Контакты:
-
ВЯ
Вероника Владимировна ЯкушеваУчитель
ЛОГОПЕДИЯ
-
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Логопедия» (Б1.В.ОД.1) относится к обязательным дисциплинам и входит в вариативную часть программы бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое образование».
Для освоения дисциплины «Логопедия: разделы «Фонетико-фонематические нарушения речи», «Общее недоразвитие речи», «Нарушения письменной речи» студенты используют знания, полученные в ходе изучения дисциплин: «Введение в профессию», «Педагогика», «Психология», «Основы генетики», «Возрастная анатомия и физиология с основами патологии органов слуха, речи и зрения», ««Логопедия: «Дислалия», «Нарушения голоса», «Ринолалия», «Дизартрия», «Русский язык и культура речи», «Онтогенез речевой деятельности», «Логопедические практикумы», «Основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ» «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для лиц с нарушениями речи», «Логопсихология».
Освоение дисциплины «Логопедия» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Логопедия: «Заикание», «Алалия», «Афазия», «Логопедические технологии», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях», «Логоритмика», «Методика развития речи (специальная)», а также для прохождения производств
4.Тематический план
№ п/п
|
Разделы и темы |
Всего часов |
Формы занятий |
||
лек-ции |
практ. зан. |
сам. раб. |
|||
5 семестр |
|||||
Раздел 1. Фонетико-фонематические нарушения речи |
|||||
1. |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи как нарушение овладения произносительной системой родного языка |
|
2 |
4 |
27 |
2. |
Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи |
|
2 |
4 |
27 |
Раздел 2. Общее недоразвитие речи |
|||||
1. |
Сущность и этиология общего недоразвития речи |
|
2 |
4 |
28 |
2. |
Организация и содержание диагностического этапа и коррекционного обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи |
|
2 |
4 |
30 |
|
Итого за семестр |
138 |
8 |
16 |
114 |
6 семестр |
|||||
Раздел 3. Нарушения письменной речи |
|||||
1. |
Теоретические основы изучения проблемы дислексии у детей |
28 |
2 |
4 |
22 |
2. |
Теоретические основы изучения проблемы нарушений письма у детей |
28 |
2 |
4 |
22 |
3. |
Диагностика и коррекция нарушений письма и чтения у детей школьного возраста |
28 |
2 |
4 |
22 |
4. |
Коррекционно-развивающее обучение младших школьников с нарушениями речи (по. А.В. Ястребовой) |
26 |
2 |
2 |
22 |
5. |
Коррекция дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи |
29 |
2 |
2 |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
275 |
16 |
36 |
223 |
2.Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
-
способностью к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями (ДПК-1);
-
готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
-
способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3).
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
-
этиологию, патогенез, симптоматику, классификации ФФН, ОНР, нарушений письменной речи;
-
критерии дифференциальной диагностики ФФН и ОНР, параметры разграничения уровней речевого развития при ОНР у детей, дисграфии и дизорфографии;
-
основные принципы организации и содержание методик по выявлению и преодолению ФФН, ОНР, нарушений письменной речи;
-
специфику логопедического сопровождения детей с ФФН, ОНР, нарушениями письма и чтения в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на всех этапах коррекционного воздействия
-
уметь:
-
употреблять профессионально учебно-терминологическую лексику в соответствии с содержанием заданного курса;
-
проводить обследование детей с различными формами речевой патологии с ФФН, ОНР, нарушениями письменной речи;
-
квалифицировать ошибки в устной речи, письме и при чтении, дифференцировать уровни речевого развития при ОНР, формы дисграфии, дислексии;
-
использовать основные приемы выявления предрасположенности к ОНР у детей раннего возраста, к нарушениям письменной речи у дошкольников и первоклассников;
-
определять основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению ФФН, ОНР, нарушений письменной речи с учетом механизмов нарушения, индивидуальных психологических и личностных особенностей детей;
-
самостоятельно осуществлять анализ научной и методической литературы по проблемам: ФФН, ОНР, нарушения письменной речи;
владеть:
-
навыками применения технологий логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста с ФФН, ОНР, нарушениями письма и чтения;
-
навыками осуществления дифференциальной диагностики различных форм дисграфии, дислексии, уровней речевого развития при ОНР;
-
навыками разработки структурных и содержательных моделей индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
-
навыками применения современных методов и средств логопедического воздействия, ориентированных на преодоление ФФН, ОНР, нарушений письменной речи
-
Содержание дисциплины
Фонетико – фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование, дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения и профилактических мероприятий.
Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, дизорфография: история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификации, дифференциальная диагностика, коррекция, профилактика.
4.Тематический план
№ п/п
|
Разделы и темы |
Всего часов |
Формы занятий |
||
лек-ции |
практ. зан. |
сам. раб. |
|||
5 семестр |
|||||
Раздел 1. Фонетико-фонематические нарушения речи |
|||||
1. |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи как нарушение овладения произносительной системой родного языка |
|
2 |
4 |
27 |
2. |
Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи |
|
2 |
4 |
27 |
Раздел 2. Общее недоразвитие речи |
|||||
1. |
Сущность и этиология общего недоразвития речи |
|
2 |
4 |
28 |
2. |
Организация и содержание диагностического этапа и коррекционного обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи |
|
2 |
4 |
30 |
|
Итого за семестр |
138 |
8 |
16 |
114 |
6 семестр |
|||||
Раздел 3. Нарушения письменной речи |
|||||
1. |
Теоретические основы изучения проблемы дислексии у детей |
28 |
2 |
4 |
22 |
2. |
Теоретические основы изучения проблемы нарушений письма у детей |
28 |
2 |
4 |
22 |
3. |
Диагностика и коррекция нарушений письма и чтения у детей школьного возраста |
28 |
2 |
4 |
22 |
4. |
Коррекционно-развивающее обучение младших школьников с нарушениями речи (по. А.В. Ястребовой) |
26 |
- |
4 |
22 |
5. |
Коррекция дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи |
29 |
2 |
4 |
25 |
|
Итого за семестр |
|
8 |
20 |
|
|
ИТОГО |
275 |
16 |
36 |
223 |
6. Фонд ночных средств для проведения промежуточной аттестации
компетенции |
этапы формирования (семестр) |
дисциплины, практики, НИР, ГИА |
критерии |
показатели (по уровням) |
ДПК-1 способность к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями
|
5
|
Б1.Б.20 Логопедия |
Знаниевый
Деятельностный
|
Достаточный: знает этиологию, механизм, структуру дефекта, основные принципы организации, профилактики и содержание методик по преодолению ФФН, ОНР. Недостаточный: не знает этиологию, механизм, структуру дефекта, основные принципы организации, профилактики и содержание методик по преодолению ФФН, ОНР.
Достаточный: умеет определять основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению ФФН, ОНР, владеет навыками анализа материалов обследования; навыками планирования, разработки моделей логопедических занятий при ФФН, ОНР. навыками применения методов и средств логопедического воздействия по их преодолению/ минимизации. Недостаточный: не умеет определять основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению ФФН, ОНР. не владеет навыками анализа материалов обследования; навыками планирования, разработки моделей логопедических занятий при ФФН, ОНР. навыками применения методов и средств логопедического воздействия по их преодолению/ минимизации. |
|
6
|
Б1.Б.20 Логопедия |
Знаниевый
Деятельностный
|
Отличный: прочно усвоил этиологию, механизм, структуру дефекта, основные принципы организации и содержание методик по выявлению и преодолению дизартрии, логически излагает материал. Хороший: твердо знает материал, грамотно излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопросы об этиологии, механизмах, структуре дефекта, основных принципах организации и содержания методик преодолению нарушений письменной речи. Удовлетворительный: имеет поверхностные представления о нарушениях письменной речи, методиках их преодоления, допускает неточности, ошибки при формулировке определений основных понятий, нарушает логическую последовательность в изложении программного материала. Неудовлетворительный: имеет фрагментарные представления о нарушениях письменной речи, методиках их преодоления, допускает существенные ошибки при формулировке определений основных понятий, бессистемно излагает программный материал.
