Контакты:
-
ЕК
Елена Анатольевна КолодовскаяПреподаватель
Дисциплина Б1.О.09. «Профессиональная этика» относится к обязательной части ОП по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль): «Логопедия».
Для освоения данной дисциплины, студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Философия», «Педагогика», «Психология», «Специальная психология».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи» и другие, а также производственной практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.1. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Компетенция | Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО) |
---|---|
Универсальные компетенции (УК) | |
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах. | Знать: - закономерности, этапы и хронологические периоды исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории; - основополагающие понятия и термины исторической науки; - особенности и основные характеристики межкультурного разнообразия общества, историческую обусловленность межкультурного разнообразия общества, социально-исторические, этические и философские контексты межкультурной коммуникации. Уметь: - находить и использовать необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп; - демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения; Владеть: - навыками толерантного и конструктивного взаимодействования с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции. |
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики. |
Знать: - приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации; - нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья; - федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья; - законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов, конвенцию о правах ребенка; - основы семейного права, актуальные вопросы трудового законодательства. Уметь: - применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики. Владеть: - навыками применения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики - в условиях реальных педагогических ситуаций; - навыками осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с нарушением речи и адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП) в части анализа содержания, организации и функционирования системы общего образования обучающихся с ОВЗ. |
ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ. | Знать: - основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью; - закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ; - основные технологии социально-педагогического взаимодействия; - специфику семейного воспитания детей с нарушением речи, факторы, ослабляющие воспитательные возможности семьи. Уметь: - взаимодействовать с разными участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией); - отбирать и использовать адекватные методы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с нарушением речи; - планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно-образовательной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения. Владеть: - методами выявления поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития, в процессе наблюдения; - методами взаимодействия и командной работы с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; - действиями планирования и анализа, отбора технологий взаимодействия с родителями обучающихся с учетом личностного потенциала родителей; - действиями моделирования содержания, форм и технологий взаимодействия с разными участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией); - методами конструктивного межличностного общения с родителями обучающихся с нарушением речи; - навыками межличностного общения с обучающимися с нарушением речи с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей; - навыками планирования и анализа взаимодействия с родителями обучающихся. |
2. Содержание дисциплины
Тема 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду
Прикладная этика как «практическая философия». Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. Профессиональная этика педагога, сущность функции (специфика педагогической деятельности, этика отношения педагога к своему труду).
Тема 2. Этика отношений в системе «педагог - обучающийся»
Основные принципы межличностных отношений педагогов и учащихся. Морально-психологическая культура педагога и «барьеры» его общения с учащимися.
Тема 3. Этика отношений в системе «педагог-педагог»
Этика служебных отношений «по горизонтали». Этика служебных отношений «по вертикали».
Тема 4. Этика педагога и ученого в системе высшего образования
Специфика вузовского образования и этика отношений в системе «педагог-студент». Вузовское образование и этика науки.
Тема 5. Этика гражданственности и политическая культура педагога
Гражданское общество, гражданин, гражданственность. Особенности, ценности, идеалы этики гражданственности. Политическая этика и политическая культура. Патриотизм – основной принцип этики гражданственности. Национальные особенности патриотизма и политической культуры. Насилие и ненасилие: моральный выбор гражданина.
Тема 6. Этика и культура межличностного общения педагога. Этикет в профессиональной культуре педагога
Общение как нравственная ценность: сущность и предназначение. Культура и антикультура общения. Этика интимных отношений. Этика общения в виртуальной реальности. Молодежная субкультура: моральные проблемы общения. Этикет и его особенности. Краткий очерк истории этикета. Основные нормы и принципы этикета. Правила этикета для конкретных ситуаций. Этикет в речевой деятельности. Этикетная культура в одежде. Этикет «неформальных» мероприятий. Правила поведения за столом.