1.     Место дисциплины в структуре ОП

 

Дисциплина Нейропсихологическая диагностика и коррекция

трудностей в обучении» Б1.В.ДВ.3.1 Использование нейропсихологического подхода позволяет оценить особенности развития конкретного ребенка в соответст­вии со структурно-динамической организацией высших психических функ­ций. Использование нейропсихологического подхода в коррекционной деятельности обеспечивает высокую эффективность коррекционной работы и продолжительную ее результативность. Программой предусмотрено рассмотрение теоретических, мето­дологических и практических вопросов нейропсихологии и нейропсихологической коррекции. Представлен современный взгляд на строение и функции мозга, особенности формирова­ния высших психических функций. Особое внимание уделяется освещению основных положений культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выгот­ского. Это положения о закономерностях формирования, развития и распада высших психических функций (ВПФ), о роли обучения в развитии ВПФ и т.д. В достаточном объеме представлено обсуждение концепции А.Р. Лурия – теории системной динамической локализации ВПФ, а также практические наработки, сделанные им и его учениками на материале нару­шений психической деятельности вследствие локальных поражений мозга. Рассматриваются механизмы нарушений восприятия, памяти, речи, эмоцио­нальной регуляции деятельности.

         Дисциплина взаимодействует с такими дисциплинами как: Основы нейропсихологии, психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы, психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей в дошкольном учреждении, психолого-педагогическое сопровождение учащихся средней школы.

В программе также рассматриваются более конкретно типологии нарушений развития. Обсуждаются причины и механизмы развития дизонтогений. Ведь важнейшей задачей практикующего психолога является квалифицированное проведение диагностического исследования, а также грамотное построение программы развивающего и коррекционного характера. Поэтому в соответствующих разделах подробно обсуждаются методические вопросы диагностической и коррекционной работы. Обсуждаются возможности применения интегративного подхода к оказанию помощи детям с нарушениями развития в учебном процессе.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Основной целью курса «Нейропсихологическая диагностика и коррекция трудностей в обучении» является сформировать профессиональную направленность личности, на основе изучения современного состояния нейропсихологии, раскрыть социальную значимость, масштабность задач и межотраслевой характер нейропсихологии и ее роль в решении фундаментальных общепсихологических проблем.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

 

ОПК-1 - способен учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

ПК-24 - способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

 

 

 

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

 

·        цели и задачи нейропсихологической коррекции, предмет, объект, основные направления и сферу приложения нейропсихологических знаний;

·        историю становления и развития нейропсихологии и нейропсихологической коррекции;

·        особенности нейропсихологической диагностики;

·        нейропсихологическую синдромологию при различных типах дизонтогенеза;

·        принципы работы и особенности составления нейропсихологических коррекционных программ.

 

 

уметь:

·        проявлять инициативу к инновациям в нейропсихологии;

·        проводить диагностику нарушений локальных систем мозга;

·        организовать процесс нейропсихологического обследования;

·        применять основные нейропсихологические методики;

·        осуществлять грамотную нейропсихологическую коррекцию трудностей в обучении.

 

владеть:

·        традиционными и новыми технологиями нейропсихологии, методами диагностики, анализа, оценивания и прогнозирования в нейропсихологии;

·        навыками самостоятельной работы с литературой по нейропсихологии.