Контакты:
-
НИ
Наталья Викторовна ИвановаУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ОВЗ» относится к базовой части ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.
Для освоения дисциплины «Абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ОВЗ» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Психология», «Педагогика», «Специальная психология», «Специальная педагогика».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для
изучения дисциплин «Педагогические
системы воспитания детей
с нарушениями речи», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в
дошкольных образовательных организациях» и других, для прохождения педагогической практики, а также для подготовки студентов к итоговой
государственной аттестации и для написания выпускной квалификационной работы.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- готовности к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК - 4);
- способности осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- сущность понятий «абилитация», «реабилитация» и «социальная адаптация» лиц с ОВЗ;
- особенности взаимоотношений лиц с ОВЗ и среды, необходимые условия для обеспечения качественного образования и будущего профессионального самоопределения;
- технологии абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование практико-ориентированных представлений о раннем вмешательстве как технологии абилитации детей раннего возраста с нарушениями в развитии и сопровождения их семей;
- принципы построения педагогических технологий, органично включенных в систему сопровождения лиц с ОВЗ;
- нормативно-правовое обеспечение социальной реабилитации;
- целевые группы социально-реабилитационной деятельности;
- современные методы социально-реабилитационной работы.
уметь:
- анализировать реабилитационные технологии (классифицировать, оценивать эффективность, функциональность, востребованность и т.д.);
- характеризовать основные современные методы организации социально-реабилитационного процесса (метода моделирования ситуаций, метода инструктажа, метода упражнения, метода примера);
- решать профессиональные задачи по разработке и применению технологий социальной реабилитации лиц разного возраста с нарушениями сенсорной, интеллектуальной, речевой и двигательной сферы;
- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
владеть:
- технологическими основами социально-реабилитационной работы с различными категориями лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта и опорно-двигательного аппарата;
- навыками разработки и внедрения определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и социализации лиц с ОВЗ;
- навыками взаимодействия с семьей нетипичного ребенка.
3. Содержание дисциплины
Педагогическое сопровождение как интерактивная и интегративная гуманистическая технология коррекции и компенсации развития детей с ОВЗ с опорой на их сохранные силы. Нормативно-правовые основы социально-реабилитационных технологий.
Современные методы социально-реабилитационной деятельности.
Технологии абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями интеллектуального развития.
Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями речи.
Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха.
Оценочные средства
(примеры)
1) Требования к написанию реферата
Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.
Структурными элементами реферата являются:
1) титульный лист;
Титульный лист является первой страницей реферата, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
На титульном листе приводят следующие сведения:
наименование ВУЗа; наименование факультета; наименование кафедры; тема реферата; фамилия и инициалы студента (слушателя); должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя реферата; место и дата составления реферата
2) оглавление;
Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы реферата.
3) введение;
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении должны быть показаны актуальность темы, цели и задачи, которые будут рассматриваться в реферате, а также методы, которыми воспользовался студент для рассмотрения данной темы работы.
4) основная часть;
Основную часть реферата следует делить на главы или разделы (не менее 2-х). Разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.
5) заключение;
Должно содержать краткое обобщение и выводы по результатам выполненной работы
6) список использованных источников;
Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003
7) приложения.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.
В приложения могут быть включены:
1) материалы, дополняющие реферат;
2) таблицы вспомогательных цифровых данных;
3) иллюстрации вспомогательного характера;
4) другие документы.
Правила оформления реферата
Реферат должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 шрифтом .
Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.
Объем реферата: не более 20 страниц.
Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему реферату.
Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют посередине листа в нижнем поле без точки в конце.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата. Номера страниц на титульном листе и в оглавлении не проставляют.
Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1.- 2003.
Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата
Критерии |
Показатели |
1.Новизна реферированного текста Макс. - 5 баллов |
-
актуальность проблемы и темы; |
2.
Степень раскрытия сущности проблемы |
-
соответствие плана теме реферата; -
владение понятийным аппаратом; -
обоснованность способов и методов работы с материалом; |
3.
Обоснованность выбора источников |
-
круг, полнота использования литературных источников по проблеме; |
4. Выводы по изложенной информации с указанием практической значимости работы Макс. – 5 баллов |
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. |
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. – 5 баллов |
-
правильное оформление ссылок на используемую литературу; |
5. Грамотность Макс. - 5 баллов |
-
грамотность и культура изложения; |
6. Приложения – фотографии, схемы, чертежи, карты, статистические данные, диаграммы) Макс. – 5 баллов |
- наличие материалов содержательно иллюстрирующих и дополняющих текст реферата; - приложения оформлены в соответствие с требованиями |
Оценивание реферата
Реферат оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
25 и более баллов – «отлично»;
19 – 24 баллов – «хорошо»;
15 – 18 баллов – «удовлетворительно;
менее 15 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
2) Требования к презентации
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Общие требования к презентации:
· Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
· Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название организации; фамилия, имя, отчество автора;.
· Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
· Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста; использование анимации по желанию.
· Последними слайдами должен быть список используемых источников.
Требования к оформлению слайдов:
· Единый стиль оформления.
