Контакты:
-
ЕК
Елена Анатольевна КолодовскаяУчитель
-
НМ
Наталья МатюковаУчитель
-
ВЯ
Вероника Владимировна ЯкушеваУчитель
Б2.О.02(П) «Логопедическая практика» является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в обязательную часть по направлению подготовки: 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедия».
Производственной практике предшествует изучение следующих дисциплин обязательной части образовательной программы: «Культура речи и основы коммуникации в поликультурной среде», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения, речи», «Цифровые технологии в образовании», «Общая педагогика», «Специальная педагогика», «Основы профессиональной деятельности дефектолога», «Логопедия», «Логопедические технологии», «Логопедические практикумы».
Прохождение производственной логопедической практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений «Логопедическая работа с детьми с комплексными нарушениями развития», «Альтернативная коммуникация с безречевыми детьми», «Проектирование индивидуальных образовательных траекторий для лиц с тяжелыми нарушениями речи», прохождения практик всех видов (учебной, производственной и научно-исследовательской), а также подготовки и защиты выпускной квалификационной работы бакалавра.
2. Планируемые результаты обучения
Компетенция |
Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО) |
ОПК-1
Способен осуществлять профессиональную
деятельность в соответствии |
Знать: - приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфер образования в Российской Федерации; - нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья; - федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья; - законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов, конвенцию о правах ребенка; - основы семейного права, актуальные вопросы трудового законодательства. Уметь: - применять основные нормативно- правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики. Владеть: - навыками применения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики - в условиях реальных педагогических ситуаций; - навыками осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с нарушением речи и адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП) в части анализа содержания, организации и функционирования системы общего образования обучающихся с ОВЗ. |
ОПК-2
Способен участвовать в разработке
основных и дополнительных образовательных
программ, разрабатывать отдельные их
компоненты (в том числе |
Знать: - историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; - образовательные потребности обучающихся с нарушением речи с разной степенью выраженности нарушения и разных возрастных групп; - теорию и практику обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи; - современные образовательные технологии, в том числе ИКТ и особенности их использования; - технологию разработки отдельных компонентов адаптированных основных и дополнительных образовательных программ, в том числе, индивидуальных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи. Уметь: - классифицировать образовательные системы и образовательные технологии; - разрабатывать и реализовывать отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ; - применять современные образовательные технологии в планировании и реализации образовательного и коррекционно- развивающего процесса; - оформлять педагогическую документацию. Владеть: - навыками разработки и реализации программ учебных предметов и других отдельных компонентов адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением речи; методы применения информационно- коммуникационных технологий (далее–ИКТ) при разработке и реализации АООП. |
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. |
Знать: - требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (в части, касающейся детей с нарушением речи) к организации учебной и воспитательной деятельности; - специфику применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи; - особенности применения индивидуальных и групповых форм в воспитании и обучении детей с нарушением речи с учетом их образовательных потребностей. Уметь: - взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; - применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития; - дифференцированно применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) в организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи. Владеть: - методами организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи. |
ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей. |
Знать: - общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания обучающихся с нарушением речи; - содержание программы духовно-нравственного воспитания; - методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (терпения, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству). Уметь: - планировать реализацию программы духовно-нравственного развития обучающихся с нарушением речи; - проводить мероприятия по духовно- нравственному воспитанию обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности; - создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку; - применять в учебном процессе разные формы внеклассной и внеурочной работы для решения задач познавательного и социально-личностного развития обучающихся; - оценивать результаты реализации программы духовно- нравственного развития обучающихся с нарушением речи с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей обучающихся, особых образовательных потребностей. Владеть: - методами формирования у обучающихся с нарушением речи нравственного сознания, опыта нравственного поведения и нравственных чувств. |
ОПК-5 Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении. |
Знать: - принципы, формы, методы и технологии организации контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся с нарушением речи; - специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу с неуспевающими обучающимися. Уметь: - применять адекватный инструментарий и методы оценки образовательных результатов обучающихся с нарушением речи; - объективно оценивать трудности обучающихся в обучении, устанавливать их причины, формулировать рекомендации к коррекционной работе по их преодолению. Владеть: - разнообразным методом контроля и оценки образовательных результатов обучающихся с нарушением речи; - методами использования полученных результатов контроля и оценки образовательных достижений обучающихся с нарушением речи для планирования и корректировки программы коррекционной работы. |
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями. |
Знать: - закономерности развития личности, периодизацию и кризисы развития ребенка в онтогенезе и при нарушениях речи; - возрастные, типологические, гендерные особенности развития обучающихся с нарушением речи; - методы изучения психического развития обучающихся; - психолого-педагогические подходы, обеспечивающие индивидуализацию обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи; - методы и технологии осуществления коррекционно- развивающего процесса; - требования к разработке и реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ. Уметь: - использовать знания о возрастных, типологических, индивидуальных, гендерных особенностях развития обучающихся для планирования учебно-воспитательной работы; - применять образовательные технологии для индивидуализации обучения и воспитания обучающихся; - применять методы и технологии осуществления коррекционно-развивающего процесса; - использовать индивидуальные и групповые формы организации образовательного и коррекционно-развивающего процесса; - составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося. Владеть: - методами планирования и проведения индивидуальных мероприятий в рамках образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи; - методами совместной разработки (с другими специалистами) и реализации (с участием родителей или законных представителей) индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся с нарушением речи; - навыками использования образовательных технологий в профессиональной деятельности для осуществления индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с нарушением речи. |
ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ. |
Знать: - основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью; - закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ; - основные технологии социально-педагогического взаимодействия; - специфику семейного воспитания детей с нарушением речи, факторы, ослабляющие воспитательные возможности семьи. Уметь: - взаимодействовать с разными участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией); - отбирать и использовать адекватные методы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с нарушением речи; - планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно- образовательной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения. Владеть: - методами выявления поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития, в процессе наблюдения; - методами взаимодействия и командной работы с другими специалистами в рамках психолого-медико педагогического консилиума; - действиями планирования и анализа, отбора технологий взаимодействия с родителями обучающихся с учетом личностного потенциала родителей; - действиями моделирования содержания, форм и технологий взаимодействия с разными участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией); - методами конструктивного межличностного общения с родителями обучающихся с нарушением речи; - навыками межличностного общения с обучающимися с нарушением речи с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей; - навыками планирования и анализа взаимодействия с родителями обучающихся. |
