64 128 105 Всего
за год: 504 78 212 187
6.2. Оценочные средства и
критерии оценивания для промежуточной
аттестации
2 КУРС. 3 СЕМЕСТР
Раздел III. Дизартрия
Итоговый контроль по курсу предусматривает зачет и проводится в соответствии с Учебным планом в третьем семестре согласно расписанию деканата. Зачет выставляется на основании успешной работы в течение семестра и выполнения теста.
Примерные варианты тестовых заданий
Задание 1. Дизартрия – это:
а) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации
речевого аппарата;
б) нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью
иннервации речевого аппарата;
в) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-
физиологическими дефектами речевого аппарата.
Задание 2.Анартрия - это
а) частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича
речедвигательных мышц;
б) полное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича
речедвигательных мышц;
в)нарушение звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.
Задание 3.Выделите ту из характеристик симптоматики нарушений речи, которая наиболее характерна для дизартрии:
а) грубое недоразвитие всех сторон речи;
б) нарушение звукопроизношения и тембра голоса при относительной сохранности
других компонентов речи;
в) нарушение звукопроизношения при сохранности других компонентов речи;
г) нарушения звукопроизношения и просодики при относительной сохранности других
компонентов речи.
Задание 4.Ведущее нарушение при дизартрии
а) нарушение звукопроизношения;
б) нарушение звукопроизношения и тембра голоса;
в) нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи;
г) нарушение звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи.
Задание5.В основе расстройств просодической стороны речи яри дизартрии лежат:
а) выраженные артикуляционные нарушения;
б) нарушения эмоционально-двигательной иннервации;
в) повышение мышечного тонуса язычной мускулатуры.
Задание 6.Трудности реализации двигательной программы речевого высказывания при
дизартрии проявляются в:
а) нарушениях лексико-грамматического структурирования;
б) трудностях семантической организации речевого высказывания;
в) несформированности операций внешнего оформления речи.
Задание 7.В основе нарушения речевого дыхания при дизартрии лежит:
а) патологическое состояние мышц гортани;
б) наличие ассоциированных реакций;
в) расстройства иннервации дыхательной мускулатуры.
Задание 8.Спастичность задней части спинки языка вызывает нарушение звуков:
а) губно-губных;
б) переднеязычных;
в ) заднеязычных;
г) губно-зубных;
Задание 9.Исключите фактор, который не характерен для нарушения звукопроизношения при дизартрии:
а) стойкий характер нарушений произношения;
б) нарушено произношения только согласных;
в) преобладание межзубного и бокового сигматизма;
г) трудности автоматизации звуков.
Задание 10.К наиболее стойким признакам дизартрии относят:
а) нарушения звукопроизношения;
б) нарушения слоговой структуры слова;
в) нарушения просодики;
г) нарушение фонематического восприятия.
Задание 11.Дизартрия чаще всего встречается у детей с:
а) нарушением интеллекта;
б) детским церебральным параличом;
в )нарушением эмоционально-волевой сферы;
г) задержкой психического развития.
Задание 12.Спастичность артикуляционной мускулатуры - это
а) меняющийся характер мышечного тонуса;
б) снижение мышечного тонуса;
в) повышение мышечного тонуса;
г) несоразмерность, неточность произвольных движений.
Задание 13. Периферический паралич вызывает:
а) спастичность мышц;
б) гиперкинезы;
в) атрофию мышц;
г)синкинезии.
Задание 14.Выберите признаки, характерные для центрального паралича:
а) тонус мышц повышен;
б) тонус мышц снижен;
в)синкинезии отсутствуют;
г)синкинезии имеются;
д) атрофия мышц отсутствует;
е) атрофия мышц выражена.
Задание 15.Выберите признаки, характерные для периферического паралича:
а) тонус мышц повышен;
б) тонус мышц снижен;
в) синкинезии отсутствуют;
г)синкинезии имеются;
д) атрофия мышц отсутствует;
е) атрофия мышц выражена.