Отличный: умеет самостоятельно умеет определять основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи, владеет навыками анализа материалов обследования; навыками планирования, разработки моделей логопедических занятий при дислексии, дисграфии ,навыками применения методов и средств логопедического воздействия по преодолению/ минимизации их проявлений. Хорошиий: в целом умеет определять основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии, дислексии, но допускает неточности; правильно применяет теоретические положения при проведении анализа материалов обследования; планирования, разработки моделей логопедических занятий при нарушениях письменной речи применения методов и средств логопедического воздействия по преодолению/ минимизации их проявлений. Удовлетворительный: испытывает затруднения при определении основных направлений, содержания, методов и приемов коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи, проведении анализа материалов обследования; планирования, разработке моделей логопедических занятий при дизартрии; применения методов и средств логопедического воздействия по преодолению/ минимизации ее проявлений. Неудовлетворительный: не может определять основные направления, содержание, с большими затруднениями и ошибками выбирает методы и приемы коррекционно-логопедической работы при нарушениях письменной речи; осуществляет анализ материалов обследования; планирование, разработку моделей логопедических занятий при дисграфии, дислексии; применение методов и средств логопедического воздействия по преодолению/ минимизации их проявлений. |
ОПК-1 готовность сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
|
5
|
Б1.Б.20 Логопедия |
Знаниевый
Деятельностный
|
Достаточный: знает традиционные и современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость своей профессии, как мотивировать себя к осуществлению профессиональной деятельности. Недостаточный: не знает традиционные и современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость своей профессии, как мотивировать себя к осуществлению профессиональной деятельности.
Достаточный: владеет приемами, позволяющими сознавать социальную значимость своей профессии и мотивировать к профессиональной деятельности
Недостаточный: владеет приемами, позволяющими сознавать социальную значимость своей профессии и мотивировать к профессиональной деятельности.
|
6 |
Б1.Б.20 Логопедия |
Знаниевый
Деятельностный
|
Отличный: знает традиционные и современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость своей профессии, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности. Хороший: в основном знает традиционные и современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость своей профессии, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности, но допускает незначительные ошибки. Удовлетворительный: знает традиционные и частично знает современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость своей профессии, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности, допускает много ошибок. Неудовлетворительный: не знает традиционные и современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость своей профессии, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности.
Отличный: умеет использовать традиционные и современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость своей профессии, владеет приемами, позволяющими сознавать социальную значимость профессии логопеда, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности. Хороший: в основном умеет использовать традиционные и современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость профессии логопеда, в основном владеет приемами, позволяющими сознавать значимость своей профессии к осуществлению профессиональной деятельности, допускает неточности. Удовлетворительный: умеет использовать традиционные и частично современные методы, позволяющие сознавать социальную значимость профессии логопеда, частично владеет приемами, позволяющими сознавать |
|
|
|
|
|
значимость своей профессии к осуществлению профессиональной деятельности, допускает много ошибок. Неудовлетворительный: не готов и не умеет сознавать социальную значимость профессии логопеда, не владеет приемами, позволяющими сознавать значимость к осуществлению профессиональной деятельности. |
ОПК-3 способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся |
5
|
Б1.Б.20 Логопедия
|
Знаниевый
Деятельностный
|
Достаточный: знает методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ФФН, ОНР Недостаточный: не знает методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ФФН, ОНР Достаточный: умеет определять и реализовывать основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению и профилактике ФФН, ОНР с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Недостаточный: не умеет определять и реализовывать основные направления, содержание, методы и приемы логопедической работы по преодолению и профилактике ФФН, ОНР с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
|
|
6
|
|
Знаниевый |
Отличный: знает традиционные и современные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи. Хороший: в основном знает традиционные и некоторые современные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи, допускает незначительные ошибки. Удовлетворительный: знает поверхностно только традиционные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи, допускает многочисленные ошибки. Неудовлетворительный: не знает традиционные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи.
|
|
|
|
Деятель ностный |
Отличный: умеет использовать традиционные и современные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи. Хороший: в основном умеет использовать традиционные и некоторые современные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи, допускает незначительные ошибки Удовлетворительный: частично с большим количеством ошибок использует традиционные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи. Неудовлетворительный: не умеет использовать традиционные методы, позволяющие осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психо-физических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с нарушениями письменной речи. |
Вопросы к зачету
5 семестр
-
Лингвистический и физиологический аспекты изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи.
