Дисциплина «Психология» относится к обязательной части блока Б1.

Дисциплина содержательно и методически связана с такими дисциплинами как: «Философия», «Культура речи и основы коммуникации в поликультурной среде», «Безопасность жизнедеятельности», «Педагогика», «Профессиональная этика».

Изучение «Психологии» является основой для изучения дисциплин: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Педагогическая конфликтология», «Методика воспитательной работы и основы вожатской деятельности» и обеспечивает подготовку студентов к прохождению педагогической практики в образовательных организациях разных типов.

Содержание дисциплины

Объект, предмет и задачи современной психологии. Психика как функция высокоорганизованной материи отражать действительность. Взаимосвязь нервной системы и психики, психофизиологическая проблема в психологии. Структура психики. Сознание как высшая форма развития психики. Общественно-историческая природа сознания человека. Отрасли (разделы) психологической науки. Принципы и методы построения психологических исследований. Методы сбора фактического материала. Методы обработки материалов исследования. Этапы развития психологического знания. Характеристики основных психологических направлений (школ). Тенденции развития современной психологии, её взаимосвязь с другими науками. Принципы и методы психологической науки. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение и внимание. Эмоционально-волевая сфера личности. Психические свойства: характер, темперамент, способности и направленность. Проблема личности в психологии. Понятие о личности. Психологическая структура личности. Анализ современных теорий личности в зарубежной и отечественной психологии. Психология деятельности. Структура деятельности. Основные виды деятельности. Профессиональная деятельность.

Предмет, задачи, методы социальной психологии. Социализация: виды, институты, стадии. Социальные роли: виды, характеристики. Феноменология общения. Группа как объект изучения социальной психологии. Межличностные взаимодействия в группе. Психология конфликта. Лидер и руководитель. Факторы, влияющие на формирование индивидуального и группового лидерства.

Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Возрастная периодизация. Основные понятия возрастной психологии. Движущие силы и условия психического развития человека. Особенности проявления и развития психики в детстве, отрочестве и зрелости.

 

Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Введение в проблематику педагогической психологии. Разделы педагогической психологии. Соотношение обучения и развития. Три основные концепции обучения и развития. Понятие зоны ближайшего развития. Психологическая структура учебной деятельности. Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности. Показатели обучаемости. Психологические причины неуспеваемости и их коррекция. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями. Особенности работы с одаренными детьми. Подходы к обучению в мировой психологии. Психология воспитания. Воспитание и личностный рост, критерии воспитанности. Основные направления, принципы и средства воспитания. Представления о просоциальном и асоциальном поведении. Личность учителя. Структура педагогических способностей. Личностные качества учителя как фактор успешности педагогической деятельности. Профессиональная Я-концепция педагога. Стили педагогической деятельности. Педагогическое общение, психологическая характеристика стилей общения. Трудности педагогического общения: конфликты, барьеры в общении учителя и ученика.