· Для фона и текста используйте контрастные цвета.
· На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов.
· По возможности применяйте анимационные эффекты, но не злоупотребляйте ими. Они не должны отвлекать внимание от информации на слайде.
Требования к представлению информации:
· Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
· Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
· Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
· Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
· Шрифты предпочтительно использовать для заголовков – не менее 24, для текста – не менее 16. Нельзя смешивать в одной презентации разные шрифты. Для выделения информации используйте жирный шрифт, курсив, подчеркивание. Не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже).
· Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
· Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами с диаграммами.
Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации
Критерии |
Показатели |
3 Тема презентации Макс. 3 балла |
- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела
|
2. Дидактические и методические цели и задачи презентации Макс. 3 балла |
- соответствие целей поставленной теме; - достижение поставленных целей и задач |
3. Выделение основных идей презентации Макс. 3 балла |
- соответствие основных идей целям и задачам; - актуальность основных идей; - количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5) |
3 Содержание Макс. 3 балла |
- достоверность информации; - актуальность информации; - четкость изложения информации; - владение понятийным аппаратом по заданной теме; - привлечение новейших работ по проблеме; - язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории |
3 Подбор информации для создания презентации Макс. 3 балла
|
- графические иллюстрации для презентации; - статистика; - диаграммы и графики; - экспертные оценки; - ресурсы Интернет; - примеры; - сравнения; - цитаты и т.д. |
3 Подача материала презентации Макс. 3 балла
|
- хронология; - приоритет; - тематическая последовательность; - структура по принципу «проблема-решение» |
7. Логика и переходы во время презентации Макс. 3 балла |
- от вступления к основной части; - от одной основной идеи (части) к другой; - от одного слайда к другому |
3 Заключение Макс. 3 балла
|
- яркое высказывание – переход к заключению; - повторение основных целей и задач выступления; - выводы; - подведение итогов; - короткое и запоминающееся высказывание в конце |
3 Дизайн презентации Макс. 3 балла |
- шрифт (читаемость); - корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков); - элементы анимации |
3 Техническая часть Макс. 3 балла |
- грамматика; - стилистика; - ошибки в правописании и опечатки |
Оценивание презентации
Презентация оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
25 и более баллов – «отлично»;
19 – 24 баллов – «хорошо»;
15 – 18 баллов – «удовлетворительно;
менее 15 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
3) Требования к эссе
1. Текст должен отражать позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме). Автор должен высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность выбранной позиции.
2. В тексте должно быть продемонстрировано владение предметом исследования, его понятийным аппаратом, терминологией, знание общепринятых научных концепций в заданной предметной области, понимание современных тенденций и проблем в исследовании предмета.
3. Текст должен быть завершенным и четко структурированным, посвященным строго заданной выбранной темой проблематике.
4. Стилевое решение, структурная организация текста, лексика должны соответствовать заданной тематике и поставленной автором задаче.
5. Структура эссе: введение (в нем даётся краткая характеристика проблемной области по выбранной теме), основная (в ней раскрывается тема), заключение (в нем отражаются выводы по теме исследования, предложения о дальнейших работах в данной области и т.п.), список использованных ссылок и литературы (не менее 3).
6. Объем – не более 12000 знаков, шрифт Times New Roman прямого начертания, кегль (размер) шрифта 14, междустрочный интервал – полуторный.
Критерии оценивания эссе
Критерии |
Максимальный балл |
1. Уровень владения языком написания эссе (четкость и лаконичность изложения мыслей) |
5 |
2. Владение предметом исследования, его понятийным аппаратом, терминологией, знание общепринятых научных концепций в заданной предметной области, понимание современных тенденций и проблем в исследовании предмета. |
5 |
3. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы (творческий подход при осмыслении темы) |
5 |
4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте раскрытия темы эссе. |
5 |
5. Аргументация своей позиции с опорой на научные концепции, факты социально-экономической действительности или собственный опыт. |
5 |
6. Соответствие работы формальным требованиям (структура эссе и его оформление) |
5 |
Оценивание эссе
Эссе оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
25 и более баллов – «отлично»;
19 – 24 баллов – «хорошо»;
15 – 18 баллов – «удовлетворительно;
менее 15 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
Критерии выставления зачёта
Текущая аттестация проводится по результатам работы на практических занятиях.
1. Условием аттестации в виде зачёта является присутствие студента на всех практических занятиях семестра и получение студентом отметок, свидетельствующих об освоении темы, более чем за половину практических занятий каждого семестра. Темы пропущенных практических занятий должны быть отработаны в часы индивидуальных консультаций преподавателя.
2. Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в ходе семестра по дисциплине используются:
а) методика устного и письменного опроса студентов по программе во взаимосвязи с планами практических занятий;
б) отдельные выступления в виде развёрнутого доклада по вопросу.
3. Студенты, не аттестованные по результатам практических занятий в семестре, выполняют письменную работу по тематике проведённых занятий в форме ответов на вопросы.
