Контакты:

1.      Место дисциплины  в структуре ОП

 Дисциплина Б1.О.20. «Логопедия» входит в обязательную часть программы бакалавриата по направлению  подготовки: 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование», профиль: «Логопедия». Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Психология», «Общая педагогика»,   «Основы генетики»,  «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения, речи».

            Освоение дисциплины «Логопедия» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Логопедические технологии», «Психолингвистика», «Формы логопедической работы», модуля «Методики обучения детей с нарушениями речи», «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида», а также для прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

2.      Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Компетенция

Индикаторы достижения

ОПК-2 Способен участвовать        в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе
с использованием информационно-коммуникационных технологий).

 

Знать:

- историю, теорию, закономерности и принципы     построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

- образовательные потребности обучающихся с нарушением речи с разной            степенью выраженности нарушения и разных возрастных групп;

- теорию и практику обучения и воспитания обучающихся с нарушением          речи;

- современные образовательные технологии, в том числе      ИКТ    и особенности  их использования;

- технологию разработки     отдельных компонентов адаптированных основных и дополнительных образовательных программ, в том числе, индивидуальных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи.

Уметь:         

- классифицировать образовательные системы и образовательные технологии;

- разрабатывать и реализовывать отдельные компоненты основных        и дополнительных образовательных программ;

- применять современные образовательные технологии в планировании и            реализации образовательного        и коррекционно- развивающего процесса;

- оформлять педагогическую документацию.

Владеть:

- навыками разработки и реализации программ  учебных       предметов   и других                            отдельных компонентов адаптированной основной общеобразовательной  программы  для                                        обучающихся       с нарушением речи; методы примененияинформационно-

коммуникационных технологий (далее–ИКТ) при разработке и реализацииАООП.

 

ПК-2 Способен дифференцированно            использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Знать:    

- особенности психофизического и возрастного развития, особые образовательные потребности разных групп обучающихся с нарушением речи;

- теорию и    практику  реализации дифференцированного подхода в образовании

обучающихся с нарушением речи;

- требования к содержанию и организации

коррекционно-развивающего   процесса,

ориентированного  на    обучающихся  с

нарушением речи;

- современные методики   и    технологии,

используемые     в      коррекционно-развивающем процессе.

Уметь:

- обеспечивать       условия реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи;

- отбирать и   реализовывать содержание,

современные   методики   и    технологии,

необходимые   для    осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особых образовательных потребностей

обучающихся с нарушением речи;

- применять разные   формы   и    способы

реализации дифференцированного подхода.

Владеть:

- методами                 создания условий реализации дифференцированного

подхода    в     коррекционно-развивающем

процессе    с    участием   обучающихся  с

нарушением речи;

- методами отбора и применения современных методик и технологий, необходимых

для осуществления коррекционно- развивающего процесса, с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением речи.

ПК-3 Способен осуществлять мониторинг эффективности учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса.

Знать:

- принципы, методы, организацию мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса в разных институциональных условиях;

Уметь:

- применять разные методы мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающегопроцесса;

- оформлять и интерпретировать результаты мониторинга эффективности учебно-воспитательного,   коррекционно- развивающегопроцесса;

- использовать выводы для корректировки содержания и организации коррекционно- развивающегопроцесса.

Владеть:

- методами проведения мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процесса и интерпретации его результатов.

ПК-4 Способен проводить логопедическое обследование обучающихся с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации программы логопедической работы.

Знать:

- содержание и требования к проведению логопедического обследования обучающихся;

- способы разработки программы обследования;

- инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

Уметь:

- разрабатывать программу логопедического обследования, определять показатели развития ребенка, отбирать и/или разрабатывать инструментарий;

- проводить логопедического обследование обучающихся;

- интерпретировать результаты обследования и делать выводы об особенностях развития обучающегося и использовать их для разработки программы логопедической работы;

- оформлять психолого-педагогическую характеристикуобучающегося;

- формулировать заключения и рекомендации.

Владеть:

- методами применения методов диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с нарушением речи с использованием системы показателей;

- навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы.

 

3. Содержание дисциплины

Раздел I. Введение в логопедическую специальность.  Научно-теоретические основы логопедии. Причины речевых нарушений. Классификация речевых нарушений. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, нарушения письменной речи, нарушения речи у детей с сенсорной и умственной недостаточностью). Организация логопедической помощи в России.

Раздел II. Дислалия.Итория,         статистика,    терминология,  определение, классификация, формы и методика        логопедического      воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.