Контакты:

1. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина  «Абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ОВЗ» относится к базовой части ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.

Для освоения дисциплины «Абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ОВЗ» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Психология», «Педагогика», «Специальная психология», «Специальная педагогика».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин «Педагогические системы воспитания детей
с нарушениями речи», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях» и других,  для прохождения педагогической практики, а также для подготовки студентов к итоговой государственной аттестации и для написания выпускной квалификационной работы.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готовности к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК - 4);

- способности осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы  (ПК-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- сущность понятий «абилитация», «реабилитация» и «социальная адаптация» лиц с ОВЗ;

- особенности взаимоотношений лиц с ОВЗ и среды, необходимые условия для обеспечения качественного образования и будущего профессионального самоопределения;

- технологии абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование практико-ориентированных представлений о раннем вмешательстве как технологии абилитации детей раннего возраста с нарушениями в развитии и сопровождения их семей;

- принципы построения педагогических технологий, органично включенных в систему сопровождения лиц с ОВЗ;

- нормативно-правовое обеспечение социальной реабилитации;

- целевые группы социально-реабилитационной деятельности;

- современные методы социально-реабилитационной работы.

   уметь:

- анализировать реабилитационные технологии (классифицировать, оценивать эффективность, функциональность, востребованность и т.д.);

- характеризовать основные современные методы организации социально-реабилитационного процесса (метода моделирования ситуаций, метода инструктажа, метода упражнения, метода примера);

- решать профессиональные задачи по разработке и применению технологий социальной реабилитации лиц разного возраста с нарушениями сенсорной, интеллектуальной, речевой и двигательной сферы;

- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

владеть:

- технологическими основами социально-реабилитационной работы с различными категориями лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта и опорно-двигательного аппарата;

- навыками разработки и внедрения определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и социализации лиц с ОВЗ;

- навыками взаимодействия с семьей нетипичного ребенка. 

 

3. Содержание дисциплины

Педагогическое сопровождение как интерактивная и интегративная гуманистическая технология коррекции и компенсации развития детей с ОВЗ с опорой на их сохранные силы. Нормативно-правовые основы социально-реабилитационных технологий.

Современные методы социально-реабилитационной деятельности.

Технологии абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями интеллектуального развития.

Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями речи.

Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха.

Оценочные средства

(примеры)

 

1)      Требования к написанию реферата

Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.

Структурными элементами реферата являются:

1) титульный лист;

Титульный лист является первой страницей реферата, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

 наименование ВУЗа; наименование факультета; наименование кафедры; тема реферата;  фамилия и инициалы студента (слушателя); должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя реферата; место и дата составления реферата

2) оглавление;

Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы реферата.

3) введение;

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении должны быть показаны актуальность темы, цели и задачи, которые будут рассматриваться в реферате, а также методы, которыми воспользовался студент для рассмотрения данной темы работы. 

4) основная часть;

Основную часть реферата следует делить на главы или разделы (не менее 2-х). Разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

5) заключение;

Должно содержать краткое обобщение и выводы по результатам выполненной работы

6) список использованных источников;

 Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003

7) приложения.

            В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

            В приложения могут быть включены:

1) материалы, дополняющие реферат;

2) таблицы вспомогательных цифровых данных;

3) иллюстрации вспомогательного характера;

4) другие документы.

Правила оформления реферата

            Реферат должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 шрифтом .

            Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

          Объем реферата: не более 20 страниц.

            Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему реферату.

            Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

            Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют посередине листа в нижнем поле без точки в конце.

            Титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата. Номера страниц на титульном листе и в оглавлении не проставляют.

            Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1.- 2003.

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата

Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста

Макс. -  5 баллов

- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 5 баллов

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;

- владение понятийным аппаратом;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

3. Обоснованность выбора источников
Макс. - 5 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Выводы по изложенной информации с указанием практической значимости работы

Макс. – 5 баллов

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. – 5 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

Макс. -  5 баллов

- грамотность и культура изложения;
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

6. Приложения – фотографии, схемы, чертежи, карты, статистические данные, диаграммы)

Макс. – 5 баллов

- наличие материалов содержательно иллюстрирующих  и дополняющих текст реферата;

- приложения оформлены в соответствие с требованиями

 

Оценивание реферата

Реферат оценивается по  балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25  и более  баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее  15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

 

2)      Требования к презентации

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Общие требования к презентации:

·                    Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

·                    Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название организации; фамилия, имя, отчество автора;.

·                    Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

·                    Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста; использование анимации по желанию.

·                    Последними слайдами должен быть список используемых источников.

 

Требования к оформлению слайдов:

·                    Единый стиль оформления.

·                    Для фона и текста используйте контрастные цвета.

·                    На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов.

·                    По возможности применяйте анимационные эффекты, но не злоупотребляйте ими. Они не должны отвлекать внимание от информации на слайде.