4. Информация о форме аттестации доводится преподавателем до сведения студентов на первом практическом занятии семестра.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы
Список основной литературы
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Гумнит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
2. Беляева М.А., Кузнецова И.Е. Социально-педагогическая работа с семьёй ребёнка инвалида: Учеб. Пособие/ Академия социального образования. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2001.-120 с.
3. Дементьева Н. Ф., Багаева Г. Н., Исаева Т. Н. Социальная работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями.
4. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и социальная психология» / Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.
5. Дети с отклонениями в развитии. Методич. Пособие. (Автор-составитель Н. Д. Шматко) – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001. -128с.
6. Иващенко Г. М., Ким Е. Н., Мухина М. Б. Клуб «Контакты-1» - семья – дети: Из опыта социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. – М.: НИИ семьи,1998. – 80с.
7. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Изд. 2-е испр.и доп. – М.: АРКТИ,2002. – 176 с.
8. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192с.
9. Нигаев Ш. Н., Шиврина Е. В.Социально-правовая защита детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие / Урал. Гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 95с.
10. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176с.
11. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 340 с.
Список дополнительной литературы
1. Амасьянц, Р.А., Интеллектуальные нарушения: учебное пособие для студентов пед. вузов / Р.А. Амасьянц, Э.А.Амасьянц - М.: Пед. о-во России, 2004.
2. Испулова С.Н. Содержание и методика индивидуальной социальной работы: Учебно-методическое пособие для студентов и практических работников социальной сферы. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 86 с.
3. Красотктна Л. Московская область: забота о детях-инвалидах// Социальная работа. – 2001. – Осень.
4. Куликова И.Ф. Психологическая помощь семье и детям // Работник социальной службы. – 2001 - № 3 – С. 45-60.
5. Манзадей О.В. Программа социально-психологического тренинга «Психологическая поддержка людей, попавших в трудную жизненную ситуацию» // Работник социальной службы. – 2004. - № 2. – С. 60-75.
6. Норманн Кюнк. Декларация независимости инвалида// Социальная работа. -2002. - №1. – с.46
7. Осадчих А. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов // Социальная работа. – 2002. - №1. – с.47
8. Свистунова Е. Развитие сети реабилитационных учреждений для инвалидов в РФ// Социальная работа. – 2002. - №4. – с.11
9. Свистунова Е. Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов// Социальная работа. – 2003. - №1. – С.50
10. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2х т. / Отв. ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова. – М.: Изд-во АСОПиР, 1993.
11. Дыскин А. А. Критерии социальной дезадаптации детей с отклонениями в развитии // Педиатрия. – 2006, C. 83-88.
12. Старобина Е.М., Каменков К.А., Щебетаха В.Я. Специфика формирования индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2003, С. 65-74.
8.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
http://www.rehabsys.ru
http://www.minobr.sakha.ru
http://www.government.nnov.ru
http://www.mgppu.ru
http://www.booksiti.net.ru
http://www.psy.msu.ru
http://www.portalus.ru
http://infopravo.by.ru
http://www.invalid.ru
http://perspektiva-inva.ru/index-rus.shtml
http://independent.for.narod.ru
Электронные ресурсы:
1. Декларация о правах инвалидов. ООН, от 9 дек.1975.
[Электронный ресурс]. – Электрон. журн.- РООИ Родник жизни.- Режим доступа к журн.: www.rodnikzhizni.ru
2. Декларация о правах умственно отсталых лиц. ООН, от 20 дек.1971. [Электронный ресурс]. – Электрон. журн.- РООИ Родник жизни.- Режим доступа к журн.: www.rodnikzhizni.ru
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г.№ 12-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Электрон. журн.-РООИ Родник жизни. - Режим доступа к журн. www.rodnikzhizni.ru
4. Конвенция о правах ребенка. ООН, 20 дек.1989.
[Электронный ресурс]. – Электрон. дан.- Школьное образование.- Режим доступа: http://edu.rin.ru
5. О защите прав ребенка: Областной закон (Свердловская область) от 23.10.1995 г. №28-03. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.- Офиц. сайт Мин. соц. защиты населения Свердл. обл. .- Режим доступа: www.midural.ru
6. Проект Закона Российской Федерации «О специальном образовании» //Дефектология. - 1995. - № 1. – C. 16-18.
7. Российский образовательный портал – каталог образовательных Интернет-ресурсов http://www.school.edu.ru ;
8. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение» - знакомство с учебно-методическими комплектами издательства; информация о проведении семинаров, конференций, круглых столов.
9. Методические указания для обучающихся по освоению содержания дисциплины
1.Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Изд. 2-е испр.и доп. – М.: АРКТИ,2002. – 176 с.
2.Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192с.
10. Перечень информационных технологий
Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия 66920993 от 24.05.2016
Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия 66975477 от 03.06.2016
11. Материально-техническая база
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 305
Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius – 1 комп.
Экран переносной напольный (1 шт.).
Учебная аудитория для самостоятельной работы 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.2Б, компьютерный класс с выходом в сеть Интернет, (читальный зал) библиотека СмолГУ
Компьютерное оборудование (компьютер, монитор) - 12 шт.