Контакты:
-
СК
Светлана Николаевна КолеошкинаУчитель
Дисциплина «Развитие и воспитание младших школьников в пространстве национальной художественной культуры» преподается магистрантам на 1 курсе в течение одного семестра.
Для освоения дисциплины «Развитие и воспитание младших школьников в пространстве национальной художественной культуры» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин образовательной программы квалификации «бакалавр» направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Освоение дисциплины «Развитие и воспитание младших школьников в пространстве национальной художественной культуры» является необходимой базой для изучения дисциплин: «Развивающая изобразительная деятельность младших школьников», «Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках технологии», а также для будущей успешной профессиональной деятельности выпускников в педагогической сфере.
Содержание дисциплины.
Этнокультурный подход в образовании и воспитании ребенка.
Принципы организации учебной и воспитательной работы в начальной школе в рамках этнокультурного подхода. Развитие ребенка с позиции наук: этнопедагогики и этнопсихологии. Понятие и функции народной культуры и этноса. Процесс и виды инкультурации индивида с позиций этнопедагогики и этнопсихологии. Национальная художественная культура как предметная образовательная среда. Поликультурная фольклорная среда. Доминанты организации образовательной среды в этнокультурном контексте. Музейное освоение народной художественной культуры в образовательном пространстве. Практическое освоение народной художественной культуры в образовательном пространстве.
Организация образовательной среды в контексте этнокультурного подхода.
Принципы включения мотивов национальной художественной культуры в образовательный процесс. Информационный принцип включения мотивов художественной этнокультуры в образовательный процесс. Ценностно-ориентированный принцип включения мотивов художественной этнокультуры в образовательный процесс. Принцип сохранения психического здоровья при включении мотивов художественной этнокультуры. Организация процесса восприятия народного искусства детьми. Условия эффективного изучения младшими школьниками народного искусства. Использование технологии музейной педагогики. Вариативность учебных заданий и бесед по освоению этнокультурной информации, приемов учебной работы в процессе восприятия народного искусства детьми. Вариативность применения наглядных пособий.
Организация процесса художественной деятельности детей по мотивам народного искусства. Особенности организации уроков изобразительного искусства в рамках этнокультурного подхода. Условия эффективного практического применения техник народного художественного искусства. Вариативность учебных заданий и упражнений по освоению практических навыков художественного изображения, приемов учебной работы в процессе рисования по мотивам народного искусства. Вариативность применения наглядных пособий.
Организация внеучебной работы в контексте этнокультурного подхода.
Изучение народных ремесел во внеучебной работе. Особенности организации внеучебной работы в рамках этнокультурного подхода. Интерактивные формы внеучебной работы в контексте этнокультурного подхода. Принципы организации кружковой работы и мастер-классов. Принцип поликультурной фольклорной среды (изобразительной, музыкальной, литературной). Принцип полихудожественности в организации кружковой работы и мастер-классов. Особенности организации кружковой работы и мастер-классов по мотивам народного искусства. Вариативность художественных техник, доступных младшему школьному возрасту. Принципы презентации продуктов художественной деятельности детей. Виды классического экспонирования продуктов художественного народного искусства. Приемы интерактивного экспонирования продуктов художественной деятельности детей.