Контакты:
-
ЕК
Елена Анатольевна КолодовскаяУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.В.ОД.8 «Основы семейного воспитания детей с нарушениями речи» относится к блоку обязательных дисциплин вариативной части ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.
Для освоения данной дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Основы генетики», «Онтогенез речевой деятельности».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Логопедия», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Коррекционно - развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида», «Психолого-педагогическое консультирование лиц с ОВЗ», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» и др., а также для прохождения производственной практики и подготовки к государственной итоговой аттестации.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
1. Готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОПК – 4).
2. Готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК – 7)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
- психолого-педагогические основы семейного воспитания детей;
- характерные черты и типы семейного воспитания как педагогической системы;
- особенности взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей;
- способы активизации участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения;
- специфику семейного воспитания детей дошкольного и школьного возраста с различными видами речевых нарушений.
Уметь:
- анализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам семейного воспитания;
- общаться с родителями детей, нуждающихся в логопедической помощи, в ходе психолого-педагогического консультирования;
- использовать различные формы взаимодействия логопеда, педагога и психолога с семьёй ребёнка, имеющего речевые нарушения.
Владеть:
- навыками адекватного выбора и применения методов и приёмов воспитания, а также специального обучения детей с речевой патологией в условиях организации работы с родителями;
- навыками обучения родителей некоторым коррекционным приёмам работы с детьми, имеющими различные нарушения речи;
- навыками творческой разработки индивидуально-ориентированных программ специально организованных коррекционных воздействий в условиях семейного воспитания детей с нарушениями речи.
3. Содержание дисциплины
Семейное воспитание как педагогическое система. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей. Культурно-исторический подход к исследованию семьи как системы межличностных отношений и места ребёнка внутри неё.
Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей. Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющие речевые нарушения.
Семейное воспитание детей с раннего возраста с отклонениями в речевом развитии. Воспитание ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением в семье. Особенности семейного воспитания детей с общим недоразвитием речи.
Воспитание ребёнка дошкольного с ДЦП в семье. Особенности семейного воспитания ребёнка-дошкольника с ринолалией. Семейное воспитание детей с заиканием. Особенности семейного воспитания детей с дисграфией и дислексией.
4. Тематический план
№ |
Разделы и темы
|
Всего часов |
Формы занятия |
||
Лекции |
Практич. |
Самостоятельная работа |
|||
1. |
Вопросы семейного воспитания в трудах отечественных и зарубежных учёных |
40 |
2 |
4 |
34 |
2 |
Семейное воспитание как педагогическая система. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями |
40 |
2 |
4 |
34 |
3. |
Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений детей |
42 |
2 |
6 |
34 |
4. |
Активизация участия семьи в коррекционно- педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения |
45 |
2 |
6 |
37 |
|
Контроль |
13 |
- |
- |
13 |
|
ИТОГО:
|
180 |
8 |
20 |
152 |
Оценочные средства
(примеры)
5 семестр
Вопросы для проверки текущей успеваемости
1.Классические концепции воспитания.
2.Современные концепции воспитания.
3.Сравнительный анализ классических и современных концепций воспитания.
4.Вопросы семейного воспитания в трудах философов, педагогов и психологов.
5.Вклад Я.А. Коменского в развитие теории воспитания.
6.Сравнительный анализ педагогических взглядов М. Монтессори и К.Д. Ушинского на процесс воспитания.
7.Сравнительный анализ педагогических взглядов Я.А. Коменского и Ф.В. Дистервега.
8.Становление и развитие семейной педагогики как науки зарубежных концепциях воспитания.
9.Теории личности как основа построения стратегии семейного воспитания.
10.Понятие семьи, семейных отношений.
11.Формы и модели семьи.
12.Функции семьи, имеющей детей с нарушениями речи.
13.Классификация стилей семейного воспитания.
14.Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
15.Принципы семейного воспитания детей с ОВЗ.
16.Специфика отношений в системе «мать-ребёнок».
17.Типы психологического компонента гестационной доминанты.
18.Стадии жизненного цикла семьи.
Критерии выставления зачета
Зачет выставляется на основании успешной самостоятельной работы студентов по овладению учебной дисциплиной и регулярной и качественной работы на практических занятиях. При необходимости дополнительной проверки знаний студентов проводится письменная работа по темам, по которым у обучающихся имеются задолженности (по вопросам для самоподготовки к семестру).
6 семестр
Вопросы к экзамену
1. Модели взаимодействия педагогов с семьями в условиях ДОУ компенсирующего вида.
2. Формы работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями.
3. Методы работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями.
4. Технология взаимодействия с родителями в ходе ранней психолого-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями.
5. Специфика общения логопеда с родителями детей, страдающими нарушениями речи.
6. Компоненты коммуникативной культуры личности.
7. Критерии коммуникативной культуры личности.
