Контакты:
-
Владимир ТерещенкоУчитель
1. Место практики в структуре ОП
Дисциплина относится к Блоку 2 - Практики. Входит в обязательную часть ОП. Вид практики – Учебная, тип – Ознакомительная.
Практика студентов является неотъемлемой частью профессиональной подготовки и закладывает фундамент формирования основных умений и навыков будущих психологов. Учебная ознакомительная практика первая в ряду практик позволяет студентам осмыслить будущую профессиональную деятельность, развить профессиональную любознательность, сформировать интерес в научно-исследовательской сфере.
Практика связана с такими дисциплинами как Педагогика, Психология, Психолого-педагогический практикум.
2. Планируемые результаты обучения
Цель учебной практики: ознакомление студентов с системой работы психологической службы, практического психолога в различных сферах общественной жизни и практики.
Задачи учебной практики:
• развивать профессиональную направленность будущих специалистов,
• совершенствовать систему ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности будущего психолога;
• приобщить студентов к непосредственной практической деятельности,
• формировать профессиональные умения и навыки, необходимые для успешного осуществления работы практического психолога в организациях и учреждениях различного профиля;
• установить и укрепить связи научно-теоретических знаний, полученных студентами в ходе аудиторных занятий, с практическим решением профессиональных задач;
• формировать установку на самосовершенствование и личностный рост.
Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:
УК2 - Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК6 – Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ОПК2 - Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК7 - Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК8 - Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПК6 - Способен планировать и реализовывать мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья субъектов образовательного процесса
ПК7 - Понимает и применяет критерии научного знания при анализе литературы, включая оценку использованных методик и обоснованность выводов исследований
Компетенция |
Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО) |
УК2 - Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
Знать: основы технологии целеполагания; основы проектной деятельности в условиях действующих правовых норм; особенности процесса управления проектом; основы технологии принятия управленческих решений в рамках проектной деятельности в условиях имеющихся ресурсов и ограничений. Уметь: формулировать цели и задачи проекта; разрабатывать проект; использовать инструменты и методы управления содержанием, сроками, стоимостью, качеством, человеческими и материальными ресурсами; управлять рисками проекта; проектировать и организовывать процесс управления проектами; организовывать и контролировать выполнение проекта; разрабатывать управленческие решения в соответствии с целями и задачами проекта. Владеть: специальной терминологией проектной деятельности и управления проектами; SMART-технологией постановки целей проекта; навыками построения дерева целей проекта; навыками применения различного инструментария в проектной деятельности; методами принятия управленческих решений в рамках проектной деятельности в условиях имеющихся ресурсов и ограничений. |
УК6 – Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
|
Знать: технологию самоорганизации; средства и способы саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни; основы тайм-менеджмента в проекте. Уметь: планировать собственную деятельность, прогнозировать и оценивать результат; самостоятельно осуществлять поиск решения проблемы, преодолевать возникающие затруднения; определять и соблюдать сроки выполнения работ в проекте; координировать свою деятельность с деятельностью коллег и руководства; осуществлять поиск новых знаний, необходимых для реализации проекта. Владеть: навыками саморазвития, самоорганизации, самоанализа, самоконтроля; навыками управления временем; навыками организации самостоятельной работы |
ОПК2 - Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
|
Знать: историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; основы дидактики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий; пути достижения образовательных результатов в области ИКТ. Уметь: классифицировать образовательные системы и образовательные технологии; разрабатывать и применять отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде. Владеть: приемами разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной или дополнительной общеобразовательной программы; средствами формирования умений, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ); действиями реализации ИКТ: на уровне пользователя, на общепедагогическом уровне; на уровне, отражающем профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности. |
ОПК7 - Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ |
Знать: закономерности развития личности и группы, проявления личностных свойств в групповом взаимодействии; основные закономерности развития семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью; закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ. Уметь: выбирать формы, методы, приемы взаимодействия с разными участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией) в соответствии с контекстом ситуации. Владеть: действиями выявления в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития; действиями взаимодействия с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума |
ОПК8 - Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
Знать: историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни человека и общества. Уметь: использовать современные, в том числе интерактивные, формы и методы профилактической, просветительской и коррекционно-развивающей работы в образовательной среде. Владеть: методами, формами и средствами обучения и развития, в том числе выходящими за рамки учебных занятий, для осуществления проектной деятельности обучающихся, экскурсионной работы и т.п.; действиями организации различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно- продуктивной, культурно-досуговой с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона |
ПК6 - Способен планировать и реализовывать мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья субъектов образовательного процесса |
Знать: основы возрастной физиологии и гигиены; закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций и в социуме; признаки профессионального выгорания и профессиональной деформации педагогов. Уметь: планировать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся и педагогов; использовать здоровьесберегающие технологии. Владеть: умениями диагностики неблагоприятных для развития и жизнедеятельности личности условий среды; проведения мероприятий психопрофилактической направленности |
ПК7 - Понимает и применяет критерии научного знания при анализе литературы, включая оценку использованных методик и обоснованность выводов исследований |
Знать: естественнонаучные и гуманитарные основания психологической науки, основные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии, методологические принципы и методы проведения научного исследования в области психологии, критерии оценки методического инструментария и достоверности получаемых выводов. Уметь: анализировать научную психологическую литературу, оценивать возможности исследовательских методик, обосновывать выводы исследования. Владеть: умениями анализа психологических проблем в образовательном процессе и взаимодействии его участников, соотнесения обнаруженных фактов с теоретическими научными знаниями; умениями планирования и проведения прикладного психологического исследования, приемами обработки, интерпретации и представления результатов исследования субъектам образовательного процесса |
3. Тип практики
Ознакомительная практика. Составляет 4 недели, проводится в 3 семестре.
4. Место проведения практики
Ознакомительная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков проводится в учреждениях и организациях г. Смоленска, имеющих в штате специалиста-психолога с высшим профессиональным образованием и стажем работы не менее 3 лет (например: на базе образовательных учреждений, медико-социально-психологических центров и пр). Непременных условием для определения базы практики является заключения договора и наличие у специалиста-психолога опыта по руководству практикой студентов.