Задание 16.Гипотония артикуляционной мускулатуры - это
а) меняющийся характер мышечного тонуса;
б) снижение мышечного тонуса;
в) повышение мышечного тонуса;
г) несоразмерность, неточность произвольных движений
Задание 17.Дистония артикуляционной мускулатуры - это
а) меняющийся характер мышечного тонуса;
б) снижение мышечного тонуса;
в) повышение мышечного тонуса;
г) несоразмерность, неточность произвольных движений.
Задание 18. Дисметрия- это
а) меняющийся характер мышечного тонуса;
б) снижение мышечного тонуса;
в) повышение мышечного тонуса;
г) несоразмерность, неточность произвольных движений.
Задание 19.Асинергия - это
а) непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных движений;
б) нарушение способности производить сочетанные движения;
в) дрожание кончика языка;
г) непроизвольные, неритмичные, насильственные, иногда вычурные движения.
Задание 20.Гиперкинез - это
а) непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных движений;
б) нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией;
в) дрожание кончика языка;
г) непроизвольные, неритмичные, насильственные, иногда вычурные движения.
Задание 21.Тремор-это
а) непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных движений;
б) нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией;
в) дрожание кончика языка;
г) непроизвольные, неритмичные, насильственные, иногда вычурные движения.
Задание 22.Кто автор классификации дизартрии на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи
а) Винарская Е.Н.;
б) Правдина О.В.;
в) Панченко И.И.;
г) Мастюкова Е.М.
Задание 23.Кто автор классификации дизартрии на основе синдромологического подхода
а) Винарская Е.Н.;
б) Правдина О.В.;
в) Панченко И.И.;
г) Мастюкова Е.М.
Критерии оценки:
«отлично» - выполнено 100% заданий;
«хорошо» - выполнено от 70 до 99% заданий;
«удовлетворительно» - выполнено от 30 до 69% заданий;
«неудовлетворительно» - выполнено менее 29% заданий.
Критерии выставления зачета
Зачет выставляется по результатам работы студента в течение семестра и успешного выполнения зачетного задания в форме теста. Знания, умения, навыки студента на зачете оцениваются: зачтено, не зачтено.
«Зачтено» – выставляется студенту, активно участвующему на семинарских занятиях, показавшему достаточные знания теории изучаемой дисциплины, владеющему терминологией, умеющему применять теоретические знания на практике и набравшему в процессе выполнения теста не менее 15 баллов.
«Не зачтено» выставляется студенту, недостаточно активно участвующему на семинарских занятиях, показавшему слабые знания теории изучаемой дисциплины, не владеющему терминологией, не умеющему применять теоретические знания на практике и набравшему в процессе выполнения теста менее 15 баллов.
2 КУРС. 4 СЕМЕСТР
Раздел IV . Фонетико-фонематическое недоразвитие. Общее недоразвитие речи.
Раздел V.
Нарушения чтения и письма
Экзамен проводится в форме
собеседования по вопросам, предложенным
в экзаменационном билете и тесту. Каждый
экзаменационный билет включает два
вопроса, предполагающих освещение
теоретических и практических вопросов
дисциплины.
Знания, умения, навыки
студента на экзамене
оцениваются отметками:
отлично, хорошо, удовлетворительно,
неудовлетворительно.
Примерные вопросы тестовых
заданий
Часть 1. Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи Задание
1 Ученый,
который охарактеризовал системный
подход к формированию полноценных
обобщенных представлений обо всех
фонемах русского языка: А)
Н.И.Жинкин; Б)
Г.А.Каше; В)
К.Д.Ушинский; Г)
Д.Б. Эльконин. ..... Задание
4 Степень
фонетико-фонематического развития, для
которой характерно недостаточное
различение большого количества звуков
из нескольких фонетических групп при
достаточно сформированной их артикуляции
в устной речи – это: А)
легкая; Б)
средней тяжести; В)
тяжелая (глубокое недоразвитие). .... Задание
8 Замена
одного звука другим обусловлена: А)
недостаточной сформированностью или
нарушением артикуляционной моторики; Б)
недостаточной сформированностью
артикуляционной моторики и фонематического
восприятия; В)
несовершенством фонематического слуха. Задание17 Последовательность,
в которой ставятся звуки в группе
свистящих и шипящих: А)
[с] – [с,], [з] – [з,], [ц], [ш],
[ж], [ч], [щ]; Б)
[с] – [с,], [з,] – [з], [ц], [ш],
[ж], [щ], [ч]; В)
[з] – [з,], [ с] – [с, ], [ц], [ж], [
ш], [ ч], [ щ].
