ЛОГОПЕДИЯ

  1. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «Логопедия» (Б1.В.ОД.1) относится к обязательным дисциплинам и входит в вариативную часть программы бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое образование».

Для освоения дисциплины «Логопедия: разделы «Фонетико-фонематические нарушения речи», «Общее недоразвитие речи», «Нарушения письменной речи» студенты используют знания, полученные в ходе изучения дисциплин: «Введение в профессию», «Педагогика», «Психология», «Основы генетики», «Возрастная анатомия и физиология с основами патологии органов слуха, речи и зрения», ««Логопедия: «Дислалия», «Нарушения голоса», «Ринолалия», «Дизартрия», «Русский язык и культура речи», «Онтогенез речевой деятельности», «Логопедические практикумы», «Основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ» «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для лиц с нарушениями речи», «Логопсихология».

Освоение дисциплины «Логопедия» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Логопедия: «Заикание», «Алалия», «Афазия», «Логопедические технологии», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях», «Логоритмика», «Методика развития речи (специальная)», а также для прохождения производств

4.Тематический план


п/п


Разделы

и темы

Всего часов

Формы занятий

лек-ции

практ.

зан.

сам. раб.

5 семестр

Раздел 1. Фонетико-фонематические нарушения речи

1.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи как нарушение овладения произносительной системой родного языка


2

4

27

2.

Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи


2

4

27

Раздел 2. Общее недоразвитие речи

1.

Сущность и этиология общего недоразвития речи


2

4

28

2.

Организация и содержание диагностического этапа и коррекционного обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


2

4

30


Итого за семестр

138

8

16

114

6 семестр

Раздел 3. Нарушения письменной речи

1.

Теоретические основы изучения проблемы дислексии у детей

28

2

4

22

2.

Теоретические основы изучения проблемы нарушений письма у детей

28

2

4

22

3.

Диагностика и коррекция нарушений письма и чтения у детей школьного возраста

28

2

4

22

4.

Коррекционно-развивающее обучение младших школьников с нарушениями речи (по. А.В. Ястребовой)

26

2

2

22

5.

Коррекция дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи

29

2

2

25








ИТОГО

275

16

36

223


енной практики и подготовки к государственной итоговой аттестации.

2.Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

  • способностью к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями (ДПК-1);

  • готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3).


В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • этиологию, патогенез, симптоматику, классификации ФФН, ОНР, нарушений письменной речи;

  • критерии дифференциальной диагностики ФФН и ОНР, параметры разграничения уровней речевого развития при ОНР у детей, дисграфии и дизорфографии;

  • основные принципы организации и содержание методик по выявлению и преодолению ФФН, ОНР, нарушений письменной речи;

  • специфику логопедического сопровождения детей с ФФН, ОНР, нарушениями письма и чтения в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на всех этапах коррекционного воздействия

  • уметь:

  • употреблять профессионально учебно-терминологическую лексику в соответствии с содержанием заданного курса;

  • проводить обследование детей с различными формами речевой патологии с ФФН, ОНР, нарушениями письменной речи;

  • квалифицировать ошибки в устной речи, письме и при чтении, дифференцировать уровни речевого развития при ОНР, формы дисграфии, дислексии;

  • использовать основные приемы выявления предрасположенности к ОНР у детей раннего возраста, к нарушениям письменной речи у дошкольников и первоклассников;

  • определять основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению ФФН, ОНР, нарушений письменной речи с учетом механизмов нарушения, индивидуальных психологических и личностных особенностей детей;

  • самостоятельно осуществлять анализ научной и методической литературы по проблемам: ФФН, ОНР, нарушения письменной речи;


владеть:

  • навыками применения технологий логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста с ФФН, ОНР, нарушениями письма и чтения;

  • навыками осуществления дифференциальной диагностики различных форм дисграфии, дислексии, уровней речевого развития при ОНР;

  • навыками разработки структурных и содержательных моделей индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

  • навыками применения современных методов и средств логопедического воздействия, ориентированных на преодоление ФФН, ОНР, нарушений письменной речи


  1. Содержание дисциплины

Фонетико – фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование, дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения и профилактических мероприятий.

Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, дизорфография: история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификации, дифференциальная диагностика, коррекция, профилактика.

4.Тематический план


п/п


Разделы

и темы

Всего часов

Формы занятий

лек-ции

практ.

зан.

сам. раб.

5 семестр

Раздел 1. Фонетико-фонематические нарушения речи

1.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи как нарушение овладения произносительной системой родного языка


2

4

27

2.

Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи


2

4

27

Раздел 2. Общее недоразвитие речи

1.

Сущность и этиология общего недоразвития речи


2

4

28

2.

Организация и содержание диагностического этапа и коррекционного обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


2

4

30


Итого за семестр

138

8

16

114

6 семестр

Раздел 3. Нарушения письменной речи

1.

Теоретические основы изучения проблемы дислексии у детей

28

2

4

22

2.

Теоретические основы изучения проблемы нарушений письма у детей

28

2

4

22

3.

Диагностика и коррекция нарушений письма и чтения у детей школьного возраста

28

2

4

22

4.

Коррекционно-развивающее обучение младших школьников с нарушениями речи (по. А.В. Ястребовой)

26

-

4

22

5.

Коррекция дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи

29

2

4

25


Итого за семестр


8

20



ИТОГО

275

16

36

223


6. Фонд ночных средств для проведения промежуточной аттестации

компетенции

этапы формирования (семестр)

дисциплины, практики, НИР, ГИА

критерии

показатели (по уровням)

ДПК-1

способность к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями


5


Б1.Б.20

Логопедия

Знаниевый












Деятельностный



Достаточный: знает этиологию, механизм, структуру дефекта, основные принципы организации, профилактики и содержание методик по преодолению ФФН, ОНР.

Недостаточный: не знает

этиологию, механизм, структуру дефекта, основные принципы организации, профилактики и содержание методик по преодолению ФФН, ОНР.


Достаточный: умеет

определять основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению ФФН, ОНР,

владеет

навыками анализа материалов обследования;

навыками планирования, разработки моделей логопедических занятий при ФФН, ОНР.

навыками применения методов и средств логопедического воздействия по их преодолению/ минимизации.

Недостаточный: не умеет

определять основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению ФФН, ОНР.

не владеет

навыками анализа материалов обследования;

навыками планирования, разработки моделей логопедических занятий при ФФН, ОНР.

навыками применения методов и средств логопедического воздействия по их преодолению/ минимизации.


6


Б1.Б.20

Логопедия

Знаниевый


































Деятельностный


Отличный: прочно усвоил этиологию, механизм, структуру дефекта,

основные принципы организации и содержание методик по выявлению и преодолению дизартрии, логически излагает материал.

Хороший: твердо знает материал, грамотно излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопросы об этиологии, механизмах, структуре дефекта, основных принципах организации и содержания методик преодолению нарушений письменной речи.

Удовлетворительный: имеет поверхностные представления о нарушениях письменной речи, методиках их преодоления, допускает неточности, ошибки при формулировке определений основных понятий, нарушает логическую последовательность в изложении программного материала.

Неудовлетворительный: имеет фрагментарные представления о нарушениях письменной речи, методиках их преодоления, допускает существенные ошибки при формулировке определений основных понятий, бессистемно излагает программный материал.



Отличный: умеет самостоятельно умеет

определять основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи,

владеет

навыками анализа материалов обследования;

навыками планирования, разработки моделей логопедических занятий при дислексии, дисграфии ,навыками применения методов и средств логопедического воздействия по преодолению/ минимизации их проявлений.

Хорошиий: в целом умеет определять основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии, дислексии, но допускает неточности;

правильно применяет теоретические положения при проведении анализа материалов обследования;

планирования, разработки моделей логопедических занятий при нарушениях письменной речи применения методов и средств логопедического воздействия по преодолению/ минимизации их проявлений.

Удовлетворительный:

испытывает затруднения при определении основных направлений, содержания, методов и приемов коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи,

проведении анализа материалов обследования;

планирования, разработке моделей логопедических занятий при дизартрии; применения методов и средств логопедического воздействия по преодолению/ минимизации ее проявлений.