8. Основные признаки профессионализма учителя-логопеда.
9. Модель профессионализма современного учителя-логопеда.
10. Этапы педагогического общения.
11. Характеристика профессиональной речи логопеда.
12. Параметры психологического консультирования.
13. Виды психологического консультирования.
14. Факторы, влияющие на низкую результативность консультирования.
15. Виды некорректного поведения консультанта.
16. Техника семейного консультировании.
17. Роль семьи в развитии личности ребёнка.
18. Особенности родительских установок по отношению к детям с речевыми нарушениями.
19. Задачи, содержание и методы семейного воспитания детей с нарушениями речи.
20. Преодоление речевых нарушений в условиях семьи.
21. Крылатые выражения о семье и воспитании.
Критерии оценивания ответов студента
"Отлично" выставляется студенту, который демонстрирует при ответе всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой. Свободно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной программой, а так же показывает усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины и их значений для приобретаемой профессии, проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
"Хорошо" выставляется студенту, который демонстрирует при ответе хорошее знание учебно-программного материала, успешно выполнил предусмотренные задания, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе. Показывает систематический характер знаний по дисциплине и способен к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
"Удовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющимся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой, допустившим погрешности в ответе, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
"Неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определёнными предметными умениями.
Требования к презентациям
Подготовка презентации в Microsoft PowerPoint
Компьютерная презентация – это файл с необходимыми материалами, который состоит из последовательности слайдов. Каждый слайд содержит законченную по смыслу информацию, так как она не переносится на следующий слайд автоматически в отличие от текстового документа. Студенту – автору презентации, необходимо уметь распределять материал в пределах страницы и грамотно размещать отдельные объекты. В этом ему поможет целый набор готовых объектов (пиктограмм, геометрических фигур, текстовых окон и т.д.).
Бесспорным достоинством презентации является возможность при необходимости быстро вернуться к любому из ранее просмотренных слайдов или буквально на ходу изменить последовательность изложения материала. Презентация помогает самому выступающему не забыть главное и точнее расставить акценты.
Компьютерная презентация обладает целым рядом достоинств:
· Информативность – элементы анимации, аудио – и видеофрагменты способны не только существенно украсить презентацию, но и повысить ее информативность;
· Копируемость – с электронной презентации моментально можно создать копии, которые ничем не будут отличаться от оригинала;
· Транспортабельность – электронный носитель с презентацией компактен и удобен при транспортировке. При необходимости можно переслать файл презентации по электронной почте или опубликовать в Интернете или сделать сообщение дистанционно.
Одной из основных программ для создания презентаций в мировой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.
Структура презентации
Удерживать активное внимание слушателей можно не более 15 минут, а, следовательно, при среднем расчете времени просмотра – 1 минута на слайд, количество слайдов не должно превышать 15-ти.
Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы, а также фамилию, имя, отчество, должность и ученую степень преподавателя.
На втором слайде целесообразно представить цель и краткое содержание презентации.
Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы.
На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.
Рекомендации по оформлению презентаций в MicroSoft Power Point
Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.
Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.
Пространство слайда (экрана) должно быть максимально использовано, за счет, например, увеличения масштаба рисунка. Кроме того, по возможности необходимо занимать верхние ¾ площади слайда (экрана), поскольку нижняя часть экрана плохо просматривается с последних рядов.
Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.
На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.
При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.
Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.
Наименование программ, в которых были сделаны расчеты, графика и т.д. должны быть указаны в именительном падеже (не «рисунок в Allplane», а «рисунок в Allplan»).
Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации
Критерии |
Показатели |
1. Тема презентации Макс. 3 балла |
- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела
|
2. Дидактические и методические цели и задачи презентации Макс. 3 балла |
- соответствие целей поставленной теме; - достижение поставленных целей и задач |
3. Выделение основных идей презентации Макс. 3 балла |
- соответствие основных идей целям и задачам; - актуальность основных идей; - количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5) |
4. Содержание Макс. 3 балла |
- достоверность информации; - актуальность информации; - четкость изложения информации; - владение понятийным аппаратом по заданной теме; - привлечение новейших работ по проблеме; - язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории |
5. Подбор информации для создания презентации Макс. 3 балла
|
- графические иллюстрации для презентации; - статистика; - диаграммы и графики; - экспертные оценки; - ресурсы Интернет; - примеры; - сравнения; - цитаты и т.д. |
6. Подача материала презентации Макс. 3 балла
|
- хронология; - приоритет; - тематическая последовательность; - структура по принципу «проблема-решение» |
7. Логика и переходы во время презентации Макс. 3 балла |
- от вступления к основной части; - от одной основной идеи (части) к другой; - от одного слайда к другому |
8. Заключение Макс. 3 балла
|
- яркое высказывание - переход к заключению; - повторение основных целей и задач выступления; - выводы; - подведение итогов; - короткое и запоминающееся высказывание в конце |
9. Дизайн презентации Макс. 3 балла |
- шрифт (читаемость); - корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков); - элементы анимации |
10. Техническая часть Макс. 3 балла |
- грамматика; - стилистика; - ошибки в правописании и опечатки |
Оценивание презентации
Презентация оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
25 и более баллов – «отлично»;
19 – 24 баллов – «хорошо»;
15 – 18 баллов – «удовлетворительно;
менее 15 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
Требования к написанию реферата
Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.