Критерии оценки:
«отлично» - выполнено 100%
заданий;
«хорошо» - выполнено от 70
до 99% заданий;
«удовлетворительно» -
выполнено от 30 до 69% заданий;
«неудовлетворительно» -
выполнено менее 29% заданий.
Часть 2. Общее недоразвитие речи Задание
1 Ученый,
который теоретически обосновал ОНР у
детей: А)
Р.Е.Левина; Б)
Г.И.Жаренкова; В)
Н.С.Жукова; Г)
Е.М.Мастюкова ... Задание
6 Неосложненный
вариант ОНР характеризуется : А)
наличием ярко выраженной неврологической
симптоматики; Б)
наличием малых неврологических
дисфункций Задание
7 Возможность
многоцелевого использования имеющихся
языковых средств характерна для детей,
имеющих А)
первый уровень речевого развития; Б)
второй уровень речевого развития; В)
третий уровень речевого развития; Г)
четвертый уровень речевого развития. Задание
8 Новообразование
речи детей с ОНР II уровня
является: А)
появление фразы; Б)
доступность словообразовательных
операций; В)
доступность словоизменения всех частей
речи. ... Задание
20 Синтаксическая
конструкция, с которой начинается работа
по формированию фразовой речи у
дошкольников с ОНР: А)
обращение + повеление; Б)
обращение + существительное в В.п.; В)
существительное + глагол изъявительного
наклонения.. Задание
21 Основная
задача в логопедической работе с детьми,
имеющими ОНР (I уровень
речевого развития) – это: А)
постановка звуков; Б)
заучивание правильно произносимых
слов; В)
накопление пассивного и активного
словаря; Г)
усвоение простейших грамматических
форм на основе знакомого лексического
материала Критерии оценки:
«отлично» - выполнено 100%
заданий;
«хорошо» - выполнено от 70
до 99% заданий;
«удовлетворительно» -
выполнено от 30 до 69% заданий;
«неудовлетворительно» -
выполнено менее 29% заданий. Вопросы к экзамену
Лингвистический и
физиологический аспекты изучения
проблемы фонетико-фонематического
недоразвития речи.
Психологический аспект
изучения проблемы фонетико-фонематического
недоразвития речи.
Структура дефекта при
фонетико-фонематическом недоразвитии
речи.
Организация логопедической
помощи детям с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.
Содержание и методическая
организация обследования звукопроизношения
и слоговой структуры слова.
Содержание и методическая
организация обследования строения и
подвижности органов артикуляции.
Содержание и методическая
организация обследования фонематических
процессов.
Организация логопедической
работы с детьми дошкольного возраста
в условиях логопедического пункта.
Коррекционное обучение
детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием
речи: цель, задачи, принципы, основные
направления логопедической работы.
Фонемный анализ слова.
Система обучения детей звуковому
анализу слова.
Методика развития слухового
внимания, слуховой памяти и фонематического
восприятия у детей дошкольного возраста
с речевыми нарушениями.
Методика логопедического
воздействия по преодолению нарушений
звукопроизношения у детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием
речи.
Особенности логопедической
работы по формированию элементарных
навыков письма и чтения у детей
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.
Сущность и этиология общего
недоразвития речи.
Состояние импрессивной и
экспрессивной речи детей с первым
уровнем развития речи.
Второй уровень речевого
развития.
Специфические характеристики
речевого высказывания детей с третьим
уровнем развития речи.