 

Требования к представлению информации:

·                    Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

·                    Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

·                    Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

·                    Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

·                    Шрифты  предпочтительно использовать для заголовков – не менее 24, для текста – не менее 16. Нельзя смешивать в одной презентации разные шрифты. Для выделения информации используйте жирный шрифт, курсив, подчеркивание. Не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже).

·                    Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

·                    Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами с диаграммами.

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации

Критерии

Показатели

3        Тема презентации

Макс. 3 балла

- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела

 

2. Дидактические и методические цели и задачи презентации

Макс. 3 балла

- соответствие целей поставленной теме;

- достижение поставленных целей и задач

3. Выделение основных идей презентации

 Макс. 3 балла

- соответствие основных идей  целям и задачам;

-  актуальность основных идей;

- количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

3        Содержание

Макс. 3 балла

 - достоверность  информации;

- актуальность информации;

- четкость изложения информации;

- владение понятийным аппаратом по заданной теме;

- привлечение новейших работ по проблеме;

- язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории

3        Подбор информации для создания презентации

Макс. 3 балла

 

 - графические иллюстрации для презентации;

- статистика;

 - диаграммы и графики;

 - экспертные оценки;

 - ресурсы Интернет;

- примеры;

- сравнения;

- цитаты и т.д.

3        Подача материала презентации

Макс. 3 балла

 

 - хронология;

- приоритет;

- тематическая последовательность;

 - структура по принципу «проблема-решение»

7. Логика и переходы во время презентации

Макс. 3 балла

- от вступления к основной части;

 - от одной основной идеи (части) к другой;

- от одного слайда к другому

3        Заключение

Макс. 3 балла

 

- яркое высказывание – переход к заключению;

- повторение основных целей и задач выступления;

- выводы;

- подведение итогов;

- короткое и запоминающееся высказывание в конце

3        Дизайн презентации

 Макс. 3 балла

 - шрифт (читаемость);

- корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков);

- элементы анимации

3        Техническая часть

Макс. 3 балла

 - грамматика;

- стилистика;

- ошибки в правописании  и опечатки

Оценивание презентации

Презентация оценивается по  балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25  и более  баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее  15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

 

3) Требования  к эссе

1. Текст должен отражать позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме). Автор должен высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность выбранной позиции.

2. В тексте должно быть продемонстрировано владение предметом исследования, его понятийным аппаратом, терминологией, знание общепринятых научных концепций в заданной предметной области, понимание современных тенденций и проблем в исследовании предмета.

3. Текст должен быть завершенным и четко структурированным, посвященным строго заданной выбранной темой проблематике.

4. Стилевое решение, структурная организация текста, лексика должны соответствовать заданной тематике и поставленной автором задаче.

5. Структура эссе: введение (в нем даётся краткая характеристика проблемной области по выбранной теме), основная (в ней раскрывается тема), заключение (в нем отражаются выводы по теме исследования, предложения о дальнейших работах в данной области и т.п.), список использованных ссылок и литературы (не менее 3).

6. Объем – не более 12000 знаков, шрифт Times New Roman прямого начертания, кегль (размер) шрифта 14, междустрочный интервал – полуторный.

 

Критерии оценивания эссе

Критерии

Максимальный балл

1. Уровень владения языком написания эссе (четкость и лаконичность изложения мыслей)

5

2. Владение предметом исследования, его понятийным аппаратом, терминологией, знание общепринятых научных концепций в заданной предметной области, понимание современных тенденций и проблем в исследовании предмета.

5

3. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы (творческий подход при осмыслении темы)

5

4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте раскрытия темы эссе.

5

5. Аргументация своей позиции с опорой на научные концепции, факты социально-экономической действительности или собственный опыт.

5

6. Соответствие работы формальным требованиям (структура эссе и его оформление)

5

Оценивание эссе

Эссе оценивается по  балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25  и более  баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее  15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

 

Критерии выставления зачёта

Текущая аттестация проводится по результатам работы на практических занятиях.

1. Условием аттестации в виде зачёта является присутствие студента на всех практических занятиях семестра и получение студентом отметок, свидетельствующих об освоении темы, более чем за половину практических занятий каждого семестра. Темы пропущенных практических занятий должны быть отработаны в часы индивидуальных консультаций преподавателя.

2. Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  в ходе семестра по дисциплине используются:

а) методика устного и письменного опроса студентов по программе во взаимосвязи с планами практических занятий;

б) отдельные выступления в виде развёрнутого доклада по вопросу.

3. Студенты, не аттестованные по результатам практических занятий в семестре, выполняют письменную работу по тематике проведённых занятий в форме ответов на вопросы.

4. Информация о форме аттестации доводится преподавателем до сведения студентов на первом практическом занятии семестра.

 

7.    Перечень основной и дополнительной учебной литературы

Список основной литературы

1.      Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Гумнит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

2.      Беляева М.А., Кузнецова И.Е. Социально-педагогическая работа с семьёй ребёнка инвалида: Учеб. Пособие/ Академия социального образования. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2001.-120 с.

