Контакты:
-
ЕС
Елена Владимировна СемаковаУчитель
Место дисциплины в структуре ОП
Программа «Психогенетика» знакомит с основными положениями современной дифференциальной психологии и генетики, необходимыми для профессионального понимания психологических данных. Раскрывает социальную значимость, масштабность задач и роль психогенетики в решении фундаментальных общепсихологических проблем.
Соответственно своей специфики курс содержательно связан с дисциплинами: Возрастная анатомия и физиология, психофизиология, возрастная физиология ВНД и сенсорных систем. Она знакомит с направленностью личности психолога и направлениями его деятельности при психологических и психофизиологических нарушениях относительно их наследования. Обучает диагностической, профилактической, коррекционной деятельности психолога относительно наследуемых психологических детерминант. Знакомит с методами психогенетики и их разрешающей способностью; с результатами исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; с местом психогенетики в системе психологических знаний. Программой предусмотрено рассмотрение теоретических, методологических и практических вопросов психогенетики. Представлен современный взгляд на значение наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии, развитии и формировании восприятия, интеллектуальных способностей, личностных особенностей, половых и гендерных различий. Особое внимание уделяется освещению основных положений культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского; учению о дизонтогенезе и его типах, и их генетической основе, внешних проявлениях и особенностях психической сферы при различных типах нарушения развития.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Основной целью курса «Психогенетика» является сформировать профессиональную направленность личности, на основе изучения современного состояния психогенетики, раскрыть социальную значимость, масштабность задач и межотраслевой характер психогенетики и ее роль в решении фундаментальных общепсихологических проблем.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
ПК – 4 способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
ПК-5 способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт
Практические занятия направлены на решение следующих учебных задач:
1) обобщение, систематизацию,
углубление, закрепление полученных
теоретических знаний по конкретным
темам;
2) формирование умений применять
полученные знания на практике,
3)
развитие интеллектуальных умений у
будущих специалистов: аналитических,
проектировочных и др.;
4) выработку
таких профессионально значимых качеств,
как самостоятельность, ответственность,
точность, творческая инициатива.
Основные функции практических занятий:
1) закрепление теоретических
знаний на практике;
2) усвоение умений
исследовательской работы;
3) усвоение
умений практической психологической
работы;
4) применение теоретических
знаний для решения практических задач;
5)
самопознание учащегося или студента;
6)
саморазвитие учащегося или студента.
Требования к умениям и навыкам обучающихся:
в результате изучения дисциплины студент должен знать:
цели и задачи психогенетики, предмет, объект, основные направления и сферу приложения психогенетических знаний;
место психогенетики в системе психологических знаний;
основные положения современной психогенетики;
историю становления и развития психогенетики;
роль наследственных и средовых детерминант в формировании признаков, процессов и поведении;
место генетики в развитии аномалий и уметь их анализировать;
возможности и средства психологической помощи при различных нарушениях детерминированных генетически.
должен уметь:
проявлять инициативу к инновациям в психогенетике;
проводить диагностику нарушений локальных систем мозга;
организовать процесс по выявлению особенностей наследственной передачи психических особенностей и функций;
применять основные методы психогенетики и использовать их разрешающие способности;
выявлять наследственные и средовые детерминанты в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза.
владеть:
традиционными и новыми технологиями психогенетики, методами диагностики, анализа, оценивания и прогнозирования в психогенетике;
навыками самостоятельной работы с литературой по психогенетике.