Неудовлетворительный:

не может определять основные направления, содержание, с большими затруднениями и ошибками выбирает методы и приемы коррекционно-логопедической работы при нарушениях письменной речи;

осуществляет анализ материалов обследования;

планирование, разработку моделей логопедических занятий при дисграфии, дислексии; применение методов и средств логопедического воздействия по преодолению/ минимизации их проявлений.

ОПК-1

готовность сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности


5


Б1.Б.20

Логопедия

Знаниевый













Деятельностный



Достаточный: знает традиционные и современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость своей профессии, как мотивировать себя к осуществлению профессиональной деятельности.

Недостаточный: не знает традиционные и современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость своей профессии, как мотивировать себя к осуществлению профессиональной деятельности.


Достаточный: владеет приемами, позволяющими сознавать социальную значимость своей профессии и мотивировать к профессиональной деятельности


Недостаточный: владеет приемами, позволяющими сознавать социальную значимость своей профессии и мотивировать к профессиональной деятельности.


6

Б1.Б.20

Логопедия

Знаниевый




























Деятельностный


Отличный: знает традиционные и современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость своей профессии, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности.

Хороший: в основном знает традиционные и современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость своей профессии, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности, но допускает незначительные ошибки.

Удовлетворительный: знает традиционные и частично знает современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость своей профессии, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности, допускает много ошибок.

Неудовлетворительный:

не знает традиционные и современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость своей профессии, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности.


Отличный: умеет использовать традиционные и современные методы,

позволяющие сознавать социальную значимость своей профессии, владеет приемами, позволяющими сознавать социальную значимость профессии логопеда, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности.

Хороший: в основном умеет использовать традиционные и современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость профессии логопеда, в основном владеет приемами, позволяющими сознавать значимость своей профессии к осуществлению профессиональной деятельности, допускает неточности.

Удовлетворительный: умеет использовать традиционные и частично современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость профессии логопеда, частично владеет

приемами, позволяющими сознавать





значимость своей профессии к осуществлению профессиональной деятельности, допускает много ошибок.

Неудовлетворительный: не готов и не умеет сознавать социальную значимость профессии логопеда, не владеет приемами, позволяющими сознавать значимость к осуществлению

профессиональной деятельности.

ОПК-3

способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся

5


Б1.Б.20

Логопедия


Знаниевый
















Деятельностный


Достаточный: знает методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ФФН, ОНР

Недостаточный: не знает методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ФФН, ОНР

Достаточный: умеет определять и реализовывать основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению и профилактике ФФН, ОНР с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

Недостаточный: не умеет определять и реализовывать основные направления, содержание, методы и приемы логопедической работы по преодолению и профилактике ФФН, ОНР с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.



6



Знаниевый

Отличный: знает традиционные и современные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи.

Хороший: в основном знает традиционные и некоторые современные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи, допускает незначительные ошибки.

Удовлетворительный:

знает поверхностно только традиционные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи, допускает многочисленные ошибки.

Неудовлетворительный:

не знает традиционные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи.







Деятель

ностный


Отличный: умеет использовать традиционные и современные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи.

Хороший: в основном умеет использовать традиционные и некоторые современные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи, допускает незначительные ошибки

Удовлетворительный:

частично с большим количеством ошибок использует традиционные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи.

Неудовлетворительный:

не умеет использовать традиционные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи.











Вопросы к зачету


5 семестр

  1. Лингвистический и физиологический аспекты изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи.

  2. Психологический аспект изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи.

  3. Онтогенетические особенности развития фонетико-фонематической стороны речи.

  4. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи.

  5. Структура дефекта при фонетико-фонематическом недоразвитии речи.

  6. Организация логопедической помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  7. Содержание и методическая организация обследования звукопроизношения и слоговой структуры слова.

  8. Содержание и методическая организация обследования строения и подвижности органов артикуляции.

  9. Содержание и методическая организация обследования фонематических процессов.

