Контакты:

1.Место дисциплины в структуре ОП Дисциплина Б1.В.ОД.12 «Теория и методика обучения технологии» относится к блоку обязательных дисциплин вариативной части ОП по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) Начальное общее образование. Для освоения дисциплины «Теория и методика обучения технологии» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Педагогика». Дисциплина «Теория и методика обучения технологии» является базовой основой для изучения дисциплины «Теория и методика преподавания изобразительного искусства», эффективного прохождения студентами производственной практики и написания выпускной квалификационной работы.

 2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемые результатами освоения образовательной программы. В результате освоения дисциплины студент должен овладать следующими компетенциями:

- готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

- способностью проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построении образовательной деятельности (ПК-8);

- готовностью организовывать индивидуальную и совместную образовательную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПК-11).

 В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

- различные теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;

- способы, приемы проведения диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий;

- формы, методы, приемы и способы организации индивидуальной и совместной образовательной деятельности обучающихся, основанной на применении развивающих образовательных программ.

Уметь

- применять на практике различные теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;

 - применять на практике способы, приемы проведения диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий;

- применять на практике формы, методы, приемы и способы организации индивидуальной и совместной образовательной деятельности обучающихся, основанной на применении развивающих образовательных программ.

 Владеть:

- теориями обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;

 - способами, приемами проведения диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий;

 - методами, приемами и способами организации индивидуальной и совместной образовательной деятельности обучающихся, основанной на применении развивающих образовательных программ.

Содержание курса.

 Тема 1. Организация учебной деятельности на уроке технологии по разделу «Работа с природными и пластическими материалами». Материалы, инструменты, организация рабочего места. Требования к выполнению изделий из природного материала и пластических материалов. Методы и приемы организации учебной работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе выполнения заданий по разделу «Работа с природными 2.и пластическими материалами».

Тема 2. Современные методы и технологии обучения младших школьников лепке объемных форм из пластических материалов. Виды и способы лепки объемных фигур. Способы особенности лепки объемных фигур по мотивам народной игрушки.

 Тема 3. Современные методы и технологии обучения младших школьников выполнению заданий из природного материала. Природные материалы, используемые на уроках труда. Заготовка, способы обработки материалов Организация и проведение уроков по изготовлению изделий из природных материалов (лесная скульптура, аппликации из природных материалов).

Тема  4. Организация на уроке учебной деятельности по разделу «Работа с тканью и текстильными материалами». Материалы, инструменты, организация рабочего места. Требования к выполнению изделий из ткани. Технология изготовления изделий из готового кроя, изготовление изделий из кроя разной формы по готовым лекалам. Обучение ручным швам.

Тема 5. Современные методы и технологии обучения младших школьников выполнению заданий из текстиля. Классификация тканей, виды и свойства. Обзор заданий из ткани и волокнистых материалов. Организация и проведение занятий по темам кройка и шитье. Технология

Тема 6. Аппликация как художественная техника оформления изделий. Аппликация как художественная техника оформления изделий. Виды аппликации.

Лекции: Лекция 1.Тема 1-3; Лекция 2. Тема 3-5.;Лекция 3. Тема 6.

Практические занятия:

Практическое занятие 1. Тема 1,2: Организация на уроке учебной деятельности направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы по разделу «Работа с природными и пластическими материалами».

 

Практическое занятие 2. Тема 4,5: Организация на уроке учебной деятельности направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы по р

Практическое занятие № 3. Тема 6:  Современные методы и технологии обучения младших школьников выполнению заданий из текстиля. Аппликация как художественная техника оформления изделий.

Вопросы для подготовки к зачету:

1.Организация учебной деятельности на уроке технологии направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы по разделу «Работа с природными и пластическими материалами».

2..Материалы, инструменты, организация рабочего места. Требования к выполнению изделий из природного материала и пластических материалов. 3..Методы и приемы организации учебной работы при выполнении заданий по разделу «Работа с природными и пластическими материалами». 4..Организация на уроке учебной деятельности направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы по разделу «Работа с тканью и текстильными материалами».

5.Материалы, инструменты, организация рабочего места. Требования к выполнению изделий из ткани.

6.Организация на уроке учебной деятельности направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы по разделу «Работа с тканью и текстильными материалами».

7. Технология изготовления изделий из готового кроя, изготовление изделий из кроя разной формы по готовым лекалам. Обучение ручным швам. 8.Методы и приемы организации учебной работы при выполнении заданий по разделу «Работа с тканью и текстильными материалами».