ПК-1 Способен осуществлять обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий. |
Знать: - структуру и содержание адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с нарушением речи; - содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного процесса, его специфику; - современные специальные методики и технологии обучения и воспитания учащихся с нарушением речи. Уметь: - отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами; - планировать и организовывать процесс обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи в различных институциональных условиях; - применять специальные методики образовательные технологии в процессе обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи. Владеть: - методами отбора необходимого содержания, методов и средств обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами в различных институциональных условиях; - навыками применения специальных методик и образовательных технологий в процессе обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи |
ПК-2 Способен дифференцированно использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. |
Знать: - особенности психофизического и возрастного развития, особые образовательные потребности разных групп обучающихся с нарушением речи; - теорию и практику реализации дифференцированного подхода в образовании обучающихся с нарушением речи; - требования к содержанию и организации коррекционно-развивающего процесса, ориентированного на обучающихся с нарушением речи; - современные методики и технологии, используемые в коррекционно-развивающем процессе. Уметь: - обеспечивать условия реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи; - отбирать и реализовывать содержание, современные методики и технологии, необходимые для осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи; - применять разные формы и способы реализации дифференцированного подхода. Владеть: - методами создания условий реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи; - методами отбора и применения современных методик и технологий, необходимых для осуществления коррекционно- развивающего процесса, с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением речи. |
ПК-3 Способен осуществлять мониторинг эффективности учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса. |
Знать: - принципы, методы, организацию мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса в разных институциональных условиях; Уметь: - применять разные методы мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса; - оформлять и интерпретировать результаты мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса; - использовать выводы для корректировки содержания и организации коррекционно- развивающего процесса. Владеть: - методами проведения мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процесса и интерпретации его результатов. |
ПК-4 Способен проводить логопедическое обследование обучающихся с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации программы логопедической работы. |
Знать: - содержание и требования к проведению логопедического обследования обучающихся; - способы разработки программы обследования; - инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Уметь: - разрабатывать программу логопедического обследования, определять показатели развития ребенка, отбирать и/или разрабатывать инструментарий; - проводить логопедического обследование обучающихся; - интерпретировать результаты обследования и делать выводы об особенностях развития обучающегося и использовать их для разработки программы логопедической работы; - оформлять психолого-педагогическую характеристику обучающегося; - формулировать заключения и рекомендации. Владеть: - методами применения методов диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с нарушением речи с использованием системы показателей; - навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы. |
ПК-5 Способен проводить профилактические мероприятия, коррекционную и консультативно-просветительскую работу с обучающимися с нарушениями речи, их родителями (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума. |
Знать: - содержание, формы, методы и технологии коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи; - основы профилактики нарушений речи у обучающихся, способы проведения профилактических мероприятий; - способы, формы и методы консультативно- просветительской работы с участниками образовательных отношений (обучающимися с нарушениями речи, их родителями (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума). Уметь: - отбирать и применять содержание, формы, методы и технологии коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом особенностей их развития; - отбирать содержание и планировать проведение профилактических мероприятий; - отбирать и применять способы, формы и методы консультативно-просветительской работы с участниками образовательных отношений. Владеть: - методами проведения коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи; - навыками проведения профилактических мероприятий с обучающимися с нарушениями речи; - навыками организации консультативно- просветительской работы с участниками образовательных отношений. |
ПК-6 Способен участвовать в создании безопасной и комфортной образовательной среды, совершенствовании предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение обучающимися адаптированной основной образовательной программы. |
Знать: - компоненты безопасной и комфортной образовательной среды, их дидактический и коррекционно-развивающий потенциал; - принципы и подходы к организации образовательной среды для школьников с нарушением речи, способы оценки ее комфортности и безопасности; Уметь: - участвовать в создании компонентов безопасной и комфортной образовательной среды; - проводить мероприятия по формированию у обучающихся с нарушением речи умений общения в среде сверстников, развитию умений поведения в виртуальной среде. Владеть: - методами создания элементов образовательной среды с учетом возможностей школьников с нарушением речи; - способами оценки комфортности, доступности и безопасности образовательной среды. |
|
|
3. Тип практики
3 семестр
Тип производственной практики – логопедическая. По способу проведения производственная практика является выездной и проводится дискретно на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования.
4.
Место проведения практики
(Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные договоры).
3 семестр
Базой проведения производственной логопедической практики являются организации, осуществляющие образовательную деятельность с воспитанниками дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях :
МБДОУ "Детский сад № 1 «Смоляночка» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 12 «Буратино» города Смоленска
МБДОУ"Детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 33 «Радуга» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 41 «Солнышко» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 51 «Росинка» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 62 «Каравай» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска
МБДОУ"Детский сад № 67 «Виктория» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 72 «Колокольчик» города Смоленска
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
– наличие в образовательных организациях групп комбинированной направленности;
наличие учителей-логопедов, обладающих высоким профессиональным уровнем;
– наличие и оснащение логопедического кабинета;
– уровень оснащенности учебной литературой;
–наличие материально-технического обеспечения дошкольного образования воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, отвечающего их особым образовательным потребностям.
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
– наличие в организациях логопедов, обладающих высоким профессиональным уровнем;
– наличие и оснащение логопедического кабинета;
– уровень оснащенности учебной литературой;
–наличие материально-технического обеспечения лиц с тяжелыми нарушениями речи, отвечающего их особым образовательным потребностям.
5. Этапы прохождения практики
3 семестр
№ п/п |
Этапы практики |
Содержание этапа |
|
Например, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета. |
Например, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, наблюдения, измерения и т.д. |
1. |
Организационный |
1.Проверка медицинских книжек (получение допуска к работе с детьми дошкольного возраста). 2. Оформление договора с принимающей организацией для студентов, проходящих практику по месту жительства. 3. Проведение установочной конференции: ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами практики, требованиями, предъявляемыми при выполнении программы практики, отчетной документацией; закрепление за руководителями кафедры специальной педагогики и психологии и распределение по организациям. 4. Проведение инструктажа по технике безопасности. (10 часов). |
2. |
Аналитико-проектировочный |
1. Знакомство с учителем-логопедом и другими специалистами, с администрацией и педагогическим коллективом, с режимом работы образовательной организации с оборудованием логопедического кабинета. 2. Изучение документации Организации при оказании логопедической помощи : - программ и / или планов логопедической работы; - годового плана работы учителя-логопеда (учителей-логопедов); - расписание занятий учителей-логопедов; - индивидуальных карт речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь; - журнал учета посещаемости логопедических занятий; - отчетную документацию по результатам логопедической работы 3.Составление индивидуального графика работы на период практики. 4. Наблюдение за деятельностью учителя-логопеда и ее анализ.
