Контакты:
-
ЕК
Елена Викторовна КрыловаУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.О.20. «Логопедия» входит в обязательную часть программы бакалавриата по направлению подготовки: 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование», профиль: «Логопедия». Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Психология», «Общая педагогика», «Основы генетики», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения, речи».
Освоение дисциплины «Логопедия» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Логопедические технологии», «Психолингвистика», «Формы логопедической работы», модуля «Методики обучения детей с нарушениями речи», «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида», а также для прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция |
Индикаторы достижения |
ОПК-2 Способен
участвовать в разработке основных
и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их
компоненты (в том числе
|
Знать: - историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; - образовательные потребности обучающихся с нарушением речи с разной степенью выраженности нарушения и разных возрастных групп; - теорию и практику обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи; - современные образовательные технологии, в том числе ИКТ и особенности их использования; - технологию разработки отдельных компонентов адаптированных основных и дополнительных образовательных программ, в том числе, индивидуальных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи. Уметь: - классифицировать образовательные системы и образовательные технологии; - разрабатывать и реализовывать отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ; - применять современные образовательные технологии в планировании и реализации образовательного и коррекционно- развивающего процесса; - оформлять педагогическую документацию. Владеть: - навыками разработки и реализации программ учебных предметов и других отдельных компонентов адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением речи; методы примененияинформационно- коммуникационных технологий (далее–ИКТ) при разработке и реализацииАООП.
|
ПК-2 Способен дифференцированно использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. |
Знать: - особенности психофизического и возрастного развития, особые образовательные потребности разных групп обучающихся с нарушением речи; - теорию и практику реализации дифференцированного подхода в образовании обучающихся с нарушением речи; - требования к содержанию и организации коррекционно-развивающего процесса, ориентированного на обучающихся с нарушением речи; - современные методики и технологии, используемые в коррекционно-развивающем процессе. Уметь: - обеспечивать условия реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи; - отбирать и реализовывать содержание, современные методики и технологии, необходимые для осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи; - применять разные формы и способы реализации дифференцированного подхода. Владеть: - методами создания условий реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи; - методами отбора и применения современных методик и технологий, необходимых для осуществления коррекционно- развивающего процесса, с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением речи. |
ПК-3 Способен осуществлять мониторинг эффективности учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса. |
Знать: - принципы, методы, организацию мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса в разных институциональных условиях; Уметь: - применять разные методы мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающегопроцесса; - оформлять и интерпретировать результаты мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающегопроцесса; - использовать выводы для корректировки содержания и организации коррекционно- развивающегопроцесса. Владеть: - методами проведения мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процесса и интерпретации его результатов. |
ПК-4 Способен проводить логопедическое обследование обучающихся с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации программы логопедической работы. |
Знать: - содержание и требования к проведению логопедического обследования обучающихся; - способы разработки программы обследования; - инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Уметь: - разрабатывать программу логопедического обследования, определять показатели развития ребенка, отбирать и/или разрабатывать инструментарий; - проводить логопедического обследование обучающихся; - интерпретировать результаты обследования и делать выводы об особенностях развития обучающегося и использовать их для разработки программы логопедической работы; - оформлять психолого-педагогическую характеристикуобучающегося; - формулировать заключения и рекомендации. Владеть: - методами применения методов диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с нарушением речи с использованием системы показателей; - навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы. |
3. Содержание дисциплины
Раздел I. Введение в логопедическую специальность. Научно-теоретические основы логопедии. Причины речевых нарушений. Классификация речевых нарушений. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, нарушения письменной речи, нарушения речи у детей с сенсорной и умственной недостаточностью). Организация логопедической помощи в России.
Раздел II. Дислалия.Итория, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.