1. Место дисциплины в структуре ОП


Программа «Психогенетика» знакомит с основными положениями современной дифференциальной психологии и генетики, необходимыми для профессионального понимания психологических данных. Раскрывает социальную значимость, масштабность задач и роль психогенетики в решении фундаментальных общепсихологических проблем.

Соответственно своей специфики курс содержательно связан с дисциплинами: Возрастная анатомия и физиология, психофизиология, возрастная физиология ВНД и сенсорных систем. Она знакомит с направленностью личности психолога и направлениями его деятельности при психологических и психофизиологических нарушениях относительно их наследования. Обучает диагностической, профилактической, коррекционной деятельности психолога относительно наследуемых психологических детерминант. Знакомит с методами психогенетики и их разрешающей способностью; с результатами исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; с местом психогенетики в системе психологических знаний. Программой предусмотрено рассмотрение теоретических, методологических и практических вопросов психогенетики. Представлен современный взгляд на значение наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии, развитии и формировании восприятия, интеллектуальных способностей, личностных особенностей, половых и гендерных различий. Особое внимание уделяется освещению основных положений культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского; учению о дизонтогенезе и его типах, и их генетической основе, внешних проявлениях и особенностях психической сферы при различных типах нарушения развития.


2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы


Основной целью курса «Психогенетика» является сформировать профессиональную направленность личности, на основе изучения современного состояния психогенетики, раскрыть социальную значимость, масштабность задач и межотраслевой характер психогенетики и ее роль в решении фундаментальных общепсихологических проблем.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):


ПК – 4 способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;


ПК-5 способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт


Практические занятия направлены на решение следующих учебных задач:

1) обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
2) формирование умений применять полученные знания на практике,
3) развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных и др.;
4) выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.



Основные функции практических занятий:



1) закрепление теоретических знаний на практике;
2) усвоение умений исследовательской работы;
3) усвоение умений практической психологической работы;
4) применение теоретических знаний для решения практических задач;
5) самопознание учащегося или студента;
6) саморазвитие учащегося или студента.

Требования к умениям и навыкам обучающихся:


в результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • цели и задачи психогенетики, предмет, объект, основные направления и сферу приложения психогенетических знаний;

  • место психогенетики в системе психологических знаний;

  • основные положения современной психогенетики;

  • историю становления и развития психогенетики;

  • роль наследственных и средовых детерминант в формировании признаков, процессов и поведении;

  • место генетики в развитии аномалий и уметь их анализировать;

  • возможности и средства психологической помощи при различных нарушениях детерминированных генетически.


должен уметь:

  • проявлять инициативу к инновациям в психогенетике;

  • проводить диагностику нарушений локальных систем мозга;

  • организовать процесс по выявлению особенностей наследственной передачи психических особенностей и функций;

  • применять основные методы психогенетики и использовать их разрешающие способности;

  • выявлять наследственные и средовые детерминанты в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза.


владеть:

  • традиционными и новыми технологиями психогенетики, методами диагностики, анализа, оценивания и прогнозирования в психогенетике;

  • навыками самостоятельной работы с литературой по психогенетике.