Студент заполняет соответствующие разделы дневника производственной практики: - список обучающихся на логопункте/ в группе компенсирующей направленности; - - образцы документации учителя-логопеда; - конспекты 2-х индивидуальных занятий, проведенных логопедом, с аналитическим разбором; - конспект одного фронтального/ подгруппового занятия, проведенного логопедом, с аналитическим разбором. (40 часов)
|
3. |
Диагностический |
1.Наблюдение за детьми во время занятий, анализ их речи, особенностей познавательной деятельности, поведения; 2.Обследование речи ребенка, заполнение индивидуальных карт речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь. Студент заполняет соответствующие разделы дневника производственной практики: - схема психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного возраста; - схема логопедического обследования дошкольника с речевой патологией; - одна индивидуальная карта речевого развития обучающегося, получающего логопедическую помощь; - график проведения зачетных индивидуальных занятий. (26 часов) |
4. |
Коррекционно-воспитательный |
1.Проведение пробных и зачетных индивидуальных логопедических занятий с детьми, закрепленными за студентами. 2.Самоанализ и анализ логопедических занятий, проведенных студентами. 3. Заполнение индивидуальных тетрадей для домашних заданий. 4.Подготовка материалов по пропаганде логопедических знаний для педагогов и родителей. 5. Изготовление наглядных пособий, дидактического материала для логопедических занятий. 6.Участие в мероприятиях, проводимых в ДОО.
Студент заполняет следующие разделы дневника производственной практики: - конспекты 5-ти индивидуальных логопедических занятий, проведенных с закрепленным ребенком; - конспект 2-х индивидуальных занятий, проведенных товарищами, с анализом. - материалы по просветительской и консулльтативной деятельности учителя-логопеда; - методические, дидактические материалы и наглядного пособия, подготовленных студентом самостоятельно.
(130 часов) |
5. |
Аналитико-результативный |
1. Анализ становления профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста. 2.Самоанализ эффективности производственной практики. 3. Анализ организационных аспектов производственной практики. 4. Оформление отчетной документации по итогам практики: - отчет; - оценочный лист; - дневник производственной практики. 5. Выступление на итоговой конференции. (10 часов)
|
|
Итого: |
216 часов |
6. Критерии оценивания результатов освоения практики
6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации
3 семестр
Ориентировочные схемы оформления речевых карт, конспектов и анализа логопедических занятий
Примерная карта-схема психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями развития, поступающего в учреждение общего образования
I. Общие данные
Ф.И. ребенка________________________________________Дата рождения____________________
Посещает ДОО № ____________________________________________________________________
возрастная группа_____________________________________________________________________
Когда и в каком возрасте поступил в ДОУ (школу) _________________________________________
II. Анамнестические сведения
а) Сведения о семье
Характеристика семьи ( полная, неполная ) _______________________________________________
мать_________________________________________________________________________________
(Ф.и.о., год рождения, образование, место работы, профессия)
отец_________________________________________________________________________________
( те же сведения )
другие члены семьи___________________________________________________________________
Материально-бытовые условия__________________________________________________________
Психологический климат в семье________________________________________________________
б) Биологический анамнез
Ребенок от________ беременности
Характер протекания беременности (нормальное, токсикозы, нефропатия, недоношенность, внутриутробная гипоксия плода и др.)____________________________________________________
Характер протекания родов_____________________________________________________________
Состояние ребенка при рождении________________________________________________________
Особенности развития в раннем возрасте_________________________________________________
начал держать головку_____________________________ сидеть______________________________
стоять___________________________________________ходить______________________________
Речевое развитие
гуление______________________________________________________________________________
лепет________________________________________________________________________________
появление первых слов_________________________________________________________________
переход к овладению фразовой речью____________________________________________________
( указать возраст)
Как проходило развитие речи (нормально, быстро,задержка формирования речи и др.)
____________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания и травмы в раннем возрасте (до 3-х лет)_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
в последующие годы__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
в) Условия развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте (ребенок воспитывался дома________________________________________________________________________________
в детском саду________________________________________________________________________
Семейный анамнез (заболевания / нарушения развития у родственников 1-2 поколения) /да, нет/_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Отмечаемые у них нарушения___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
г) Сведения о состоянии здоровья ребенка по данным медицинских обследований_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Состояние зрения_____________________________________________________________________
слуха________________________________________________________________________________
опорно-двигательного аппарата_________________________________________________________
Физическое развитие ребенка___________________________________________________________
Неврологический статус________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Заключение психоневролога____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
III. Данные психолого-педагогического обследования
I. Психологические особенности
а) Особенности внимания
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается); характер отвлечения: отвлекается на внешние раздражители______________
_____________________________________________________________________________
в отсутствии внешних раздражителей____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная )____________________
Объем внимания (достаточный, недостаточный )___________________________________________
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий, не сформировано)________________________________________________________________
б) Особенности памяти
Запоминает быстро или медленно, с трудом; запоминает надолго; быстро забывает______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Характеристика вербальной памяти______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отмечаются трудности (указать какого типа ) в запоминании: новых слов_____________________
_____________________________________________________________________________
словосочетаний, синтаксических конструкций_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
текстового материала__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
в) Развитие некоторых сенсорных функций
Сформированность представлений о цвете, форме, величине предметов (соответствуют возрасту, недостаточно сформированы, не сформированы)___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Способность к дифференциации предметов по основным признакам (форма, величина, цвет и др.)__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
г) Показатели развития мыслительной деятельности
Способность к сравнению______________________________________________________________
Способность к классификации__________________________________________________________
д) Овладение различными видами деятельности
Уровень мотивации деятельности (отсутствие / наличие мотивации к деятельности, уровень сформированности мотивационной и операционной стороны деятельности ‒ достаточный, недостаточный, низкий), в т.ч.:
учебной деятельности_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
игровой______________________________________________________________________
предметно-практической______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
е) Развитие способности к творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество)
_____________________________________________________________________________
Отношение к творческой деятельности (активное, заинтересованное, пассивное, безразличное )____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Проявление элементов творчества на учебных занятиях
_____________________________________________________________________________
Выполнение заданий по «собственному замыслу» (наличие новизны, штамп, копирование, использование ранее приобретенных навыков и др.)__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Продуктивность «творческой деятельности» ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
II. Работоспособность на занятиях
Быстро или медленно включается в работу________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Легко или с трудом переключается с одного вида работы на другой________________________________________________________________________
Сосредоточен во время занятий или часто отвлекается _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Темп работы. Задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно. Причины замедленного темпа работы (обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности: вялость, заторможенность, отвлекаемость и др.)__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работает продуктивно в течение всего занятия или быстро утомляется____________________________________________________________________
В чем проявляется утомление: в замедлении темпа, ухудшении качества или полном прекращении работы.
