Контакты:

Учебная дисциплина «Психофизиология» предназначена для студентов, обучающихся по  направлению Психология и педагогика (бакалавриат) и является дисциплиной базовой части ООП. Она изучается студентами  в 5 семестре 3 курса. Учебная дисциплина способствует углублению и расширению базовой профессиональной подготовки студентов.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких дисциплин как «Введение в психологию», «Физиология ВНД и СС», «Анатомия ЦНС», «Нейрофизиология». Данная дисциплина является базовой для дисциплин профессионального цикла: «Общей психологии», «Дифференциальной психологии», «Возрастной и клинической психологии», «Специальной психологии».

Изучение дисциплины состоит из лекций и практических занятий. Содержание лекционного курса  включает в себя следующие темы:

Тема 1 Предмет и задачи психофизиологии и Методы психофизиологии;

Тема 2 Психофизиология функциональных состояний;

Тема 3 Психофизиология речевых процессов.

При изучении данной дисциплины кроме лекционного материала необходимо пользоваться следующей литературой:

1.     Безруких М.М. Психофизиология ребенка. Учебное пособие. - 2 изд. – 2005. - 496 с.

2.     Губарева Л.И. Психофизиология : учеб. пособие для студентов вузов, обу­чающихся по направлению и специальностям психологии / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова. — М.: ВЛАДОС, 2007. – 188 с.

3.     Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н. Данилова. — М.: Аспект Пресс, 2007. - 368 с.

22.10.20

Лекция №1 Предмет и задачи психофизиологии и Методы психофизиологии

Материалы лекции освещают такие вопросы как : определение психофизиологии, краткий очерк исторического развития дисциплины. Проблема соотношения мозга и психики. Современные представления о соотношении психического и психофизиологического. Системные основы психофизиологии. Кроме того в них будут затронуты следующие аспекты : методы изучения работы головного мозга: электроэнцефалография, метод вызванных потенциалов, топографическое картирование, компьютерная томография, нейронная активность, методы воздействия на мозг). Условия регистрации и способы анализа ЭЭГ. Основные ритмы и параметры энцефалограммы. Клинический и статистический методы изучения ЭЭГ. Магнитоэнцефалография. Измерения локального мозгового кровотока. Томографические методы исследования мозга. Метод магнитно-резонансной томографии.

Все необходимые  материалы, отображающие лекцию№1, выложены в  системе Moodl.

22.10.20.

Лекция №2 на тему: Психофизиология функциональных состояний

В рамках лекции будут рассмотрены следующие вопросы: Определение функциональных состояний (различные подходы). Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования. Разные уровни активации. Методы диагностики функциональных состояний. Обратная связь в регуляции функциональных состояний. Эффекты действия симпатической и парасимпатической нервной системы. Биологическая обратная связь и искусственная обратная связь.

Кроме лекционного материала при изучении темы необходимо пользоваться следующей литературой.

Литература:

1. В.И.Циркин, С.И.Тухин "Нейрофизиология: основы психофизиологии" - Москва: издательство Юрайт, 2020

2. Е.Е.Ляксо, А.Д. Ноздрачев  "Возрастная физиология и психофизиология: учебник - Москва: издательство Юрайт, 2020

3. Н.Н.  Данилова  Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2010. 

4. Л.И.Губарева  Психофизиология : учеб. пособие для студентов вузов, обу­чающихся по направлению и специальностям психологии / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова. — М.: ВЛАДОС, 2007. – 188 с.

Внимание!!

На контрольные вопросы необходимо ответить каждому студенту письменно в рабочих тетрадях.

Контрольные вопросы.

1.    Вегетативные и электроэнцефалографические показатели функциональных состояний.

2.    Модулирующие системы мозга. Роль фронтальных отделов коры больших в регуляции функциональных состояний.

3.    Определение и виды сна. Физиологические изменения во сне.

4.     Классификация стадий сна.  Теории сна.

5.    Определение стресса. Виды стресса и стрессоров.

6.    Общий адаптационный синдром и его функциональное значение.

7.     Гормональные аспекты стресса.

8.     Кратковременный и долговременный стресс. Последствия стресса. Профилактика стресса

 23.10.20. Лекция №3 Психофизиология речевых процессов

В рамках лекции будут рассмотрены следующие вопросы: Неречевые формы коммуникации и их психофизиологические основы.  Речь как система сигналов.  Представление о второй сигнальной системе.  Уровни внутренней речи. Периферические системы обеспечения речи (энергетическая система, генераторная и резонаторная). Мозговые центры речи (центры Брока и Вернике, речь и межполушарная ассиметрия; метод Вада). Механизмы восприятия речи. Организация речевого ответа.  Контроль речевой деятельности.

Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе. Электрофизиологические корреляты речевых процессов.

Кроме лекционного материала при изучении темы необходимо пользоваться следующей литературой.

Литература:

1. В.И.Циркин, С.И.Тухин "Нейрофизиология: основы психофизиологии" - Москва: издательство Юрайт, 2020

2. Е.Е.Ляксо, А.Д. Ноздрачев  "Возрастная физиология и психофизиология: учебник - Москва: издательство Юрайт, 2020

3. Н.Н.  Данилова  Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2010. 

4. Л.И.Губарева  Психофизиология : учеб. пособие для студентов вузов, обу­чающихся по направлению и специальностям психологии / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова. — М.: ВЛАДОС, 2007. – 188 с.

Внимание!!

После изучения лекционного материала всем студентам группы ДО и НОО необходимо ответить на вопросы тестового контроля. Фото своих ответов прислать на почту Н.Н.Судиловской (sunadin@yandex.ru) до 27.10.20.

С 27.10. 20 мы начинаем практические занятия.

27.10.20. 

Практическое занятие №1 

Тема: Психофизиология эмоционально-потребностной сферы.

В рамках занятия необходимо самостоятельно найти  материал на тему Психофизиология эмоционально-потребностной сферы, который будет содержать информацию по следующие вопросам: Психофизиология потребностей. Классификация потребностей (биологические, социальные. идеальные). Психофизиологические механизмы возникновения потребностей. Природа чувства голода, жажды. Мотивация как фактор организации поведения и ее психофизиологические основы. Мотивация по Павлову И.П. и Леонтьеву А.Н. Виды мотивации. Биологические и социальные мотивации. Работы А.А. Ухтомского (принци доминанты). Физиологические теории мотивации. Индивидуальные различия в уровне активации. Теория функциональных ситем и мотивация (П.К.Анохин). Теория редукции драйва по К. Халлу. Психофизиология эмоций.

После изучения найденного материала, необходимо в рабочих тетрадях письменно  ответить на следующие вопросы:

1. Физиологические механизмы, лежащие в основе потребностей.

2. Структуры мозга, играющие решающую роль в обеспечении мотивационного состояния.

3. Предпусковая интеграция.

4. Роль доминанты и структур лимбической системы в мотивационном возбуждении.

 5.. Психофизиологические теории мотиваций.

6. Структуры мозга, обеспечивающие эмоциональные реакции. Роль ретикулярной формации в возникновении эмоций.

7. Теория Джеймса-Ланге.

 6. Связь эмоций и информации.

Практическое занятие №2

Тема: Основы возрастной психофизиологии.

В рамках занятия необходимо самостоятельно найти  материал на тему Психофизиология эмоционально-потребностной сферы, который будет содержать информацию по следующие вопросам: 

Общее представление о созревании. Критерии созревания (функциональные критерии созревания, рефлекторные и локомоторные критерии). Пластичность и сензитивность ЦНС в онтогенезе. Основные методы возрастной психофизиологии. Созревание головного мозга и психическое развитие. Старение организма и психи.


После изучения найденного материала, необходимо в рабочих тетрадях письменно  ответить на следующие вопросы:

1.    Общее представление о созревании.

2.    Критерии созревания (функциональные критерии созревания, рефлекторные и локомоторные критерии). 

3.    Пластичность и сензитивность ЦНС в онтогенезе.

4.    Основные методы возрастной психофизиологии.

5.    Созревание головного мозга и психическое развитие.

6.    Старение организма и психическая инволюция.

 При изучении материала  к практическим занятиям необходимо пользоваться следующей литературой:

1.    Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 20012.

2.    Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие.- М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2004.- 400 с.

3.    Югова Е.А., Турова Т.Ф., Возрастная физиология и психофизиология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, Academia, 2011

4.    Лурия А. Р., Высшие корковые функции человека, Питер, 2008

Внимание!!!

 Следующее практические занятия состоятся 28.10 и 29.10. Зачетное занятие - 30.10.20. 

28.10.20

Практическое занятие №3 

Тема: Психофизиология внимания и психофизиология памяти 

Найти  материал на тему Психофизиология внимания и психофизиология памяти , который будет включать в себя следующие вопросы: 1. Представление об ориентировочной реакции. Физиологические показатели ориентировочной реакции, впервые описанной И.П.Павловым. Нервная модель стимула. Предложена Е.Н.Соколовым, 1958. Значимость стимула. Возникновение ОР только на биологически значимый стимул. Нейрофизиологические механизмы внимания.

2. Классификация видов памяти. Модально-специфические виды памяти, образная память, эмоциональная память, словесно- логическая память. Временная организация памяти (иконическая, кратковременная и долговременная). Механизмы запечатления. Опыты К.Лешли. Формирование энграмм (три этапа). Системы регуляции памяти.

