1. Место дисциплины в структуре ОП


Дисциплина Б1.В.ОД.13 «Основы нейропсихологии» знакомит с основным направлением современной клинической психологии – нейропсихологией. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Использование нейропсихологического подхода позволяет оценить особенности развития конкретного ребенка в соответствии со структурно-динамической организацией высших психических функций. Программой предусмотрено рассмотрение теоретических, методологических и практических вопросов нейропсихологии. Представлен современный взгляд на строение и функции мозга, особенности формирования высших психических функций. Особое внимание уделяется освещению основных положений культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского. Это положения о закономерностях формирования, развития и распада высших психических функций (ВПФ), о роли обучения в развитии ВПФ и т.д. В достаточном объеме представлено обсуждение концепции А.Р. Лурия – теории системной динамической локализации ВПФ, а также практические наработки, сделанные им и его учениками на материале нарушений психической деятельности вследствие локальных поражений мозга. Рассматриваются механизмы нарушений восприятия, памяти, речи, эмоциональной регуляции деятельности.

Программа тесно связана с такими дисциплинами как: Физиология ВНД и сенсорных систем, Специальная психология, Диагностика психического развития ребенка, Клиническая психология детей и подростков.

В программе также рассматриваются более конкретно типологии нарушений развития. Обсуждаются причины и механизмы развития дизонтогений. Важнейшей задачей практикующего психолога является квалифицированное проведение диагностического исследования, а также грамотное построение программы развивающего и коррекционного характера. Поэтому в соответствующих разделах подробно обсуждаются методические вопросы диагностической и коррекционной работы. Обсуждаются возможности применения интегративного подхода к оказанию помощи детям с нарушениями развития.


  1. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы


Основной целью курса «Основы нейропсихологии» является сформировать профессиональную направленность личности, на основе изучения современного состояния нейропсихологии, раскрыть социальную значимость, масштабность задач и межотраслевой характер нейропсихологии и ее роль в решении фундаментальных общепсихологических проблем.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):



ОПК-1 способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

ПК – 23 способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

ПК – 26 – способностью осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей



В результате освоения дисциплины студент должен

знать:


  • цели и задачи нейропсихологии, предмет, объект, основные направления и сферу приложения нейропсихологических знаний;

  • историю становления и развития нейропсихологии;

  • принципы работы и особенности составления документации при нейропсихологическом обследовании;

  • функциональную организацию мозга и регуляцию психической деятельности;

  • локальные системы мозга;


уметь:

  • проявлять инициативу к инновациям в нейропсихологии;

  • проводить диагностику нарушений локальных систем мозга;

  • организовать процесс нейропсихологического обследования;

  • применять основные нейропсихологические методики;

  • осуществлять грамотный нейропсихологический анализ типовых нарушений речи и обосновывать возможные варианты их решения.


Владеть:

  • традиционными и новыми технологиями нейропсихологии, методами диагностики, анализа, оценивания и прогнозирования в нейропсихологии;

  • навыками самостоятельной работы с литературой по нейропсихологии.