Субъективные и объективные признаки утомления (жалобы на усталость, плохое самочувствие; вялость, сонливость, отвлекаемость и др.). Равномерна ли работа в течение занятия по количеству и качеству______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Когда отмечается спад работоспособности (середина занятия, конец занятия) _____________________________________________________________________________
III. Некоторые типологические особенности
Активный, подвижный ‒ инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбудимый, неуравновешенный бодрый ‒ вялый; на занятиях работает с удовольствием ‒ при понуждении.
Быстрота реакции на словесные раздражители (инструкции, задания и т.д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепление__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Быстрота переключения с одного вида деятельности на другой________________________________________________________________________
IV. Особенности эмоционально-волевой сферы
Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др. ________________________________________________________________
Преобладающее настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка) _____________________________________________________________________________
в быту_________________________________________________________________________
Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня (одного учебного занятия)______________________________________________________________________
Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся труднотях_____________________________________________________________________
V. Личностно-характерологические особенности
Общительный, замкнутый
Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом )
в т.ч.: неречевой контакт______________________________________________________________
речевой контакт______________________________________________________________________
Отношение к товарищам_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству – да, нет; признается ли за лидера другими – да, нет) _____________________________________________________________________________
Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других________________________________________________________________________
Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отношение ребенка к учебной деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность)______________________________________
Обучаемость, принятие помощи педагога (обучаемость низкая, помощь педагога не использует, использует недостаточно; перенос усвоенных навыков в новые условия деятельности затруднен - ребенок обучаем, адекватно использует помощь взрослого, осуществляет перенос усвоенного способа действия на новое задание и др.)__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отношение к своему дефекту (индифферентное, фиксация на дефекте, стремление к его преодолению)
Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена; отмечаются: замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма)_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Примечания___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общее заключение
Схема логопедического обследования ребенка
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________
Дата рождения, возраст ________________________________________________________
Национальный язык, двуязычие (если есть) _______________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты__________________________________________________
Учитель-логопед ___________________________________________________________
Анамнез
Мать ____________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Отец ___ (возраст при рождении ребенка)________________________________________________
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ___________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников
_____________________________________________________________________________
От которой по счету беременности ребенок _______________________________________
Протекание беременности (токсикоз 1й половины, 2й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)___________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)
Когда закричал ребенок _________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) _________________________________________
Резус фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка) ______________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении ________________________________________________
Вскармливание: когда принесли кормить _________________________________________
как взял грудь ________________________________________________________________
как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) ______________________________
Грудное вскармливание до ______________________________________________________
Когда выписали из роддома _____________________________________________________
если задержались, то почему ___________________________________________________
Раннее развитие
Голову держит с _______________________________________________________________
(в N с 1,5 мес.
Сидит __________________________________________________________________
(в N с 6 мес.)
Стоит _______________________________________________________________________
(в N с 11-12 мес.)
Ходит ________________________________________________________________________
(в N с 1 года)
Первые зубы __________________________________________________________________
(в N в 6-8 мес.)
Перенесенные заболевания______________________________________________________
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,судороги при высокой температуре)
До года ______________________________________________________________________
После года ____________________________________________________________________
До 3 лет _____________________________________________________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)
Раннее речевое развитие
Гуление ___ (в N 2-3 мес.)
Лепет ________________________________________________________________________
(в N от 4 до 8 мес.)
Характер лепета _______________________________________________________________
Первые слова _________________________________________________________________
(в N около года)
Первые фразы _________________________________________________________________
(в N от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)_______________________________
Использование жестов __________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ____________________
Занимались ли с логопедом (с какого возраста) ___________________________________________
Результаты логопедической работы _____________________________________________________
I. Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:
а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);
б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);
в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);
г) индивидуальные особенности.
2. Состояние слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек;
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).
3. Исследование зрительного восприятия:
а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой – маленький;
б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):
2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый;
3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;
в) восприятие формы (с3 лет.):
различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).
4. Исследование зрительно - пространственного гнозиса праксиса:
а) ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади);
б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);
в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).
5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).
Для детей от 2 до 3 лет:
- пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
- перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;
- медленно покружиться на месте;
- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
- поймать брошенный мяч;
- подпрыгнуть на двух ногах на месте;
- выполнить наклоны вперед и в сторон.
Для детей от 3 до 4 лет:
- пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;
- перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
- пройти по положенному на пол шнуру;
- прыгнуть в длину с места;
- переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой);
6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).
В 2-3 года:
- «покормить» куколку;
- слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;
- уметь самостоятельно пользоваться ложкой.
В 3-4 года:
- расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;
- рисовать горизонтальные и вертикальные линии;
- рисовать круг, тело человека;
- складывать крупную мозаику.
II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)
Воспроизведение звукоподражаний
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и
Ребенок плачет: уа. Собака лает: ав.
Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау.
Ослик кричит: иа. Кошка мяукает: мяу.
Исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет)
Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).
Состояние звукопроизношения
Гласные: ____________________________________________________________________
Согласные: ___________________________________________________________________
[б], [п,] [м] ____________________________________________________________________
[в,] [ф]________________________________________________________________________
[д,] [т,] [н] ____________________________________________________________________
[г,] [к,] [х] ____________________________________________________________________
[й]___________________________________________________________________________
свистящие ____________________________________________________________________
шипящие _____________________________________________________________________
аффрикаты ___________________________________________________________________
[л,] [л’]_______________________________________________________________________
[р,] [р’] _______________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);
в) челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).
Состояние речевой моторики
1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):
- поднять брови вверх («удивиться»);
- нахмурить брови («рассердиться»);
- прищурить глаза;
- надуть щеки («толстячок»);
- втянуть щеки («худышка»);
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию):
а) губы – «улыбка» - «трубочка»;
б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;
в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:
а) наличие или отсутствие движений;
б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);
в) объем движений (полный, неполный);
г) способность к переключению от одного движения к другому;
д) замены движений;
е) добавочные и лишние движения (синкинезия);
ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)
1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).
объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).
2. Характеристика голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);
в) атака голоса (мягкая, твердая);
г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Особенности просодической стороны речи
(при наличии фразовой речи):
а) темп (нормальный, быстрый, медленный);
б) ритм (нормальный, аритмия);
в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);
г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
стол – стул_____________________________, косы – козы__________________________________;
папа – баба____________________________, горка – корка__________________________________;
точка – дочка__________________________, миска – мишка_________________________________.
2. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).
IV. Исследование лексики и грамматического строя
импрессивной речи
1. Пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п. ;
б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;
в) понимание действий:
- показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т. д. (на картинках);
- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).