Специфические характеристики
речевого высказывания детей с четвертым
уровнем развития речи.
Коррекционное обучение
детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи: цель, задачи,
принципы и содержание.
Изучение детей с общим
недоразвитием речи: цель, задачи,
принципы, этапы обследования.
Ранняя диагностика и
профилактика общего недоразвития речи.
Поэтапное формирование
устной речи при ее недоразвитии.
Система логопедической
работы по развитию понимания обращенной
речи детьми с общим недоразвитием
речи.
Система логопедической
работы по формированию лексико-семантического
компонента речевой деятельности у
детей с общим недоразвитием речи.
Система логопедической
работы по формированию словообразования
у дошкольников с общим недоразвитием
речи.Система логопедической работы по
формированию словоизменения у
дошкольников с общим недоразвитием
речи.
Система логопедической
работы по развитию самостоятельной
фразовой речи у детей с общим недоразвитием
речи.
Система логопедической
работы по формированию и совершенствованию
связной речи детей с общим речевым
недоразвитием.
Логопедическая работа с
детьми, имеющими первый уровень речевого
развития: цель, задачи, основные
направления и содержание коррекционного
обучения.
Логопедическая работа с
детьми, имеющими второй уровень речевого
развития: цель, задачи, основные
направления и содержание коррекционного
обучения.
Логопедическая работа с
детьми, имеющими третий уровень речевого
развития: цель, задачи, основные
направления и содержание коррекционного
обучения.
Логопедическая работа с
детьми, имеющими четвертый уровень
речевого развития: цель, задачи, основные
направления и содержание коррекционного
обучения.
Письменная речь как особый
вид речевой деятельности.
Современные представления
о механизмах процесса чтения.
Психологическая и
психолингвистическая характеристика
процесса письма.
Характеристика этапов
формирования навыка чтения.
Дислексия: определение,
этиология, механизмы. Классификации
нарушений процесса чтения.
Дисграфия: определение,
этиология, механизмы.Классификации
нарушений процесса письма.
Дизорфография: определение,
этиология, механизмы.
Особенности проявления
недостатков чтения и письма у младших
школьников с ФФН.
Особенности проявления
нарушений чтения и письма у школьников
с общим недоразвитием речи.
Симптоматика дисграфии.
Симптоматика дизорфографии.
Типология и механизмы
специфических ошибок письма (по
И.Н.Садовниковой).Организация и содержание
обследования детей с недостатками
чтения и письма.
Предупреждение нарушений
письменной речи.
Различные методологические
подходы к преодолению дисграфии,
дислексии в отечественной логопедии.
Принципы логопедической
работы по преодолению недостатков
письма и чтения.
Восполнение пробелов в
развитии психологических предпосылок
к полноценному овладению чтением и
письмом.
Нормализация звуковой
стороны речи на первом этапе коррекционного
обучения обучающихся с ФФН и ОНР.
Восполнение пробелов в
развитии лексико-грамматических средств
языка на втором этапе коррекционного
обучения младших школьников с общим
недоразвитием речи.
Формирование умений и
навыков устного связного высказывания
и предпосылок к развитию умений и
навыков составления развернутых
письменных текстов.
Развитие и совершенствование
навыка чтения на логопедических
занятиях.
Логопедическая работа по
преодолению артикуляторно-акустической
дисграфии.
Логопедическая работа по
преодолению акустической дисграфии.
Логопедическая работа по
преодолению оптической дислексии,
дисграфии.
Логопедическая работа по
преодолению аграмматической дислексии,
дисграфии.
Логопедическая работа по
преодолению фонематической дислексии.
Логопедическая работа по
преодолению дисграфии на почве нарушения
языкового анализа и синтеза.
Логопедическая работа по
преодолению семантической дислексии.
Логопедическая работа по
преодолению дизорфографии у младших
школьников с общим недоразвитием речи
(по И.В.Прищеповой).
Анализ методики логопедической
работы по коррекции дизорфографии
О.И. Азовой.