-
Психологический аспект изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи.
-
Онтогенетические особенности развития фонетико-фонематической стороны речи.
-
Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
-
Структура дефекта при фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
-
Организация логопедической помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
-
Содержание и методическая организация обследования звукопроизношения и слоговой структуры слова.
-
Содержание и методическая организация обследования строения и подвижности органов артикуляции.
-
Содержание и методическая организация обследования фонематических процессов.
-
Организация коррекционно-педагогической работы в логопедической группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
-
Организация логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.
-
Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы, основные направления логопедической работы.
-
Фонемный анализ слова. Система обучения детей звуковому анализу слова.
-
Методика развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
-
Методика логопедического воздействия по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
-
Особенности логопедической работы по формированию элементарных навыков письма и чтения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
-
Сущность и этиология общего недоразвития речи.
-
Состояние импрессивной и экспрессивной речи детей с первым уровнем развития речи.
-
Второй уровень речевого развития.
-
Специфические характеристики речевого высказывания детей с третьим уровнем развития речи.
-
Специфические характеристики речевого высказывания детей с четвертым уровнем развития речи.
-
Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы и содержание.
-
Изучение детей с общим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы, этапы обследования.
-
Обследование понимания речи детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
-
Обследование экспрессивной стороны речи по уровням ее развития.
-
Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии.
-
Система логопедической работы по формированию лексико-семантического компонента речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
-
Система логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
-
Система логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
-
Система логопедической работы по развитию самостоятельной фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи.
-
Система логопедической работы по формированию и совершенствованию связной речи детей с общим речевым недоразвитием.
-
Логопедическая работа с детьми, имеющими первый уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.
-
Логопедическая работа с детьми, имеющими второй уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.
-
Логопедическая работа с детьми, имеющими третий уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.
-
Логопедическая работа с детьми, имеющими четвертый уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.
Вопросы к экзамену
6 семестр
-
Письменная речь как особый вид речевой деятельности.
-
Современные представления о механизмах процесса чтения.
-
Психологическая и психолингвистическая характеристика процесса письма.
-
Характеристика этапов формирования навыка чтения.
-
Условия формирования навыка письма.
-
Дислексия: определение, этиология, механизмы.
-
Дисграфия: определение, этиология, механизмы.
-
Классификации нарушений процесса чтения.
-
Классификации нарушений процесса письма.
-
Дизорфография: определение, этиология, механизмы.
-
Особенности проявления недостатков чтения и письма у младших школьников с ФФН.
-
Особенности проявления нарушений чтения и письма у школьников с общим недоразвитием речи.
-
Симптоматика дислексии.
-
Симптоматика дисграфии.
-
Симптоматика дизорфографии.
-
Типология и механизмы специфических ошибок письма (по И.Н.Садовниковой).
-
Организация и содержание обследования детей с недостатками чтения и письма.
-
Содержание и методическая организация обследования состояния процесса чтения.
-
Содержание и методическая организация обследования процесса письма.
-
Организация и методика обследования детей с дизорфографией.
-
Преодоление недостатков письма и чтения в условиях логопедического пункта образовательного учреждения.
-
Предупреждение нарушений письменной речи.
-
Логопедическая готовность к обучению письму и чтению.
-
Различные методологические подходы к преодолению дисграфии, дислексии в отечественной логопедии.
-
Принципы логопедической работы по преодолению недостатков письма и чтения.
-
Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом.
-
Нормализация звуковой стороны речи на первом этапе коррекционного обучения обучающихся с ФФН и ОНР.
-
Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка на втором этапе коррекционного обучения младших школьников с общим недоразвитием речи.
-
Формирование умений и навыков устного связного высказывания и предпосылок к развитию умений и навыков составления развернутых письменных текстов.
-
Технология преодоления дисграфии, дислексии И.Н.Садовниковой.
-
Развитие и совершенствование навыка чтения на логопедических занятиях.
-
Логопедическая работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии.
-
Логопедическая работа по преодолению акустической дисграфии.
-
Логопедическая работа по преодолению оптической дислексии, дисграфии.