3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п.).
4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).
V. Исследование лексики и грамматического строя
экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
2. Активный словарь:
а) существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т. д. ;
б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т. д.);
в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи);
а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
стол – столы_________________________ рука – руки______________________________________
мяч – мячи_________________________ _ шар – шары______________________________________
кукла – куклы________________________ глаз – глаза______________________________________
б) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». – «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т. д.);
в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):
Это хвост кого? – Лисы________________________________________________________________.
Это сумка кого? – Мамы_______________________________________________________________.
Это машина кого? – Мальчика__________________________________________________________.
Это уши кого? – Зайца;_________________________________________________________________
г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар – красный, карандаш – синий, машина – красная, чашка – синяя);______________________________________________________________________________
д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);
е) употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):
стол – столик_________________________________ ложка - …_______________________________
нос - …______________________________________ кукла - …_______________________________
дом - …_____________________________________ кровать - …______________________________
VI. Состояние связной речи
(обследуется при наличии фразовой речи)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
Дата ___
Логопед ___
Консультант врачей – специалистов:
ЛОР ___
Невролог___
Психолог ___
Речевая карта
1. Фамилия, имя___________________________________________________
2. Возраст . _____________________________________
3. Домашний адрес____________________________________________________________
4. Из какого сада _____________________________________________________________
5. Дата поступления ребёнка в группу___________________________________________
6. Жалобы родителей и анамнез_________________________________________________
7. Слух (заключение специалиста)_______________________________________________
8. Интеллект (заключение специалиста): из медицинских документов с указанием даты_____ обследования и фамилии врача_____-___________________________________
9. Данные о ходе речевого развития (со слов матери):________________________________
- гуление ___________________________________________________________________
- лепет .___________________________________________________________________
- первые слова ______________________________________________________________
-предложения _______________________________________________________________
- прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине, как
длительно _________________________________________________________________
10. Раннее физическое развитие (наблюдались ли отклонения в физическом развитии, перенесённые заболевания, в какой форме) _____________________________________________________________________________
11. Состояние общей моторики _______________________________________________
12. Связная речь:
а) беседа:
1) отвечает односложно_______________________________________________________
2) простой фразой __________________________________________________________
3) распространёнными предложениями _________________________________________
4) аграмматизмы ____________________________________________________________
б) составление рассказа по сюжетной картинке (фотозапись детского рассказа с его фонетическими, грамматическими ошибками):
-
составляет самостоятельно __________________________________________________
-
составляет по плану ________________________________________________________
-
составляет по образцу логопеда _____________________________________________
-
не справился ______________________________________________________________
в) составление рассказа по серии картинок (фотозапись):
-
самостоятельно разложил картинки___________________________________________
-
с помощью логопеда________________________________________________________
-
не справился_______________________________________________________________
-
составил рассказ самостоятельно_____________________________________________
-
по плану__________________________________________________________________
-
по образцу логопеда________________________________________________________
-
не справился_______________________________________________________________
г) пересказ (фотозапись):
-
понял содержание рассказа _______________________________________________
-
не понял содержание _______________________________________________________
-
последовательность изложения _____________________________________________
-
полнота изложения ________________________________________________
д) составление рассказа-описания предмета (фотозапись)
-
составил самостоятельно _________________________________________________
-
составил по плану _____________________________________________________
-
составил по образцу логопеда____________________________________________
-
не справился ___________________________________________________________
Выводы
-
Владеет элементарной связной речью на уровне простого распространённого предложения.
-
Умеет составить связный рассказ с помощь логопеда, пользуется двухсоставным предложением.
-
Не владеет связной речью.
13. Словарь (пассивный)_____________________________________________________________-
I. Понимание речи:
-
Приближается к норме______________________________________________________
-
Ограничено________________________________________________________________
-
Не понимает обращённой речи ______________________________________________
14. Активный словарь ______________________________________________________________
-
Название предметов по картинкам или по непосредственному предъявлению______________________________________________________________
а) части тела______________________________________________________________________
б) игрушки ________________________________________________________________
в) одежда ________________________________________________________________
г) посуда __________________________________________________________________
д) мебель _________________________________________________________________
е) животные и их детёныши _______________________________________________
-
Название действий и состояний предметов:
Бежит ___________ причёсывается ________________________________
Пьёт ___________ умывается __________________________________
Режет ___________ одевается ________________________________
Сидит ___________ улыбается ________________________________
Идёт ________ смеётся_________ ________________________________
Вяжет __ плачет____________________________________________________
Рисует __________________________________________________________________
-
Название признаков предметов.
Качественные прилагательные
а) цвет__________________________________________________________________________
б) форма __________________________________________________________________
в) величина ____________________________________________________________
Антонимы:
Большой - ________ тупой - _________ высокий - ____________________
Холодный - _______ мокрый - __________ старший - _______________________
Чистый - __ _____ широкий- _________ длинный - ______________________
Твёрдый- _____ светлый - _____________
-
Словообразование.
15. Грамматический строй речи. Словоизменение.
I.Существительное.
а) падежные формы:
Откуда идут дети? ________________________________________________________
На кого смотрят дети? _________________________________________________
Чем девочка ест суп? ________________________________________________
С кем играет мальчик? ________________________________________________
Чем накрыт стол? ______________________________________________________
Где спит кошка? _______________________________________________
б) единственное и множественное число существительных:
Стол - ____________ рука - ________ коза - _____ глаз - ___________
Стул - ____________ ухо - ___________ дерево - ________ рот - ______________
Перо _____________ окно - ___________ рукав - ________ воробей – _________
в) творительный падеж множественного числа:
За чем дети идут в лес? ___________________________________________________
II. Глагол.
а) единственное и множественное число глагола:
Идёт - идут _________________________________________________________
б) род глагола единственного числа прошедшего времени:
Рисовал - рисовала ______ читал - читала __________________________
в) времена глагола:
Мыл - ___________________________________________________________
III. Прилагательное.
а) согласование прилагательного с существительным в роде:
Мяч большой - ___________ ручка большая - _____________________
Колечко большое - ____________ лимон жёлтый - ___________________
б) согласование прилагательного с существительным в падеже:
Зелёный лист - ____________________________________________________
Нет зелёного листа - __________________________________________________
Под зелёным листом - __________________________________________________
О зелёном листе - _________________________________________________________
16. Общее звучание речи (темп, голос, внятность, дыхание): _________________
17. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) _____________________________________________________________________________
18. Произношение и различение звуков: ______________________________________
19.Готовность к звуковому анализу.