3.      Дементьева Н. Ф., Багаева Г. Н., Исаева Т. Н. Социальная работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями.

4.      Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и социальная психология» / Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.

5.      Дети с отклонениями в развитии. Методич. Пособие. (Автор-составитель Н. Д. Шматко) – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001. -128с.

6.      Иващенко Г. М., Ким Е. Н., Мухина М. Б. Клуб «Контакты-1» - семья – дети: Из опыта социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. – М.: НИИ семьи,1998. – 80с.

7.      Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Изд. 2-е испр.и доп. – М.: АРКТИ,2002. – 176 с. 

8.      Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192с.

9.      Нигаев Ш. Н., Шиврина Е. В.Социально-правовая защита детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие / Урал. Гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 95с.

10.  Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176с.

11.   Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 340 с.

 

Список дополнительной литературы

1.      Амасьянц, Р.А., Интеллектуальные нарушения: учебное пособие для студентов пед. вузов / Р.А. Амасьянц, Э.А.Амасьянц - М.: Пед. о-во России, 2004.

2.      Испулова С.Н. Содержание и методика индивидуальной социальной работы: Учебно-методическое пособие для студентов и практических работников социальной сферы. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 86 с.

3.      Красотктна Л. Московская область: забота о детях-инвалидах// Социальная работа. – 2001. – Осень.

4.      Куликова И.Ф. Психологическая помощь семье и детям // Работник социальной службы. – 2001 - № 3 – С. 45-60.

5.      Манзадей О.В. Программа социально-психологического тренинга «Психологическая поддержка людей, попавших в трудную жизненную ситуацию» // Работник социальной службы. – 2004. - № 2. – С. 60-75.

6.      Норманн Кюнк. Декларация независимости инвалида// Социальная работа. -2002. - №1. – с.46

7.      Осадчих А. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов // Социальная работа. – 2002. - №1. – с.47

8.      Свистунова Е. Развитие сети реабилитационных учреждений для инвалидов в РФ// Социальная работа. – 2002. - №4. – с.11

9.      Свистунова Е. Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов// Социальная работа. – 2003. - №1. – С.50

10.  Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2х т. / Отв. ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова. – М.: Изд-во АСОПиР, 1993.

11.  Дыскин А. А. Критерии социальной дезадаптации детей с отклонениями в развитии // Педиатрия. – 2006, C. 83-88.

12.   Старобина Е.М., Каменков К.А., Щебетаха В.Я. Специфика формирования  индивидуальных программ реабилитации  детей-инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2003, С. 65-74.

 

8.Перечень   ресурсов  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

http://www.rehabsys.ru
http://www.minobr.sakha.ru
http://www.government.nnov.ru
http://www.mgppu.ru
http://www.booksiti.net.ru
http://www.psy.msu.ru
http://www.portalus.ru
http://infopravo.by.ru
http://www.invalid.ru
http://perspektiva-inva.ru/index-rus.shtml
http://independent.for.narod.ru

 

Электронные ресурсы:

1. Декларация о правах инвалидов. ООН, от 9 дек.1975.

[Электронный ресурс]. – Электрон. журн.- РООИ Родник жизни.- Режим доступа к журн.: www.rodnikzhizni.ru

2. Декларация о правах умственно отсталых лиц. ООН, от 20 дек.1971. [Электронный ресурс]. – Электрон. журн.- РООИ Родник жизни.- Режим доступа к журн.: www.rodnikzhizni.ru

3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г.№ 12-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Электрон. журн.-РООИ Родник жизни. - Режим доступа к журн. www.rodnikzhizni.ru

4. Конвенция о правах ребенка. ООН, 20 дек.1989.

[Электронный ресурс]. – Электрон. дан.- Школьное образование.- Режим доступа: http://edu.rin.ru

5. О защите прав ребенка: Областной закон (Свердловская область) от 23.10.1995 г. №28-03. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.- Офиц. сайт Мин. соц. защиты населения Свердл. обл. .- Режим доступа: www.midural.ru

6. Проект Закона Российской Федерации «О специальном образовании» //Дефектология. - 1995. - № 1. – C. 16-18.

7.  Российский образовательный портал – каталог образовательных Интернет-ресурсов http://www.school.edu.ru ;

8. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение» - знакомство с учебно-методическими комплектами издательства; информация о проведении семинаров, конференций, круглых столов.

 

9. Методические указания для обучающихся по освоению содержания дисциплины

1.Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Изд. 2-е испр.и доп. – М.: АРКТИ,2002. – 176 с. 

2.Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192с.

 

10. Перечень информационных технологий

Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия 66920993 от 24.05.2016

Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия 66975477 от 03.06.2016

 

11. Материально-техническая база

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций,  текущего контроля и промежуточной аттестации 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 305

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius – 1 комп.

Экран переносной напольный (1 шт.).

 

Учебная аудитория для самостоятельной работы 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.2Б, компьютерный класс с выходом в сеть Интернет,  (читальный зал) библиотека СмолГУ

Компьютерное оборудование  (компьютер, монитор) - 12 шт.