Контакты:
-
ЕС
Елена Владимировна СемаковаУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Нейропсихологическая диагностика и коррекция
трудностей в обучении» Б1.В.ДВ.3.1 Использование нейропсихологического подхода позволяет оценить особенности развития конкретного ребенка в соответствии со структурно-динамической организацией высших психических функций. Использование нейропсихологического подхода в коррекционной деятельности обеспечивает высокую эффективность коррекционной работы и продолжительную ее результативность. Программой предусмотрено рассмотрение теоретических, методологических и практических вопросов нейропсихологии и нейропсихологической коррекции. Представлен современный взгляд на строение и функции мозга, особенности формирования высших психических функций. Особое внимание уделяется освещению основных положений культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского. Это положения о закономерностях формирования, развития и распада высших психических функций (ВПФ), о роли обучения в развитии ВПФ и т.д. В достаточном объеме представлено обсуждение концепции А.Р. Лурия – теории системной динамической локализации ВПФ, а также практические наработки, сделанные им и его учениками на материале нарушений психической деятельности вследствие локальных поражений мозга. Рассматриваются механизмы нарушений восприятия, памяти, речи, эмоциональной регуляции деятельности.
Дисциплина взаимодействует с такими дисциплинами как: Основы нейропсихологии, психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы, психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей в дошкольном учреждении, психолого-педагогическое сопровождение учащихся средней школы.
В программе также рассматриваются более конкретно типологии нарушений развития. Обсуждаются причины и механизмы развития дизонтогений. Ведь важнейшей задачей практикующего психолога является квалифицированное проведение диагностического исследования, а также грамотное построение программы развивающего и коррекционного характера. Поэтому в соответствующих разделах подробно обсуждаются методические вопросы диагностической и коррекционной работы. Обсуждаются возможности применения интегративного подхода к оказанию помощи детям с нарушениями развития в учебном процессе.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Основной целью курса «Нейропсихологическая диагностика и коррекция трудностей в обучении» является сформировать профессиональную направленность личности, на основе изучения современного состояния нейропсихологии, раскрыть социальную значимость, масштабность задач и межотраслевой характер нейропсихологии и ее роль в решении фундаментальных общепсихологических проблем.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
ОПК-1 - способен учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
ПК-24 - способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
· цели и задачи нейропсихологической коррекции, предмет, объект, основные направления и сферу приложения нейропсихологических знаний;
· историю становления и развития нейропсихологии и нейропсихологической коррекции;
· особенности нейропсихологической диагностики;
· нейропсихологическую синдромологию при различных типах дизонтогенеза;
· принципы работы и особенности составления нейропсихологических коррекционных программ.
уметь:
· проявлять инициативу к инновациям в нейропсихологии;
· проводить диагностику нарушений локальных систем мозга;
· организовать процесс нейропсихологического обследования;
· применять основные нейропсихологические методики;
· осуществлять грамотную нейропсихологическую коррекцию трудностей в обучении.
владеть:
· традиционными и новыми технологиями нейропсихологии, методами диагностики, анализа, оценивания и прогнозирования в нейропсихологии;
· навыками самостоятельной работы с литературой по нейропсихологии.