Структурными элементами реферата являются:
1) титульный лист;
Титульный лист является первой страницей реферата, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
На титульном листе приводят следующие сведения:
наименование ВУЗа; наименование факультета; наименование кафедры; тема реферата; фамилия и инициалы студента (слушателя); должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя реферата; место и дата составления реферата
2) оглавление;
Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы реферата.
3) введение;
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении должны быть показаны актуальность темы, цели и задачи, которые будут рассматриваться в реферате, а также методы, которыми воспользовался студент для рассмотрения данной темы работы.
4) основная часть;
Основную часть реферата следует делить на главы или разделы (не менее 2-х). Разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.
5) заключение;
Должно содержать краткое обобщение и выводы по результатам выполненной работы
6) список использованных источников;
Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003
7) приложения.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.
В приложения могут быть включены:
1) материалы, дополняющие реферат;
2) таблицы вспомогательных цифровых данных;
3) иллюстрации вспомогательного характера;
4) другие документы.
Правила оформления реферата
Реферат должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 шрифтом .
Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.
Объем реферата: не более 20 страниц.
Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему реферату.
Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют посередине листа в нижнем поле без точки в конце.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата. Номера страниц на титульном листе и в оглавлении не проставляют.
Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1.- 2003.
Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата
Критерии |
Показатели |
1.Новизна реферированного текста Макс. - 5 баллов |
- актуальность проблемы и темы; |
2. Степень раскрытия сущности проблемы |
- соответствие плана теме реферата; - владение понятийным аппаратом; - обоснованность способов и методов работы с
материалом; |
3. Обоснованность выбора источников |
- круг, полнота использования литературных
источников по проблеме; |
4. Выводы по изложенной информации с указанием практической значимости работы Макс. – 5 баллов |
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. |
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. – 5 баллов |
- правильное оформление ссылок на используемую
литературу; |
5. Грамотность Макс. - 5 баллов |
- грамотность и культура изложения; |
6. Приложения – фотографии, схемы, чертежи, карты, статистические данные, диаграммы) Макс. – 5 баллов |
- наличие материалов содержательно иллюстрирующих и дополняющих текст реферата; - приложения оформлены в соответствие с требованиями |
Оценивание реферата
Реферат оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
25 и более баллов – «отлично»;
19 – 24 баллов – «хорошо»;
15 – 18 баллов – «удовлетворительно;
менее 15 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы
Список основной литературы
1. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебник для академического бакалавриата / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 177 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06395-0. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/BC18A84C-A0AD-4FC1-8086-0980C8645856.
2. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/Е.М. Мастюкова и др.-М.:ВЛАДАС,201.
3. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 224 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-02931-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/6DAA5ABA-DAA0-43D7-8EAA-DA4082DA7FB7.
Список дополнительной литературы
4. Воспитание обучение детей с расстройствами речи /Под ред.С.С. Ляпидевского, В.И. Селивёрстова.-М.,2008.
5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями/Т.Н. Доронова.-М.,2010.
6. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья-единое пространство детского развития/Т.Н. Доронова и др.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/Т.А. Куликова.-М.: Академия, 2009.
8. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект)/В.М. Минияров.-М.,2010.
9. Ульянкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии/У.В. Ульянкова.-М.:Академия,2007.
8.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1) http://revolution/allbest/ru/psychology/00018956_0/html (Обучение и воспитание детей с нарушениями развития за рубежом и в России);
2) http://www/bibliofong.ru/view.aspx?id=9210 (Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в России и за рубежом);
3) http://ctnter-yasenevo.mosuzedu-low.php?page=our1 (Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей нарушениями развития);
4) http://yourlib.net/content/view/378/17 (Специальное образование детей с нарушениями развития).
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
1. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) М.,2014.
2. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 224 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-02931-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/6DAA5ABA-DAA0-43D7-8EAA-DA4082DA7FB7.
10. Перечень информационных технологий
Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия 66920993 от 24.05.2016
Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия 66975477 от 03.06.2016
11. Материально-техническая база
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 304
Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius – 1 комп.
Экран переносной напольный (1 шт.).
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 304
Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius – 1 комп.
Экран переносной напольный (1 шт.).
Учебная аудитория для самостоятельной работы 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.2Б, компьютерный класс с выходом в сеть Интернет, (читальный зал) библиотека СмолГУ
Компьютерное оборудование (компьютер, монитор) - 12 шт.