-
Логопедическая работа по преодолению аграмматической дислексии, дисграфии.
-
Логопедическая работа по преодолению фонематической дислексии.
-
Логопедическая работа по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
-
Логопедическая работа по преодолению семантической дислексии.
-
Формирование фонематического анализа на логопедических занятиях.
-
Логопедическая работа по развитию зрительного гнозиса у детей с недостатками чтения и письма.
-
Логопедическая работа, направленная на устранение смешений букв по кинетическому сходству.
-
Логопедическая работа по преодолению дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи (по И.В.Прищеповой).
-
Специфика логопедической работы по преодолению дизорфографии у обучающихся 5 – 7 классов общеобразовательной школы.
-
Анализ методики логопедической работы по коррекции дизорфографии О.И. Азовой.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы
а) Список основной литературы
-
Глухов В.П.Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебное пособие для вузов/ В.П.Глухов.— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 231с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-13118-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/449237
-
Логопедия. Теория и практика / под ред. проф. Т.Б. Филичевой.- М.: Эксмо, 2017.
-
Криницына Г.М.Коррекция речевых нарушений: учебное пособие для вузов/ Г.М.Криницына.— 2-е изд., стер.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 147 с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-11286-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/456899
-
Криницына Г.М.Коррекция речевых нарушений у младших школьников: практическое пособие / Г.М.Криницына.— 2-е изд., стер.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 147с.— (Профессиональная практика).— ISBN 978-5-534-11291-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/456944
-
Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. – М.:Эксмо, 2015.
-
Поварова И.А.Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников: учебное пособие для вузов/ И.А.Поварова, В.А.Гончарова.— 2-е изд.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 139 с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-09758-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/456037
-
Соловьева Л.Г.Логопедия: учебник и практикум для вузов/ Л.Г.Соловьева, Г.Н.Градова— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 191 с.— (Высшее образование). ISBN 978-5-534-06310-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/451428
б ) Список дополнительной литературы
-
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
-
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
-
Азова О.И. Логопедия. Дизорфография : учеб. пособие / О.И. Азова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат). — Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=953435
-
Антипова Ж.В. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников : учебник / Ж.В. Антипова, Л.Р. Давидович, О.Н. Дианова [и др.] ; под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат). — Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=774098
-
Барылкина Л.П. и др. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения. – М.: 5 за знания, 2013.
-
Елецкая О.В. Методика коррекции дизорфографии у школьников : учеб.-методич. пособие / О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат).- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=544337
-
Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2010.
-
Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация/ Ю.В.Иванова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014.
-
Лапп Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — (Серия : Авторский учебник). — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/C895D5A0-B538-4980-BD64-FB14F6CB95AE
-
Ивановская О.Г. Преодоление артикуляторно-акустической дисграфии у школьников:Уч.-метод.пособие/Ивановская О.Г., Куликова Н.С., Хвостова О.А. и др. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - (ВО: Бакалавриат)
-
Иншакова О.Б. Методика выявления дизорфографии у младших школьников / О.Б. Иншакова, А.А. Назарова.- М.: Секачев, 2013.
-
Ишимова О.А.Логопедическая работа в школе /О.А.Ишимова, Бондарчук О.А. – М.: Просвещение, 2012.
-
Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. I период: пособие для логопедов/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко . – М.: ГНОМ и Д, 2014.
-
Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. II период: пособие для логопедов В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ГНОМ и Д, 2014.
-
Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. III период: пособие для логопедов В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ГНОМ и Д, 2014.
-
Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авт.-сост. Сб. Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2016.
-
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей /Т.А.Куликовская. – М.: Гном и Д, 2014.
-
Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат).- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=814432
-
Логинова Е.А. Нарушения письменной речи у младших школьников : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — (Высшее образование: Бакалавриат).- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=814358
-
Логопатопсихология. Учебное пособие для студентов /Р.И.Лалаева, С.Н.Шаховская. – М.:ВЛАДОС, 2013.
-
Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 4. Нарушение письменной речи. Дислексия. Дисграфия. Р.И. Лалаева. Библиотека учителя дефектолога.– М.:ГИЦ Владос, 2007.
-
Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. IV: Нарушения письменной речи.
-
Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.
