1. Место дисциплины в структуре ОП


Дисциплина «Нейрофизиология» предназначена для подготовки студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» и входит в базовую часть Блока Б1 «Дисциплины». Соответственно своей специфики курс содержательно связан с дисциплиной «Анатомия ЦНС». Освоение дисциплины «Нейрофизиология» является необходимой основой для изучения последующих дисциплин: «Псиофизология», «Основы нейропсихологии», «Основы патопсихологии».

Программой предусмотрено рассмотрение теоретических, методологических и практических вопросов нейрофизиологии. Представлен современный взгляд на строение и функции мозга, особенности формирования высших психических функций. Рассмотрены возможные методы нейрофизиологического исследования в научно-прикладном аспекте.

Особое внимание уделяется освещению вопросов передача информации в нервной системе. Рассмотрены синапсы и возможные механизмы передачи информации. Детально анализируются медиаторные системы мозга. Учитывая значимость вегетативной нервной системы в регуляции функционирования соматических систем организма, эндокринной регуляции, эмоционально-психической сфере и др. в программе серьезно прорабатываются физиологические основы регуляции вегетативной системы и инстинктивного поведения. Также освещены вопросы регуляции цикла сна и бодрствования. Программа подразумевает изучение физиология сенсорных систем: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, кинестетической. Важнейшей задачей практикующего психолога является квалифицированное знание и моторной системы мозга, поэтому в соответствующих разделах подробно обсуждаются вопросы нейрофизиологических механизмов регуляции движения.


2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Целями освоения дисциплины «Нейрофизиология» является формирование у студентов современных представлений о принципах и механизмах структурно-функциональной организации нервной системы, формировании высшей нервной деятельности в норме и патологии. Это дает возможности более полного понимания механизмов формирования патологического процесса в психической сфере больного, а также использования этих данных в целях коррекции и компенсации дефекта в процессе психологического коррекционного воздействия на пациента.


Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

  1. Способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности
    на основе изучение нейрофизиологических аспектов.

  2. Изучение нервной системы и ее работы на клеточном и биохимическом уровне.

  3. Изучение физиологических механизмов регуляции вегетативных функций для понимания инстинктивного поведения у человека.

  4. Изучение функцию активирующих систем мозга для понимания нейрофизиологии сна.

  5. Изучение физиологических механизмов сенсорных систем.

  6. Изучение нейрофизиологии двигательных процессов.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):


ПК – 4 - способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

ПК – 5 способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт


В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- цели и задачи нейрофизиологии, предмет, объект, основные направления и сферу приложения специальных психологических знаний в связи с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития;

- историю становления и развития нейрофизиологии;

- нейрофизиологические аспекты функционирования сенсорных, двигательных и др. систем организма;

- основы нейрофизиологии, связанные с решением вопросов реабилитации, коррекции, компенсации и социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями и особыми образовательными потребностями.

Уметь:

- проявлять инициативу к инновациям в психологии с использованием нейрофизиологического знания;

- анализировать нейрофизиологические механизмы психических процессов;

- определять нейрофизиологическую основу нарушений и отклонения в развитии детей и подростков;

- создавать условия, направленные на предупреждение, снятие или ослабление нарушений развития детей и подростков с учетом знаний о нейрофизиологических основах нарушений.

Владеть:

- современными представлениями о проблемах изучения нейрохимических и нейрофизиологических процессов;

- современными представлениями о механизмах нарушения психики при поражении коры головного мозга;

- традиционными и новыми технологиями нейрофизиологиии, методами диагностики, анализа, оценивания и прогнозирования;

- навыками самостоятельной работы со специальной литературой.