Контакты:

1. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина Б1.В.ДВ.4.1 «Современные технологии логопедической помощи лицам с комплексным нарушением развития»  относится к блоку дисциплин по выбору вариативной части ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.

Для освоения данной дисциплины  студенты используют знания, умения и навыки, сформированные  в ходе изучения дисциплин «Логопедия», «Психолингвистика»,  «Логопедические технологии», «Онтогенез речевой деятельности».

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Требования к уровню освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен  на формирование следующих компетенций:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– способность к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями (ДПК-1);

– способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);

– способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6).

 

В результате изучения студент должен

знать:

·         научно-теоретических и практических сведений, обобщающих результаты современных исследований по проблеме сложных нарушений

·         организации педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития;

·         базовые теоретические и методические основы логопедического обследования, речевой диагностики, коррекционных занятий с детьми со сложной структурой дефекта;

уметь:

·         оперировать базовыми терминами логопедии;

·         определять диагностические и прогностические показатели речевого развития ребенка со сложной структурой дефекта;

·          выделять характерные черты речевых нарушений;

·         отбирать, систематизировать и оценивать методические средства и приемы обследования, коррекции и компенсации речевых нарушений;

владеть:

·         овладеть технологиями коррекционной работы с опорой на сохранные силы ребенка со сложными нарушениями.

·         навыками установления контакта с ребенком, находящимся на разных стадиях речевого онтогенеза, обследования отдельных сторон речевого развития ребенка, анализа материалов логопедического обследования, дифференциальной диагностики речевой нормы и патологии.

 

3. Содержание дисциплины

Современный подход к проблеме комплексных (сложных) нарушений в развитии детского возраста Теоретико-методологические основы учения о сложной структуре аномального развития ребенка. Современное понимание сущности комплексного(сложного) дефекта Распространенность комплексных нарушений в развитии. Дети со сложным дефектом, включающим нарушения двух сенсорных систем — зрения и слуха. Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом. Дети с нарушениями зрения и интеллекта. Дети с нарушениями опорно-двигательной системы и интеллекта. Дети с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, опорно-двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства. Речевые нарушения первичного характера у детей со слуховой недостаточностью. Логопедическая работа с детьми, имеющими комплексные нарушения в развитии. Логопедическая работа в системе коррекционно-педагогического обучения детей со сложными нарушениями в развитии. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи первичного характера.  Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения и речи. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей, имеющих множественные нарушения в развитии, на начальных этапах обучения.