Условия формирования навыка
письма. Оценивание ответов студента
"Отлично"выставляется
студенту, который демонстрирует при
ответе всестороннее,
систематическое и глубокое знание
учебно-программного материала,
умение свободно выполнять задания,
предусмотренные программой. Свободно
ориентируется
в основной и дополнительной литературе,
рекомендованной
программой, а так же показывает усвоение
взаимосвязи основных понятий дисциплины
и их значений для приобретаемой
профессии, проявляет творческие
способности в понимании, изложении и
использовании учебно-программного
материала.
"Хорошо"выставляется
студенту, который демонстрирует при
ответе хорошее знание учебно-программного
материала, успешно выполнил предусмотренные
задания, усвоил основную литературу,
рекомендованную в программе. Показывает
систематический характер знаний по
дисциплине и способен к их самостоятельному
пополнению и обновлению в ходе дальнейшей
учебной работы и профессиональной
деятельности.
"Удовлетворительно"выставляется
студенту, обнаружившему знание
основного учебного материала в объёме,
необходимом для дальнейшей учёбы
и предстоящей работы по профессии,
справляющимся с выполнением заданий,
предусмотренных программой, знакомый
с основной литературой, рекомендованной
программой, допустившим
погрешности в ответе,
но обладающим необходимыми знаниями
для их устранения под руководством
преподавателя.
"Неудовлетворительно"выставляется
студенту, обнаружившему пробелы в
знаниях основного учебно-программного
материала, допустившему принципиальные
ошибки в выполнении предусмотренных
программой заданий, не ознакомившемуся
с основной литературой, предусмотренной
программой, и не овладевшему базовыми
знаниями, предусмотренными по данной
дисциплине и определёнными предметными
умениям Курсовой проект (далее
проект) – учебная
работа, содержащая решение поставленной
задачи по отдельной учебной дисциплине
или по профилю подготовки, оформленная
в виде конструкторских, технологических,
программных, творческих и других
проектных документов. Задачи выполнения курсового
проекта: подбор и адаптация методик
для проведения психолого-педагогического
исследования;
самостоятельное проведение
психолого-педагогического исследования;
обработка полученных
экспериментальных данных и их сопоставление
с теоретическими положениями;
разработка, оформление
и представление результатов творческой
деятельности (конструкторских,
технологических, программных и других
проектных документов), имеющих практическую
направленность.
Этапы работы над проектом
Этап целеполагания (выбор проблемы,
определение, формулирование тем,
формирование микрогрупп для реализации
проекта, распределение заданий);
Этап планирования (объединение проблемы
и темы, анализ и подбор литературы,
формулирование цели, задач этапов
работы);
Этап выполнения и реализации (определение
и анализ промежуточных результатов,
обсуждение выполненного этапа работы,
возможностей корректировки, определение
тактики возможных действий, структурирование
практического материала);
Этап защиты проекта(устное
сообщение, презентация).
Критерии оценивания проекта
Критерии Максимальный балл
Конкретность структурных
элементов проектной разработки 5
Целостность и связность
структурных элементов проекта 5
Обоснованность
представленного проекта 5
Применение информационных
технологий для презентации 5
Оценивание проекта
Проект оценивается по балльной шкале,
балы переводятся в оценки успеваемости
следующим образом:
15 и более баллов – «отлично»;
12 – 14 баллов – «хорошо»;
11 – 13 баллов – «удовлетворительно;
менее 10 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в
процессе промежуточной аттестации. Примерные темы курсовых проектов
Моторная дисграфия у детей
школьного возраста.
Дизорфографические ошибки
в письменных работах детей младшего
школьного возраста.
Преодоление оптической
дислексии на логопедических занятиях.
Смешение букв в письме по
кинетическому сходству.
Ошибки фонематического
восприятия в письменных работах
учащихся.
Ошибки звукового анализа
в письме младших школьников.
Специфические ошибки чтения
учащихся с общим недоразвитием речи.
Коррекция специфических
ошибок слогового анализа и синтеза на
уровне слова.
Развитие зрительного
гнозиса на логопедических занятиях.
