Контакты:

Учебная дисциплина «Психофизиология» предназначена для студентов, обучающихся по  направлению «Психология» 37.03.01 (бакалавриат) и является дисциплиной базовой части ООП. Она изучается студентами  в 5 семестре 3 курса. Учебная дисциплина способствует углублению и расширению базовой профессиональной подготовки студентов.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких дисциплин как «Введение в психологию», «Физиология ВНД и СС», «Анатомия ЦНС», «Нейрофизиология». Данная дисциплина является базовой для дисциплин профессионального цикла: «Общей психологии», «Дифференциальной психологии», «Возрастной и клинической психологии», «Специальной психологии».

Содержание лекционного курса  включает в себя следующие темы:

Тема 1 Предмет и задачи психофизиологии и Методы психофизиологии;

Тема 2 Психофизиология функциональных состояний;

Тема 3 Психофизиология речевых процессов.

При изучении данной дисциплины кроме лекционного материала необходимо пользоваться следующей литературой:

1.     Безруких М.М. Психофизиология ребенка. Учебное пособие. - 2 изд. – 2005. - 496 с.

2.     Губарева Л.И. Психофизиология : учеб. пособие для студентов вузов, обу­чающихся по направлению и специальностям психологии / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова. — М.: ВЛАДОС, 2007. – 188 с.

3.     Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н. Данилова. — М.: Аспект Пресс, 2007. - 368 с.

19.10.20

Лекция №1 Предмет и задачи психофизиологии и Методы психофизиологии

Материалы лекции освещают такие вопросы как : определение психофизиологии, краткий очерк исторического развития дисциплины. Проблема соотношения мозга и психики. Современные представления о соотношении психического и психофизиологического. Системные основы психофизиологии. Кроме того в них будут затронуты следующие аспекты : методы изучения работы головного мозга: электроэнцефалография, метод вызванных потенциалов, топографическое картирование, компьютерная томография, нейронная активность, методы воздействия на мозг). Условия регистрации и способы анализа ЭЭГ. Основные ритмы и параметры энцефалограммы. Клинический и статистический методы изучения ЭЭГ. Магнитоэнцефалография. Измерения локального мозгового кровотока. Томографические методы исследования мозга. Метод магнитно-резонансной томографии.

Все необходимые  материалы, отображающие лекцию№1, выложены в  системе Moodl.

21.10.20.

Лекция №2 на тему: Психофизиология функциональных состояний

В рамках лекции будут рассмотрены следующие вопросы: Определение функциональных состояний (различные подходы). Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования. Разные уровни активации. Методы диагностики функциональных состояний. Обратная связь в регуляции функциональных состояний. Эффекты действия симпатической и парасимпатической нервной системы. Биологическая обратная связь и искусственная обратная связь.

Кроме лекционного материала при изучении темы необходимо пользоваться следующей литературой.

Литература:

1. В.И.Циркин, С.И.Тухин "Нейрофизиология: основы психофизиологии" - Москва: издательство Юрайт, 2020

2. Е.Е.Ляксо, А.Д. Ноздрачев  "Возрастная физиология и психофизиология: учебник - Москва: издательство Юрайт, 2020

3. Н.Н.  Данилова  Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2010. 

4. Л.И.Губарева  Психофизиология : учеб. пособие для студентов вузов, обу­чающихся по направлению и специальностям психологии / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова. — М.: ВЛАДОС, 2007. – 188 с.

Внимание!!

На контрольные вопросы необходимо ответить каждому студенту письменно в рабочих тетрадях.

Контрольные вопросы.

1.    Вегетативные и электроэнцефалографические показатели функциональных состояний.

2.    Модулирующие системы мозга. Роль фронтальных отделов коры больших в регуляции функциональных состояний.

3.    Определение и виды сна. Физиологические изменения во сне.

4.     Классификация стадий сна.  Теории сна.

5.    Определение стресса. Виды стресса и стрессоров.

6.    Общий адаптационный синдром и его функциональное значение.

7.     Гормональные аспекты стресса.

8.     Кратковременный и долговременный стресс. Последствия стресса. Профилактика стресса

23.10.20.

Лекция №3 на тему Психофизиология речевых процессов

В рамках лекции будут рассмотрены следующие вопросы: Неречевые формы коммуникации и их психофизиологические основы.  Речь как система сигналов.  Представление о второй сигнальной системе.  Уровни внутренней речи. Периферические системы обеспечения речи (энергетическая система, генераторная и резонаторная). Мозговые центры речи (центры Брока и Вернике, речь и межполушарная ассиметрия; метод Вада). Механизмы восприятия речи. Организация речевого ответа.  Контроль речевой деятельности.

Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе. Электрофизиологические корреляты речевых процессов. 

Кроме лекционного материала при изучении темы необходимо пользоваться следующей литературой.

Литература:

1. В.И.Циркин, С.И.Тухин "Нейрофизиология: основы психофизиологии" - Москва: издательство Юрайт, 2020

2. Е.Е.Ляксо, А.Д. Ноздрачев  "Возрастная физиология и психофизиология: учебник - Москва: издательство Юрайт, 2020

3. Н.Н.  Данилова  Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2010. 

4. Л.И.Губарева  Психофизиология : учеб. пособие для студентов вузов, обу­чающихся по направлению и специальностям психологии / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова. — М.: ВЛАДОС, 2007. – 188 с.

Внимание!!

После изучения материала всем студентам группы необходимо ответить на вопросы тестового контроля и прислать фото своих ответов на почту Судиловской Н.Н. (sunadin@yandex.ru) до 27.10.20. Результаты теста будут переданы Е.В. Семаковой.