  10. Организация коррекционно-педагогической работы в логопедической группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  11. Организация логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

  12. Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы, основные направления логопедической работы.

  13. Фонемный анализ слова. Система обучения детей звуковому анализу слова.

  14. Методика развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

  15. Методика логопедического воздействия по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  16. Особенности логопедической работы по формированию элементарных навыков письма и чтения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  17. Сущность и этиология общего недоразвития речи.

  18. Состояние импрессивной и экспрессивной речи детей с первым уровнем развития речи.

  19. Второй уровень речевого развития.

  20. Специфические характеристики речевого высказывания детей с третьим уровнем развития речи.

  21. Специфические характеристики речевого высказывания детей с четвертым уровнем развития речи.

  22. Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы и содержание.

  23. Изучение детей с общим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы, этапы обследования.

  24. Обследование понимания речи детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  25. Обследование экспрессивной стороны речи по уровням ее развития.

  26. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии.

  27. Система логопедической работы по формированию лексико-семантического компонента речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.

  28. Система логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

  29. Система логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

  30. Система логопедической работы по развитию самостоятельной фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи.

  31. Система логопедической работы по формированию и совершенствованию связной речи детей с общим речевым недоразвитием.

  32. Логопедическая работа с детьми, имеющими первый уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.

  33. Логопедическая работа с детьми, имеющими второй уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.

  34. Логопедическая работа с детьми, имеющими третий уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.

  35. Логопедическая работа с детьми, имеющими четвертый уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.



Вопросы к экзамену

6 семестр


  1. Письменная речь как особый вид речевой деятельности.

  2. Современные представления о механизмах процесса чтения.

  3. Психологическая и психолингвистическая характеристика процесса письма.

  4. Характеристика этапов формирования навыка чтения.

  5. Условия формирования навыка письма.

  6. Дислексия: определение, этиология, механизмы.

  7. Дисграфия: определение, этиология, механизмы.

  8. Классификации нарушений процесса чтения.

  9. Классификации нарушений процесса письма.

  10. Дизорфография: определение, этиология, механизмы.

  11. Особенности проявления недостатков чтения и письма у младших школьников с ФФН.

  12. Особенности проявления нарушений чтения и письма у школьников с общим недоразвитием речи.

  13. Симптоматика дислексии.

  14. Симптоматика дисграфии.

  15. Симптоматика дизорфографии.

  16. Типология и механизмы специфических ошибок письма (по И.Н.Садовниковой).

  17. Организация и содержание обследования детей с недостатками чтения и письма.

  18. Содержание и методическая организация обследования состояния процесса чтения.

  19. Содержание и методическая организация обследования процесса письма.

  20. Организация и методика обследования детей с дизорфографией.

  21. Преодоление недостатков письма и чтения в условиях логопедического пункта образовательного учреждения.

  22. Предупреждение нарушений письменной речи.

  23. Логопедическая готовность к обучению письму и чтению.

  24. Различные методологические подходы к преодолению дисграфии, дислексии в отечественной логопедии.

  25. Принципы логопедической работы по преодолению недостатков письма и чтения.

  26. Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом.

  27. Нормализация звуковой стороны речи на первом этапе коррекционного обучения обучающихся с ФФН и ОНР.

  28. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка на втором этапе коррекционного обучения младших школьников с общим недоразвитием речи.

  29. Формирование умений и навыков устного связного высказывания и предпосылок к развитию умений и навыков составления развернутых письменных текстов.

  30. Технология преодоления дисграфии, дислексии И.Н.Садовниковой.

  31. Развитие и совершенствование навыка чтения на логопедических занятиях.

  32. Логопедическая работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии.

  33. Логопедическая работа по преодолению акустической дисграфии.

  34. Логопедическая работа по преодолению оптической дислексии, дисграфии.

  35. Логопедическая работа по преодолению аграмматической дислексии, дисграфии.

  36. Логопедическая работа по преодолению фонематической дислексии.

  37. Логопедическая работа по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

  38. Логопедическая работа по преодолению семантической дислексии.

  39. Формирование фонематического анализа на логопедических занятиях.