Профилактика семантической
дислексии.
Диагностика трудностей
чтения у младших школьников.
Использование компьютерных
методик в преодолении специфических
ошибок письма и чтения.
7. Перечень основной и дополнительной
литературы
7.1 Список основной литературы
Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/420465
-
Сикорский И. А. Заикание: учебное пособие / И. А. Сикорский, Е. Е. Шевцова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/442260
-
Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/B7B099B3-26CF-4EC3-B490-417B459843D8
-
Шевцова Е. Е. Заикание: учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/455662
7.2.Список дополнительной литературы
1.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. Пособие / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2015.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей /Е.Ф.Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
3. Балакирева А.С. Логопедия. Ринолалия. Учебное пособие для вузов / А. С. Балакирева.- М.: Секачев В. 2017.4. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2013.
5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ: Астрель. 2017. 384с.
6. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. М.: АСТ, Астрель, 2005.
7. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (нейролингвистический анализ). М.: Сфера. 2007.
8. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. СПб.: Детство-Пресс, 2011.
9. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2010.
10. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия / А.Г. Ипполитова. – М.: Просвещение, 2013.
11. Кирилова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми. М.: Сфера, 2011.
12. Киселев С. Ю. Анатомия центральной нервной системы: учебное пособие для вузов / С. Ю. Киселев. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/ABFEEC99-63A0-42AB-BA1B-335D825E9A2D
13.Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления: учеб. пособие / В. А. Ковшиков. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: КАРО, 2018.
14. Костикова В.В (Якушева В.В.). Логопедия: Практические занятия и учебные задания для самостоятельной работы студентов 3 курса: в 2 ч. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – Ч.I: Фонетико-фонематические нарушения речи.
15. Крылова Е.В. Логопедия. Дислалия: методические рекомендации к практическим занятиям для студентов специальности «Логопедия». – Смоленск: Изд-во СмолГУ. 2018.
16. Крылова Е. В. Логопедия: Алалия. Афазия: методические рекомендации к практическим занятиям для студентов специальности «Логопедия». – Смоленск: Изд-во СмолГУ. 2011.
17. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. Учебное пособие для вузов /Е.В. Лаврова. – М.: В.Секачев, 2013.
18. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей.– М.: Просвещение, 2012.
19. Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017.
20. Логинова Е.А. Нарушения письменной речи у младших школьников : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017.
21. Логопедия: Учебник для вузов. / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. 3-е изд., доп.– М.: ВЛАДОС, 2013.
22. Логопедия. Теория и практика / под ред. проф. Т.Б. Филичевой.– М.: Эксмо, 2017.
23. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч.1.: Нарушения голоса. Дислалия.
24. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2013. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч.2.: Ринолалия.Дизартрия.
25. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007.– Кн. II. Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.
26. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. III. Алалия. Афазия.
27. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. IV: Нарушения письменной речи.
28. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.
29. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами /Л.В. Лопатина. – СПб., 2014.
30. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2010.
31. Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал.– М.: ГНОМ и Д, 2019.
32. Основы дошкольной логопедии / Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Орлова О.С. – М.: Эксмо, 2015.
33. Прищепова И. В. Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Прищепова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444464
34. Соломатина Г.Н. Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей / Г.Н. Соломатина, В.М. Водолацкий. – М.: Сфера, 2015.
35. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). – М.: Классикс Стиль, 2003.
36. Фомичева М.Ф. Предупреждение нарушений звукопроизношения у детей. – М.:НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014.
Хватцев М.Е. Логопедия / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2009.
37. Храковская М.Г. Афазия. Агнозия. Апраксия. Методики восстановления.– М.: Нестор-История, 2017.
38. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: учебное пособие для студентов психологических и дефектологический факультетов вузов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
39. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашкина, Л.П.Зернова, И.А. Зимина.- М.:Издательский центр «Академия», 2014.
40.Шкловский В. М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Методическое пособие. М.: В. Секачев, 2017.
41. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма/А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – М.:АРКТИ, 2008.