После изучения найденного материала, необходимо в рабочих тетрадях письменно  ответить на следующие вопросы:

Вопросы:

1. Определения внимания.

 2. Теории фильтра (Д. Броадмент, А. Трейсман, Дж. Дойч).

3. Попытки нейрофизиологического обоснования теорий фильтров и их несостоятельность.

 4. Внимание и его связь с другими психическими процессами.

5. Проблема внимания с позиций системного подхода.

6. Основные этапы формирования энграмм памяти.

7. Центры, входящие в систему регуляции памяти.

8. Гипотеза Г.Линча и М.Бодри.

9.Связь объема кратковременной памяти и параметров

электроэнцефалограммы.

 При изучении материала целесообразно пользоваться следующими источниками:

1.    Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010.

2.    Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2012.

3.    Лурия А. Р., Высшие корковые функции человека, Питер, 2008

 28.10.20.

Практическое занятие № 4

Тема: Психофизиология мыслительной деятельности

 Найти  материал на тему Психофизиология мыслительной деятельности, который будет включать в себя следующие вопросы:

 Функциональная система как модель мыслительной деятельности. Эмпирические подходы к изучению мышления в психофизиологии.  Электрофизиологические корреляты мышления.  Биоэлектрическая активность мозга, ЭАК и глазные движения. Психофизиологические аспекты принятия решения. Принятие решения в теории П.К.Анохина. Вызванные потенциалы и принятие решения. Детектор ошибок по Н.П.Бехтеревой. Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности.

После изучения найденного материала, необходимо в рабочих тетрадях письменно  ответить на следующие вопросы:

Вопросы:

1.    Функциональная система как модель мыслительной деятельности. Эмпирические подходы к изучению мышления в психофизиологии.

2.    Электрофизиологические корреляты мышления.  Биоэлектрическая активность мозга, ЭАК и глазные движения.

3.    Психофизиологические аспекты принятия решения. Принятие решения в теории П.К.Анохина. Вызванные потенциалы и принятие решения. Детектор ошибок по Н.П.Бехтеревой.

4.    Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности.

5.    Психофизиологический подход к интеллекту. Три аспекта интеллекта по Г. Айзенку, 1995.

6.    Морфо-функциональные предпосылки интеллекта.

 При изучении материала целесообразно пользоваться следующими источниками:

 1.    Милтнер Ф., Сифер В., Шеппах Дж. и др. Мысль, разум, интеллект: Практическое руководство по развитию умственных способностей (пер. с англ.), 2003

2.    Данилова Н. Н. Психофизиология. М. : Аспект Пресс, 2012. 373 с.

3.    Марютина Т. М., Кондаков И. М. Психофизиология. М. : МГППУ, 2004. 248 с.

4.     Шехтер С., Сингер Дж. Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния // Психология мотиваций и эмоций. М. : ЧеРо, 2002. С. 462—480.

29.10.20

Практическое занятие № 5

Тема: Сознание как психофизиологический феномен 

Найти  материал на тему Сознание как психофизиологический феномен, который будет включать в себя следующие вопросы:

Психофизиологический подход к определению сознания. Нейрофизиологические основы сознания. Физиологические условия осознания раздражителей. Мозговые центры и сознание. Сознание и межполушарная асимметрия. Измененные состояния сознания (гипноз, кома, медитация, молитва, сон). Информационный подход к проблеме сознания. Сознание и информация. Сознание как эмерджентное свойство мозга.

После изучения найденного материала, необходимо в рабочих тетрадях письменно  ответить на следующие вопросы:

Вопросы:

1.    Психофизиологический подход к определению сознания.

2.    Нейрофизиологические основы сознания. 

3.    Физиологические условия осознания раздражителей. 

4.    Мозговые центры и сознание.

5.    Сознание и межполушарная асимметрия. 

6.    Измененные состояния сознания (гипноз, кома, медитация, молитва, сон). Информационный подход к проблеме сознания. Сознание и информация.

7.    Сознание как эмерджентное свойство мозга.

 При изучении материала целесообразно пользоваться следующими источниками:

1.    Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010.

2.    Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2012.

3.    Лурия А. Р., Высшие корковые функции человека, Питер, 2008

 Внимание!! Ответы на вопросы по теме «Сознание как психофизиологический феномен» прислать на почту Н.Н.Судиловской (sunadin@yandex.ru) до 30.10.20.

Кроме ответов на вопросы до 30.10. необходимо выполнить итоговый тестовый контроль и прислать на почту Н.Н.Судиловской (sunadin@yandex.ru) до 30.10.20.

30.10.20 по итогам всех письменных  работ будет выставлен зачет.