Контакты:

Дисциплина Б1.О.09. «Профессиональная этика» относится к обязательной части ОП по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль): «Логопедия».

Для освоения данной дисциплины, студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Философия», «Педагогика», «Психология», «Специальная психология».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи» и другие, а также производственной практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.


1. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Компетенция Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО)
Универсальные компетенции (УК)
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах.

Знать:

- закономерности, этапы и хронологические периоды исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории;

- основополагающие понятия и термины исторической науки;

- особенности и основные характеристики межкультурного разнообразия общества, историческую обусловленность межкультурного разнообразия общества, социально-исторические, этические и философские контексты межкультурной коммуникации.

Уметь:

- находить и использовать необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп;

- демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения;

Владеть:

- навыками толерантного и конструктивного взаимодействования с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции.

ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.

Знать:

- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации;

- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания  детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

- федеральные государственные образовательные стандарты    (далее ФГОС) общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов, конвенцию о правах ребенка;

- основы семейного права, актуальные вопросы трудового законодательства.

Уметь:

- применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики.

Владеть:

- навыками применения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики - в условиях реальных педагогических ситуаций;

- навыками осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с нарушением речи и адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП) в части анализа содержания, организации и функционирования системы общего образования обучающихся с ОВЗ.

ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.

Знать:

- основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;

- закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;

- основные технологии социально-педагогического взаимодействия;

- специфику семейного воспитания детей с нарушением речи, факторы, ослабляющие воспитательные возможности семьи.

Уметь:

- взаимодействовать с разными участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией);

- отбирать   и   использовать  адекватные  методы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с нарушением речи;

- планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно-образовательной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения.

Владеть:

- методами выявления поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития, в процессе наблюдения;

- методами взаимодействия и командной работы с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

- действиями планирования и анализа, отбора технологий взаимодействия с родителями обучающихся с учетом личностного потенциала родителей;

- действиями моделирования содержания, форм и технологий взаимодействия с разными участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией);

- методами конструктивного межличностного общения с родителями обучающихся с нарушением речи;

- навыками межличностного общения с обучающимися с нарушением речи с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей;

- навыками планирования и анализа взаимодействия с родителями обучающихся.


2. Содержание дисциплины

Тема 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду

Прикладная этика как «практическая философия». Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. Профессиональная этика педагога, сущность функции (специфика педагогической деятельности, этика отношения педагога к своему труду).

Тема 2. Этика отношений в системе «педагог - обучающийся»

Основные принципы межличностных отношений педагогов и учащихся. Морально-психологическая культура педагога и «барьеры» его общения с учащимися.

Тема 3. Этика отношений в системе «педагог-педагог»

Этика служебных отношений «по горизонтали». Этика служебных отношений «по вертикали».

Тема 4. Этика педагога и ученого в системе высшего образования

Специфика вузовского образования и этика отношений в системе «педа­гог-студент». Вузовское образование и этика науки.

Тема 5. Этика гражданственности и политическая культура педагога

Гражданское общество, гражданин, гражданственность. Особенности, ценности, идеалы этики гражданственности. Политическая этика и политическая культура. Патриотизм – основной принцип этики гражданственности. Национальные особенности патриотизма и политической культуры. Насилие и ненасилие: моральный выбор гражданина.

Тема 6. Этика и культура межличностного общения педагога. Этикет в профессиональной культуре педагога

Общение как нравственная ценность: сущность и предназначе­ние. Культура и антикультура общения. Этика интимных отношений. Этика общения в виртуальной реальности. Молодежная субкультура: моральные проблемы общения. Этикет и его особенности. Краткий очерк истории этикета. Основные нормы и принципы этикета. Правила этикета для конкретных ситуаций. Этикет в речевой деятельности. Этикетная культура в одежде. Этикет «неформальных» мероприятий. Правила поведения за столом.