Выделяет звуки ____________________________________________________________
Не выделяет звуки__________________________________________________________
20.Произношение слов сложного слогового состава:
Клубника - _______________ велосипед - _________________
Февраль - _______________ физкультура - _________________
Строительство - _________ сковорода - ____________________
Логопедическое заключение: _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования к оформлению речевой карты:
- нельзя указывать фамилию ребенка, родителей, домашний адрес;
- необходимо указать имя и первую букву фамилии;
- обязательно должны быть представлены ответы ребенка;
- необходимо сформулировать логопедическое заключение с учетом двух классификаций речевых нарушений (психолого-педагогической и клинико-педагогической) и представить его развернутую формулировку без использования аббревиатуры.
Оформление конспекта занятия (примерный образец)
Титульный лист конспекта логопедического занятия
КОНСПЕКТ
индивидуального логопедического
занятия, проведенного
учителем-логопедом_________________________________________________________(Ф.И.О.)
МБДОУ _________________________________________города __________________________
_________ (дата проведения)
КОНСПЕКТ
индивидуального логопедического
занятия, проведенного студентом 2 курса
направления подготовки (профиль) __44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование____(«Логопедия»)____________________________________________
______________________________________________________________________(Ф.И.О.)
МБДОУ _________________________________________города __________________________
_________ (дата проведения)
«____»___________2019 г.
«Проверено» ______________
подпись учителя-логопеда
1.
Тема и цель занятия
2. Основные задачи
занятия
3. Оборудование занятия
(демонстрационный и раздаточный материал,
игрушки и др.)
4. Лексико-грамматический
материал.
5. План занятия
6. Ход
занятия (с указанием инструкций логопеда,
предполагаемых ответов детей, основных
методических приемов)
7. Использованная
литература, интернет-ресурсы
Тема: « Звуки [с] – [ш] »
Цель: дифференциация звуков [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах.
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать умение дифференцировать звуки [с] и [ш] по звуковым и артикуляционным признакам;
- развивать умение характеризовать звуки [с] и [ш];
- развивать навык звукового синтеза слогов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать устойчивость внимания;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль во время произношения звуков;
- воспитывать усидчивость.
Оборудование: индивидуальное зеркало, мяч, ваза с сушками, фишки зелёного, синего и красного цветов.
Лингвистический материал: звуки [с] и [ш], обратные слоги: АС, ОС, УС, ЫС, ИС, ЕС, ЁС, ЮС, ЯС; АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЕШ, ЁШ, ЮШ, ЯШ.
План проведения занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика.
2) Пальчиковая гимнастика «Слон».
3) Характеристика звуков [ш] и [с] по артикуляционным и акустическим признакам.
3. Динамическая пауза «Лягушки».
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:
1) Игра «Поймай звук».
2) Игра «Звуки-слоги».
5. Итог занятия.
6. Литература: О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры», «Г.А.Воробьева, О.И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика».
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент.
В кабинете учителя-логопеда стоит ваза с сушками. Ребёнок входит в кабинет.
Учитель-логопед:
- Илья, посмотри, к нам пришла мышка Шуня и принесла угощение. Скажи, пожалуйста, что лежит в вазе. (сушки)
- Подумай и ответь: почему мышка Шуня принесла на занятие сушки? (в слове «сушки» встречаются звуки [с] и [ш]).
- За каждое правильно выполненное задание ты получишь сушку. В конце занятия мы посчитаем, сколько сушек ты набрал.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики).
Учитель-логопед:
- Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно выполнить артикуляционную гимнастику.
а) Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Бублик», «Трубочка», «Чашечка», «Лягушка», «Хоботок», «Лягушка-Хоботок».
б) Изолированное произнесение звуков [с], [ш] перед зеркалом.
- Молодец, Илья. Ты получаешь одну сушку от мышки Шуни.
2) Пальчиковая гимнастика «Слон» (развитие мелкой моторики).
Учитель-логопед:
- Выполним пальчиковую гимнастику.
Слон
В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый слон.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей. (Б. Заходер)
Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
- Молодец, Илья. Ты очень старательно выполнял гимнастику, поэтому получаешь ещё одну сушку от мышки.
3) Характеристика звуков [ш] и [с] по артикуляционным и акустическим признакам.
Учитель-логопед:
- Произнеси звук [ш].
- Что делали губы, когда ты произносил звук [ш]? (губы выдвигались вперед)
- Они были похожи на бублик или на трубочку? (они были круглые, как бублик)
- Что делал язык, когда ты произносил звук [ш]? (язык поднимался к нёбу, за верхние зубы)
- Поднеси руку ко рту и произнеси звук [ш].
- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш]. Гласный или согласный звук [ш]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)
Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)
Сердито произносим звук (это твердый звук) .
Какой фишкой будем обозначать звук? (синей)
- Произнеси звук [с].
- Что делали губы, когда ты произносил звук [с]? (губы растягивались в стороны)
- Они были похожи на лягушку или на трубочку? (они были растянуты, как у лягушки)
- Что делал язык, когда ты произносил звук [с]? (широкий язык кончиком упирался в нижние зубы)
- Поднеси руку ко рту и произнеси звук [с].
- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [с]. Гласный или согласный звук [с]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)
Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)
Сердито произносим звук (это твердый звук) .
Какой фишкой будем обозначать звук? (синей)
- Молодец, Илья. Правильно выполнил задание. Мышка тебя угощает.
3. Динамическая пауза "Лягушки" (развитие общей моторики) .Учитель-логопед:
- А сейчас динамическая пауза.
Лягушки
У болота вдоль опушки Руки вытянуть вперёд, поднять вверх,
Мимо вспаханных полей .Развести в стороны.
Шли весёлые лягушки Ходьба на месте,
В гости к бабушке своей. Губы растянуты в улыбку.
(И. Демьянова)
- Молодец, Илья. Получай ещё одну сушку. Шуня радуется за тебя.
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:
1) Игра «Поймай звук».
Учитель-логопед:
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш].
Ш-С-Ж-Ш-З-Ш
АШ, УС, АС, ЕШ, ОЗ, ОШ, ЕЗ, ЮЖ, ЮШ, ЯШ, ЯЩ.
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с].
С-З-С-Ж-С-Ш-С
АС, АШ, ОС, ОЖ, УС, УШ, ЯС, ЯЩ, ЮЖ, ЮС.
- Молодец, Илья. Справился с заданием. Получай ещё одну сушку от мышки.
2) Игра «Звуки-слоги» (на развитие навыка звукового синтеза слогов) .
Учитель-логопед:
- А теперь игра с мячом. Я бросаю звуки, а ты мне возвращаешь слоги: а, ш. Какой слог вернешь? : (Слог АШ)
А, С; У, Ш; И, С; Е, Ш; О, С; О, Ш; Е, С; И, Ш.