-
Логопедия в школе/ под ред. В.С.Кукушкина.- М., Ростов н/Д: «Феникс», 2010.
-
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов.- М.: ГНОМ и Д, 2014.
-
Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /Н.В.Нищева. – СПб.:ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.- Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Nischeva_last_new.pdf
-
Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения/ Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 № 2.
-
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:Мозаика-синтез, 2015.
-
Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии / Л.Г. Паромонова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
-
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.:ВЛАДОС, 2008.
-
Справочник учителя-логопеда ДОУ: Справочник / Степанова О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=927395
-
Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/Т.А.Ткаченко. – М: Эксмо, 2013.
-
Ткаченко Т.А.Логопедическая энциклопедия /Т.А.Ткаченко.-М.:Мир книги, 2010.
-
Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2013.
-
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова:системный метод устранения нарушений/Н.С. Четверушкина. - М.: Гном Пресс, 2011.
-
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма/А.ВЯстребова, Т.П. Бессонова.– М.:АРКТИ, 2008.- Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0400/5_0400-1.shtml
-
Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи : Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах /О.С.Яцель. - М.: Гном и Д, 2014.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
-
http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ
-
http://e.lanbook.com-ЭБС «Лань»
-
http://www.pedlib.ru – онлайн педагогическая библиотека
-
http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии
-
http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики
-
http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендации
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
-
Костикова В.В (Якушева В.В.). Логопедия: Практические занятия и учебные задания для самостоятельной работы студентов 3 курса: в 2 ч. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – Ч.I: Фонетико-фонематические нарушения речи.
-
Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия».- М.: Парадигма, 2009.
-
Нарушения письменной речи у младших школьников / Авт.-сост. И.А.Поварова, В.А. Гончарова.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
-
Практикум по детской логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Т.Н. Воронцова, Ю.Г.Гаубих; под ред. В.И. Селиверстова.- М.: ВЛАДОС, 1997 (печатный и электронный варианты)Пятница Т.В.Логопедия в таблицах, схемах, цифрах.- Ростов н/Д: Феникс, 2013
-
Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / Г.Р. Шашкина, Л.П.Зернова, И.А. Зимина.- М.:Издательский центр «Академия», 2014.
10. Перечень информационных технологий
-
При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются информационные технологии для создания презентаций, обработки данных с помощью прикладных программных продуктов Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint,Microsoft Access. Осуществляется поиск информации в WWW- пространстве; работа с Web-страницами и социальными ресурсами сети Интернет.
-
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.
-
Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:
1). Microsoft Windows Professional 7 Russian;
2). Microsoft Office 2010 Russian.При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются информационные технологии для создания презентаций, обработки данных с помощью прикладных программных продуктов Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint,Microsoft Access. Осуществляется поиск информации в WWW- пространстве; работа с Web-страницами и социальными ресурсами сети Интернет.
-
Нурминский Е.В., О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста / Прогр. для ЭВМ. – М.: Русская речь, 2012 (CD-диск, методическое пособие по работе с компьютерной программой).
-
Нурминский Е.В., О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Экспресс-диагностика речи ребенка дошкольного возраста / Прогр. для ЭВМ. – М.: Русская речь, 2012 (CD-диск).
-
Интерактивная речевая карта ребенка дошкольного возраста. Форма №2 /Прогр. для ЭВМ. – М.: Русская речь, 2012(CD –диск).
11. Материально-техническая база
Учебная аудитория, оборудованная различными средствами ТСО (мультимедийное оборудование, видео- и аудиоаппаратура, компьютер (программное обеспечение Microsoft Word (2003-2007)), имеющая выход в Интернет.
Учебная аудитория, оборудованная интерактивной доской.
Компьютерный кабинет с выходом в Интернет.
Библиотека, имеющая рабочие места для студентов, оснащенная компьютерами с доступом к базам данных и выходом в Интернет.
Учебные и методические пособия (программы, учебники, методические рекомендации и др.).
Наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки, фото- и видеоматериалы и др.).
Методическая, аудиторная и техническая база общеобразовательных и образовательных организаций г. Смоленска (СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями», ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», СОГБУ «Центр психолого-медико-педагогического сопровождения для детей и семей» и др.).