  40. Логопедическая работа по развитию зрительного гнозиса у детей с недостатками чтения и письма.

  41. Логопедическая работа, направленная на устранение смешений букв по кинетическому сходству.

  42. Логопедическая работа по преодолению дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи (по И.В.Прищеповой).

  43. Специфика логопедической работы по преодолению дизорфографии у обучающихся 5 – 7 классов общеобразовательной школы.

  44. Анализ методики логопедической работы по коррекции дизорфографии О.И. Азовой.


7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы


а) Список основной литературы


  1. Глухов В.П.Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебное пособие для вузов/ В.П.Глухов.— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 231с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-13118-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/449237

  2. Логопедия. Теория и практика / под ред. проф. Т.Б. Филичевой.- М.: Эксмо, 2017.

  3. Криницына Г.М.Коррекция речевых нарушений: учебное пособие для вузов/ Г.М.Криницына.— 2-е изд., стер.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 147 с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-11286-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/456899

  4. Криницына Г.М.Коррекция речевых нарушений у младших школьников: практическое пособие / Г.М.Криницына.— 2-е изд., стер.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 147с.— (Профессиональная практика).— ISBN 978-5-534-11291-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/456944

  5. Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. – М.:Эксмо, 2015.

  6. Поварова И.А.Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников: учебное пособие для вузов/ И.А.Поварова, В.А.Гончарова.— 2-е изд.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 139 с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-09758-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/456037

  7. Соловьева Л.Г.Логопедия: учебник и практикум для вузов/ Л.Г.Соловьева, Г.Н.Градова— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 191 с.— (Высшее образование). ISBN 978-5-534-06310-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/451428


б ) Список дополнительной литературы


  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

  3. Азова О.И. Логопедия. Дизорфография : учеб. пособие / О.И. Азова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат). — Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=953435

  4. Антипова Ж.В. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников : учебник / Ж.В. Антипова, Л.Р. Давидович, О.Н. Дианова [и др.] ; под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат). — Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=774098

  5. Барылкина Л.П. и др. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения. – М.: 5 за знания, 2013.

  6. Елецкая О.В. Методика коррекции дизорфографии у школьников : учеб.-методич. пособие / О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат).- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=544337

  7. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2010.

  8. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация/ Ю.В.Иванова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014.

  9. Лапп Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — (Серия : Авторский учебник). — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/C895D5A0-B538-4980-BD64-FB14F6CB95AE

  10. Ивановская О.Г. Преодоление артикуляторно-акустической дисграфии у школьников:Уч.-метод.пособие/Ивановская О.Г., Куликова Н.С., Хвостова О.А. и др. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - (ВО: Бакалавриат)

  11. Иншакова О.Б. Методика выявления дизорфографии у младших школьников / О.Б. Иншакова, А.А. Назарова.- М.: Секачев, 2013.

  12. Ишимова О.А.Логопедическая работа в школе /О.А.Ишимова, Бондарчук О.А. – М.: Просвещение, 2012.

  13. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. I период: пособие для логопедов/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко . – М.: ГНОМ и Д, 2014.

  14. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. II период: пособие для логопедов В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ГНОМ и Д, 2014.

  15. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. III период: пособие для логопедов В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ГНОМ и Д, 2014.

  16. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авт.-сост. Сб. Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2016.

  17. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей /Т.А.Куликовская. – М.: Гном и Д, 2014.

  18. Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат).- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=814432

  19. Логинова Е.А. Нарушения письменной речи у младших школьников : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат).- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=814358

  20. Логопатопсихология. Учебное пособие для студентов /Р.И.Лалаева, С.Н.Шаховская. – М.:ВЛАДОС, 2013.

  21. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 4. Нарушение письменной речи. Дислексия. Дисграфия. Р.И. Лалаева. Библиотека учителя дефектолога.– М.:ГИЦ Владос, 2007.

  22. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. IV: Нарушения письменной речи.

  23. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.

  24. Логопедия в школе/ под ред. В.С.Кукушкина.- М., Ростов н/Д: «Феникс», 2010.

  25. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов.- М.: ГНОМ и Д, 2014.

