Контакты:

Курс "Б1. Б3. Качественные и количественные методы психологии" органически включен в подготовку конкурентоспособного профессионала, готового к практической деятельности в сфере клинической психологии, способного к практической реализации полученных знаний, дальнейшему профессиональному самосовершенствованию и творческому развитию.

Курс «Качественные и количественные методы исследования в психологии» в магистерской подготовке относится к базовой части дисциплин (Б.1.Б.3.). Его освоение направлено к формированию у магистрантов знаний об основных методах психологических исследований, представлений о специфике применения качественных и количественных методов анализа данных, полученных в изучении психологического содержания явлений.

 Важными задачами курса «Качественные и количественные методы исследования в психологии» являются формирование умений использовать в изучении различных аспектов психики номотетический и идеографический, а также комплексный подходы, способности осознанно применить  качественные и количественные методы в их адекватном соотношении с поставленными для решения научной или же научно-прикладной проблемы конкретной системы задач по установлению сущностных характеристик исследуемого явления, получить с целью обоснования научного факта достоверные и объективные данные о том или ином исследуемом предмете.

Одной из основных задач курса «Качественные и количественные методы исследования в психологии» является также формирование навыков ведения опытно-экспериментальной работы в ходе осуществления основных видов деятельности. Формируемые в процессе освоения дисциплины «Качественные и количественные методы исследований в психологии» знания, умения и навыки необходимо и тесно связаны с освоением магистрантами содержания курсов «Методологические проблемы психологии», «Технология психологического исследования», «Методы обработки психологических данных» и других.

В результате освоения дисциплины магистрант должен обладать следующими компетенциями:

ОПК-3   способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения ПК-5   готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска.

В результате освоения дисциплины студент должен


Знать:

-       методологию и методы психологических исследований;

-       теоретические решения крупных и актуальных научных проблем;

-       основные требования к реализации организационных, эмпирических и неэмпирических методов на этапах психологического исследования;

-       сущностные характеристики методов анализа, систематизации, обобщения научной информации;

-       научные требования к обоснованию актуальности познавательной проблемной ситуации, постановке проблем и целей исследования, к выбору оптимальных методов и технологий их достижения;

-       методологию модификации и адаптации методик и методов, обоснованию новых методов анализа психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе;

-       формы и особенности публичного представления результатов научных исследований.

Уметь

-       использовать современные информационные технологии для анализа и освоения достижений современной психологической науки и практики,

-       вести самостоятельный научный поиск, используя возможности критического анализа, систематизации и обобщения научной информации,

-       ставить новые задачи психологического познания и выдвигать гипотезы исследования,

-       разрабатывать программы и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического),

-       адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии,

-       представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения.

 

Владеть

-       методологией научной познавательной деятельности, методами и приемами анализа, систематизации и обобщения опытно-экспериментальных данных (добытых лично; известных в истории развития психологии),

-       приемами разработки новых  методик научно-исследовательской деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий;

-       методами анализа базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе;

-       методами публичного представления результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады, дискуссии);

-       методами и методиками диагностики и достоверной оценки психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска;

-       методологией изучения и анализа различных видов деятельности, психического развития индивида и развития социальных групп;

-       методологией объективного изучения учебно-воспитательного процесса, субъектов образования, социального взаимодействия в образовательной среде с применением современного психологического инструментария.


Освоение образовательного содержания курса включает 4 часа лекционных занятий, 10 часов практических занятий. На самостоятельную работу обучающегося в курсе отводится  85 часов. Форма контроля - экзамен.