- Молодец, Илья. Получай ещё одну сушку от Шуни.
5. Итог занятия.
Учитель-логопед:
- Илья, назови звуки, которые чаще других встречались на занятии?
(звуки [с], [ш])
- Считаем сушки, которые ты получил от Шуни. Шесть сушек.
- Произнеси, сколько сушек ты сегодня получил? (шесть сушек)
Анализ логопедического занятия (примерная схема протокола)
1. Место данного занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
2. Правильность постановки цели и задач занятия. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Адекватность выбора речевого материала задачам занятия.
3. Организация занятия: количество детей, поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала.
4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний логопеда и детей. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.
5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения.
Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов логопедом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познавательной деятельности и др.), использование разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспитательных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Включение элементов рациональной психотерапии на занятии. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.
6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии; активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания в начале занятия и на отдельных его этапах, возможности переключения внимания от одного к другому заданию, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.
7. Характеристика логопеда.
Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид логопеда, его поведение в процессе общения с детьми.
8. Результаты занятия.
Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с возможностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы).
9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия.
6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по производственной (логопедической) практике проводится в соответствии с Учебным планом в 3семестре в форме зачета с оценкой по итогам заключительной конференции после прохождения практики и по расписанию деканата.
В процессе заключительной конференции отчеты по практике публично защищаются студентами, проходившими ее по месту жительства и микрогруппами студентов, проходивших практику в г.Смоленске. Защита проходит в форме доклада в сопровождении мультимедийной презентации, видео-, аудиоматериалов. В докладе должны быть отражены все пункты отчетов и результаты анализа собственной практической деятельности. Для получения положительной оценки студент должен полностью выполнить всё содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Итоговая оценка за практику выставляется непосредственно руководителем практики. Оценки за практику заносятся в ведомость и зачетные книжки студентов.
Критерии оценки:
- уровень теоретической подготовки студента;
- степень сформированности профессионально-педагогических умений (овладение методикой моделирования проведения индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушенияя речи );
- уровень профессиональной направленности будущих логопедов: (интерес к профессии; активность; ответственное и творческое отношение к работе, степень самостоятельности при реализации функциональных обязанностей учителя-логопеда в части планирования, разработки и анализа содержания индвидуальных логопедических занятий );
- качество анализа и самоанализа различных видов коррекционно-педагогической работы;
- качество отчетной документации.
«Отлично» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, обнаружил умения правильно планировать, моделировать и анализировать процесс логопедического воздействие в системе коррекционно-образовательного процесса дошкольников с нарушениями речи, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру.
«Хорошо» ставится студенту, который выполнил намеченную на период практики программу работы, обнаружил умения определять основные коррекционно-образовательные задачи и способы их реализации, проявлял инициативу в работе, но не смог осуществить творческий подход, проявил небрежность в оформлении отчетной документации.
«Удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу работы, но не проявил глубоко знания психолого-педагогической теории и умения применять ее в практической деятельности, допускал ошибки в планировании и проведении логопедических занятий, не учитывал, в достаточной степени, возрастные, индивидуальные особенности и речевые возможности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, недобросовестно относился к оформлению отчетной документации в период практики.
«Неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи, неумение применять ее для выдвижения и реализации задач коррекционного обучения дошкольников, организации их деятельности в процессе логопедического воздействия.
При оценке результатов производственной практики используются следующие методы:
- наблюдение за студентами в процессе конкретной педагогической деятельности;
- характеристика, оценка деятельности студентов учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений;
- изучение отчетной документации студентов.
- анкетирование студентов по вопросам производственной практики.
По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики от университета.
Оценочные средства
Перечень отчетной документации по практике (портфолио)
-
Отчет о производственной практике.
-
Оценочный лист.
-
Дневник практики.
Требования к оформлению отчетной документации по практике
Требования к оформлению портфолио:
- материалы должны быть размещены в строгой последовательности: титульный лист; отчет; оценочный лист; дневник производственной практики;
- отчет и оценочный лист должны соответствовать установленным формам (образцам); иные материалы могут отличаться по форме от ориентировочных схем (образцов);
- название организации (полное, сокращенное) должно полностью соответствовать ее наименованию в Уставе;
- портфолио должно быть оформлено в печатном и электронном вариантах: печатные листы необходимо поместить в папку с файлами; электронный вариант - на CD-R (в бумажном конверте с наклейкой); наклейка представляет уменьшенную копию титульного листа портфолио;
- портфолио должно быть предоставлено руководителю практики от университета на проверку не позже установленного срока.
Титульный лист портфолио производственной практики (образец)
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Смоленский государственный университет
Кафедра специальной педагогики и психологии
Портфолио
производственной практики
(Логопедическая практика)
Студента __________________________________________________________
Курс ________Форма обучения_очная_________________________________
Направление подготовки (профиль)_44.03.03 Специальное (дефектологическое )
образование («Логопедия»)_____________________________________________
Организация _________________________________________________________
Срок практики: с __________ по _____________
Место прохождения практики ____________________________________________
Руководитель практики от университета _________________________________
Руководитель практики от организации __________________________________
1.Отчет о производственной практике
Титульный лист отчета по практике (образец)
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Смоленский государственный университет
Кафедра специальной педагогики и психологии
Отчет о производственной практике
(Логопедическая практика)
Студента _____________________________________________________________________
Курс ____ Форма обучения_очная _____________________________________________
Направление подготовки (профиль)_ 44.03.03 Специальное (дефектологическое ) образование_ («Логопедия»)________________________________________________________
Сроки практики: с __________ по _____________
Место прохождения практики ___________________________________________________________
Руководитель практики от университета __________________________________________
Руководитель практики от организации __________________________________________
Оценка за практику __________________
Руководитель практики от университета _____________ ____________
(подпись) (дата)
Примерная схема отчета
3 семестр
Анализ работы
-
Организация работы
установочная конференция ______________________________________________________
организация практики _________________________________________________________
итоговая конференция _________________________________________________________
-
Содержание работы (направления деятельности); объем психолого-педагогической работы (количество просмотренных индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий; количество проведенных индивидуальных занятий)
_____________________________________________________________________________________
2.1.Обследование____ детей ___лет (Оценить свои умения, связанные с психолого-педагогическим изучением детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями и составлением на его основе подробного заключения)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Краткая характеристика психофизиологического, речевого развития ребенка, с которым проводились индивидуальные занятия (анализ результатов работы за период практики______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.3. Основные трудности в реализации самостоятельной профессиональной деятельности учителя-логопеда; характер и степень помощи логопеда, руководителя практики от университета
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.4. Сведения об изготовленных наглядных пособиях и дидактическом материале (указать количество, название, цель использования) __________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Количество пропусков и их причина
-
Характеристика участия в жизнедеятельности коллектива образовательного учреждения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Анализ инновационных технологий, применяемых в образовательном учреждении и, в частности, в деятельности учителя-логопеда
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Замечания по организации и проведению практики__________________________________
____________________________________________________________________________
-
Предложения и пожелания по организации и проведению практики____________
Требования к оформлению отчета о практике:
- должен быть оформлен на отдельных листах формата А4;
- не должен содержать исправления;
- титульный лист должен быть оформлен по образцу.