 

Критерии выставления зачета

«Зачтено» заслуживает студент:

- обнаруживший глубокое понимание учебного программного материала;

 - глубоко усвоивший основную и хорошо знаком с дополнительной литературой, ответы на занятиях отличаются точностью использованных терминов, материал излагается логично и последовательно;

- в соответствии с требованиями выполнены и представлены к обсуждению: все практические задания; все самостоятельные задания; презентации; сообщения.

 - знает и умеет использовать в процессе практических работ методы и приемы организации и проведения урока технологии с детьми младшего школьного возраста, современные методы и технологии организации различных видов деятельности (игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой.);

- знает и умеет применять методы и приемы проведения диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построении образовательной деятельности;

 - знает и умеет применять формы, методы, приемы и способы организации индивидуальной и совместной образовательной деятельность обучающихся, основанной на применении развивающих образовательных программ.

- получил положительную оценку за письменные ответы на 100-80% вопросов для зачета.

 «Не зачтено» заслуживает студент:

- обнаруживший поверхностное понимание учебного программного материала;

- не глубоко усвоивший основную и поверхностно знаком с дополнительной литературой, ответы на занятиях отличаются не точностью использованных терминов, материал излагается логично и последовательно;

 - в соответствии с требованиями выполнены и представлены к обсуждению: не все практические задания; не все самостоятельные задания; презентации; сообщения.

 - не знает и не умеет использовать в процессе практических работ методы и приемы организации и проведения урока технологии с детьми младшего школьного возраста, современные методы и технологии организации различных видов деятельности (игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой.);

 -не знает и не умеет применять методы и приемы проведения диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построении образовательной деятельности;

 - не знает и не умеет применять формы, методы, приемы и способы организации индивидуальной и совместной образовательной деятельность обучающихся, основанной на применении развивающих образовательных программ.

- получил неудовлетворительную оценку за письменные ответы на 50% вопросов для зачета.

 

Пример зачетного письменного опроса

1. Перечислите виды разметки ткани при выполнении швов, изделий из ткани,  приемы закрепления нити на ткани.

2.Перечислите виды швов, изучаемые в курсе «Технология» 1-4 кл.

3.Перечислите материалы, инструменты, требовании к организации рабочего места при работе с пластическими материалами

4. Перечислите требования к выполнению изделий из природного материала.

5. Перечислите простейшие блюда не требующие тепловой обработки, рекомендованные для изучения в программах по технологии в 1-4 кл.

10.Напишите технологическую цепочку выполнения аппликации из засушенных растений.

. Перечень основной и дополнительной учебной литературы

Основная литература

1 .Серебренников, Л. Н. Методика обучения технологии [Электронный ресурс]  : учебник для академического бакалавриата / Л. Н. Серебренников. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 226 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06302-8. .– URL:  https://www.biblio-online.ru/book/287C8641-25D2-4793-A8AD-5C079BD6333B  (дата обращения: 18.01.18).

2. Петряков, П. А.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе : учебное пособие для академического бакалавриата / П. А. Петряков, М. Е. Шувалова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 191 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-03431-8. https://biblio-online.ru/book/30FA13FC-926A-40C2-8E2D-653BDF7D7352 (дата обращения: 28.01.18).

3. Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. И. Петрушин. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 221 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-04905-3. – URL : https://www.biblio-online.ru/book/DB94940C-A896-4D84-9BD1-662F4656F1DC  (дата обращения : 18.01.18).

 

 

Дополнительная литература

1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебн. пособие для студентов высш.учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. — М.: «Академия», 2008.

2009

2. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс ]: учебное пособие для СПО / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 119 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06166-6. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/154762FC-2CAC-43DF-9503-D05FF9CBFBA5  (дата обращения : 18.01.18).

3.Конышева Н.М. Методика преподавания технологии с практикумом. М:.Academia,

4.Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения / Мухина С.А..— М.: Издательский центр «Академия»,  2008.

5.. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений : учеб. пособие — 2-е изд./А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009.

6. Панфилова А. П. : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009.

7. Петрушин, В. И. Психология художественного творчества [Электронный ресурс] : учебное пособие для академического бакалавриата / В. И. Петрушин. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 232 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04904-6. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/CD677A9C-B2A0-4D43-9ADA-F10ED5A73AF7  (дата обращения : 18.01.18).