Контакты:
-
ЕС
Елена Владимировна СемаковаУчитель
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Нейрофизиология» предназначена для подготовки студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» и входит в базовую часть Блока Б1 «Дисциплины». Соответственно своей специфики курс содержательно связан с дисциплиной «Анатомия ЦНС». Освоение дисциплины «Нейрофизиология» является необходимой основой для изучения последующих дисциплин: «Псиофизология», «Основы нейропсихологии», «Основы патопсихологии».
Программой предусмотрено рассмотрение теоретических, методологических и практических вопросов нейрофизиологии. Представлен современный взгляд на строение и функции мозга, особенности формирования высших психических функций. Рассмотрены возможные методы нейрофизиологического исследования в научно-прикладном аспекте.
Особое внимание уделяется освещению вопросов передача информации в нервной системе. Рассмотрены синапсы и возможные механизмы передачи информации. Детально анализируются медиаторные системы мозга. Учитывая значимость вегетативной нервной системы в регуляции функционирования соматических систем организма, эндокринной регуляции, эмоционально-психической сфере и др. в программе серьезно прорабатываются физиологические основы регуляции вегетативной системы и инстинктивного поведения. Также освещены вопросы регуляции цикла сна и бодрствования. Программа подразумевает изучение физиология сенсорных систем: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, кинестетической. Важнейшей задачей практикующего психолога является квалифицированное знание и моторной системы мозга, поэтому в соответствующих разделах подробно обсуждаются вопросы нейрофизиологических механизмов регуляции движения.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Целями освоения дисциплины «Нейрофизиология» является формирование у студентов современных представлений о принципах и механизмах структурно-функциональной организации нервной системы, формировании высшей нервной деятельности в норме и патологии. Это дает возможности более полного понимания механизмов формирования патологического процесса в психической сфере больного, а также использования этих данных в целях коррекции и компенсации дефекта в процессе психологического коррекционного воздействия на пациента.
Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:
Способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности
на основе изучение нейрофизиологических аспектов.Изучение нервной системы и ее работы на клеточном и биохимическом уровне.
Изучение физиологических механизмов регуляции вегетативных функций для понимания инстинктивного поведения у человека.
Изучение функцию активирующих систем мозга для понимания нейрофизиологии сна.
Изучение физиологических механизмов сенсорных систем.
Изучение нейрофизиологии двигательных процессов.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
ПК – 4 - способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК – 5 способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- цели и задачи нейрофизиологии, предмет, объект, основные направления и сферу приложения специальных психологических знаний в связи с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития;
- историю становления и развития нейрофизиологии;
- нейрофизиологические аспекты функционирования сенсорных, двигательных и др. систем организма;
- основы нейрофизиологии, связанные с решением вопросов реабилитации, коррекции, компенсации и социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Уметь:
- проявлять инициативу к инновациям в психологии с использованием нейрофизиологического знания;
- анализировать нейрофизиологические механизмы психических процессов;
- определять нейрофизиологическую основу нарушений и отклонения в развитии детей и подростков;
- создавать условия, направленные на предупреждение, снятие или ослабление нарушений развития детей и подростков с учетом знаний о нейрофизиологических основах нарушений.
Владеть:
- современными представлениями о проблемах изучения нейрохимических и нейрофизиологических процессов;
- современными представлениями о механизмах нарушения психики при поражении коры головного мозга;
- традиционными и новыми технологиями нейрофизиологиии, методами диагностики, анализа, оценивания и прогнозирования;
- навыками самостоятельной работы со специальной литературой.