  26. Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /Н.В.Нищева. – СПб.:ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.- Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Nischeva_last_new.pdf

  27. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения/ Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 № 2.

  28. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:Мозаика-синтез, 2015.

  29. Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии / Л.Г. Паромонова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

  30. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.:ВЛАДОС, 2008.

  31. Справочник учителя-логопеда ДОУ: Справочник / Степанова О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=927395

  32. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/Т.А.Ткаченко. – М: Эксмо, 2013.

  33. Ткаченко Т.А.Логопедическая энциклопедия /Т.А.Ткаченко.-М.:Мир книги, 2010.

  34. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2013.

  35. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова:системный метод устранения нарушений/Н.С. Четверушкина. - М.: Гном Пресс, 2011.

  36. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма/А.ВЯстребова, Т.П. Бессонова.– М.:АРКТИ, 2008.- Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0400/5_0400-1.shtml

  37. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи : Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах /О.С.Яцель. - М.: Гном и Д, 2014.

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

  1. http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ

  2. http://e.lanbook.com-ЭБС «Лань»

  3. http://www.iprbookshop.ru/elibrary ЭБС

  4. http://www.pedlib.ru – онлайн педагогическая библиотека

  5. http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии

  6. http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики

  7. http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендации



9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

  1. Костикова В.В (Якушева В.В.). Логопедия: Практические занятия и учебные задания для самостоятельной работы студентов 3 курса: в 2 ч. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – Ч.I: Фонетико-фонематические нарушения речи.

  2. Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия».- М.: Парадигма, 2009.

  3. Нарушения письменной речи у младших школьников / Авт.-сост. И.А.Поварова, В.А. Гончарова.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  4. Практикум по детской логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Т.Н. Воронцова, Ю.Г.Гаубих; под ред. В.И. Селиверстова.- М.: ВЛАДОС, 1997 (печатный и электронный варианты)Пятница Т.В.Логопедия в таблицах, схемах, цифрах.- Ростов н/Д: Феникс, 2013

  5. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / Г.Р. Шашкина, Л.П.Зернова, И.А. Зимина.- М.:Издательский центр «Академия», 2014.



10. Перечень информационных технологий

  1. При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются информационные технологии для создания презентаций, обработки данных с помощью прикладных программных продуктов Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint,Microsoft Access. Осуществляется поиск информации в WWW- пространстве; работа с Web-страницами и социальными ресурсами сети Интернет.

  2. Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.

  3. Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:

1). Microsoft Windows Professional 7 Russian;

2). Microsoft Office 2010 Russian.При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются информационные технологии для создания презентаций, обработки данных с помощью прикладных программных продуктов Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint,Microsoft Access. Осуществляется поиск информации в WWW- пространстве; работа с Web-страницами и социальными ресурсами сети Интернет.

  1. Нурминский Е.В., О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста / Прогр. для ЭВМ. – М.: Русская речь, 2012 (CD-диск, методическое пособие по работе с компьютерной программой).

  2. Нурминский Е.В., О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Экспресс-диагностика речи ребенка дошкольного возраста / Прогр. для ЭВМ. – М.: Русская речь, 2012 (CD-диск).

  3. Интерактивная речевая карта ребенка дошкольного возраста. Форма №2 /Прогр. для ЭВМ. – М.: Русская речь, 2012(CD –диск).


11. Материально-техническая база

Учебная аудитория, оборудованная различными средствами ТСО (мультимедийное оборудование, видео- и аудиоаппаратура, компьютер (программное обеспечение Microsoft Word (2003-2007)), имеющая выход в Интернет.

Учебная аудитория, оборудованная интерактивной доской.

Компьютерный кабинет с выходом в Интернет.

Библиотека, имеющая рабочие места для студентов, оснащенная компьютерами с доступом к базам данных и выходом в Интернет.

Учебные и методические пособия (программы, учебники, методические рекомендации и др.).

Наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки, фото- и видеоматериалы и др.).

Методическая, аудиторная и техническая база общеобразовательных и образовательных организаций г. Смоленска (СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями», ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», СОГБУ «Центр психолого-медико-педагогического сопровождения для детей и семей» и др.).