Место дисциплины в структуре ОП


Дисциплина «Анатомия центральной нервной системы» является дисциплиной вариативной части федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 37.03.01 «Психология». 

Курс по изучению Анатомии центральной нервной системы предназначен для студентов-психологов, которые должны знать основные морфологические структуры центральной нервной системы, ответственные за проявление психических процессов человека. Следовательно, освоение курса «Анатомия центральной нервной системы» позволит студенту познать материалистические основы психической деятельности человека и изучить целостное представление о его месте в жизни, в обществе и в окружающей среде.

Дисциплина изучается в форме чтения лекций, проведения семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.

По результатам учебной деятельности студенты, имеющие к окончанию изучения дисциплины успеваемость 3 балла и выше допускаются к итоговой аттестации по дисциплине «Психологическое консультирование».

Итоговая аттестация студентов включает в себя: тестирование, написание реферата и собеседование.

На кафедре в ходе учебной деятельности решаются и воспитательные задачи, например, воспитание толерантности, умения вести себя с окружающими, сокурсниками, клиентами и т.д.

Содержание курса представлено в двух разделах, отражающих теоретические основы анатомии центральной нервной системы и практические навыки анализа взаимосвязи морфологического строения ЦНС с проявлением психической деятельности человека. 

Основной целью курса «Анатомия центральной нервной системы» является помощь студентам в освоении аналитического подхода к пониманию психического функционирования человека, к пониманию этиологии его изменения или нарушения, продуктивной реализации устранения выявленных отклонений.

Дисциплина «Анатомия центральной нервной системы» базируется на знаниях:

- возрастная анатомия, физиология и гигиена;

- основы нейрофизиологии и ВНД;

Знания, полученные при изучении дисциплины «Анатомия центральной нервной системы», используются при изучении дисциплин:

- общая и экспериментальная психология;

- психогенетика;

- возрастная психология.



Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы:


ПК-4 – способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

ПК-5 - способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений в динамике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний личностных черт и т.д.

В  результате освоения дисциплины обучающийся должен

- знать:

  1. возрастные нормы развития ЦНС, 

2. анатомическое строения центральной и периферической ЦНС;

3. функции центральных отделов ЦНС;

4. физиологические параметры жизнедеятельности человека в филогенезе и социогенезе;

5. нейрофизиологические аспекты психических функций ЦНС. 

- уметь: 

1. выделять критические периоды в развитии мозга;

 2. использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования с учетом возраста,

3. использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования с учетом факторов риска и принадлежности к разным социальным группам;

4. интерпретировать различные вегетативные проявления;

- владеть: 

1. навыками использования в профессиональной деятельности прогнозирования основных психических функций ЦНС;

2. навыками использования в профессиональной деятельности особенностей развития основных психических функций ЦНС.