2. Оценочный лист
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Студент__курса направления подготовки (профиль) __44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование____ («Логопедия»)________________________________
Ф.И.О.__________________________________________________________________ _____ Организация __________________________________________________________________
Руководитель практики от организации ___________________________________________
Руководитель практики от университета ________________________________________ _
Сроки практики _______________________________________________________________
№ п/п |
Дата |
Вид работы
|
Присутствовали |
Отметка о выполнении (оценка или зачёт)
|
Подпись руководителей практики |
|
Студенты |
Руководители практики |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отзыв о работе студента-практиканта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка руководителя практики от организации ______________
Дата ________________ Подпись ___________________
М.П.
Итоговая оценка руководителя практики от университета ______________
Дата ________________ Подпись ___________________
Требования к оформлению оценочного листа:
- должен соответствовать указанной форме;
- обязательно должна стоять печать организации;
- должен представлять собой двусторонний документ на листе формата А4;
- не должен содержать исправления и незаполненные графы, за исключением графы «Студенты» для студентов, проходящих практику по месту жительства индивидуально.
7. Перечень основной и дополнительной литературы
7.1. Основная литература
-
Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с овз : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-ovz-446758#page/5
-
Кандаурова А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева ; под редакцией Н. Н. Суртаевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444634
-
Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444721
-
Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/B7B099B3-26CF-4EC3-B490-417B459843D8
-
Фуряева Т. В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. -Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/427570
7.2. Дополнительная литература
Акименко
В.М. Развивающие технологии в логопедии
Ростов н/Д : Феникс, 2011.
Архипова
Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа
по преодолению стертой дизартрии у
детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель,
2008.
Афонькина
Ю.А., Себрукович З.Ф. Адаптированная
образовательная программа для работы
с детьми 4-7 лет с ОВЗ: алгоритм
проектирования, модель, условия и
механизмы реализации. ФГОС ДО /
Афонькина
Ю.А.,Себрукович
З.Ф.,Бороздина
О.В.,Дубина
Е.В.,Светлова
Е.Н.,Шемякина
И.Н.
Волгоград: Изд-во Учитель, 2019.
Бачина
О.В. Взаимодействие логопеда и семьи
ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ
Сфера, 2010.
Борисова
Е.А. Индивидуальные логопедические
занятия с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера,
2010.
Волкова
Г.А.Методика психолого-педагогического
обследования детей с нарушениями речи.
Вопросы дифференциальной диагностики:
учеб.-метод. пособие. СПб: Детство-Пресс,
2009.
Грибова
О.Е.
Технология организации логопедического
обследования: метод. пособие. М.:
Айрис-пресс, 2014.
Жукова
Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.
Логопедия.
Основы
теории и практики. Система логопедического
воздействия. М.: Эксмо, 2017.
Коноваленко
В.В. Фронтальные логопедические занятия
в подготовительной группе для детей с
ФФН. I
период: пособие для логопедов. М.: ГНОМ
и Д, 2014.
Коноваленко
В.В. Фронтальные логопедические занятия
в подготовительной группе для детей с
ФФН. II
период: пособие для логопедов. М.: ГНОМ
и Д, 2014.
Коноваленко
В.В. Фронтальные логопедические занятия
в подготовительной группе для детей с
ФФН. III
период: пособие для логопедов. М.: ГНОМ
и Д, 2014.
Коррекция
нарушений речи. Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи /
авт.-сост. Сб. Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение,
2016.
Краузе
Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная
гимнастика: Практическое пособие . 4 е
изд. СПб.: КОРОНА – Век, 2009.
Куликовская
Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах
и картинках: пособие для логопедов,
воспитателей и родителей. М.: Гном и Д,
2014.
Логинова
Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия.
Учебно-методическое пособие. Гриф МО
РФ/ О.В. Елецкая. – М.: Инфра-М, Форум,
2017.
Логопедия.
Теория и практика: учебно-методическое
пособие /под ред. д.п.н. профессора
Филичевой Т.Б.. М.: Эксмо, 2017.
Логопедия:
методика и технологии развития речи
дошкольников: Учебник / Антипова Ж.В.,
Давидович Л.Р., Дианова О.Н. и др. М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2016.
Методы
обследования речи детей: Пособие по
диагностике речевых нарушений/ Под
общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. 5-е изд.,
доп. М.: АРКТИ, 2010.
Нищева
Н.В. Примерная адаптированная программа
коррекционно-развивающей работы в
группе компенсирующей направленности
ДОО для детей с тяжелыми нарушениями
речи (общим недоразвитием речи) с 3 до
7 лет. ФГОС. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС,
2015.
От
рождения до школы. Примерная основная
общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
– М.: Мозаика-синтез, 2016.
Распоряжение
Министерства просвещения РФ от 6 августа
2020 г.№ Р-75 «Об утверждении примерного
Положения об оказании логопедической
помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность».
.Распоряжение
Министерства просвещения РФ от 9 сентября
2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного
Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации».
Семенович
А.В. Нейропсихологическая коррекция в
детском возрасте. Метод замещающего
онтогенеза: Учебное пособие. 2-е изд.
М.: Генезис, 2008.
Справочник
учителя-логопеда ДОУ: Справочник /
Степанова О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017.
Смирнова
И.А. Логопедическая диагностика,
коррекция и профилактика нарушений
речи у дошкольников с ДЦП. Алалия,
дизартрия, ОНР. М.: Детство-Пресс,
2010.
Федеральный
государственный образовательный
стандарт дошкольного образования. -
М.: УЦ Перспектива, 2014.
7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Logoped.ru– Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.
eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание".
dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.
www.pedlib.ru– электронная библиотека педагогической литературы.
http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития.
http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.
http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.
http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ
https://biblio-online.ru — официальный сайт образовательной платформы «Юрайт»
http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии
http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики
http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендации
8. Материально-техническое обеспечение
Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).
9. Программное обеспечение
-
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.
-
Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:
-
Microsoft Windows Professional 7 Russian;
-
Microsoft Office 2010 Russian.