Контакты:
-
НИ
Наталья Викторовна ИвановаУчитель
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.Б.14 «Специальная психология» относится к базовой части ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.
Для освоения дисциплины «Специальная психология» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Психология», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ».
Освоение дисциплины «Специальная психология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях», «Основы невропатологии и психопатологии», а также для прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);
- готовностью к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями (ОПК-4);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
· основные дифференциально-диагностические признаки, характерные для нарушений и соответствующие определенному возрастному периоду развития;
· теоретические основы общей, специальной психологии и психологии детей с отклонениями в развитии, основы невропатологии и психопатологии детского возраста;
· методы изучения детей с отклонениями;
уметь:
· определять характер и индивидуальные особенности отклонений в развитии детей;
· осуществлять экспериментально-психологическое изучение детей с отклонениями в развитии;
· анализировать специальную литературу по предмету, результаты экспериментально-психологического обследования детей с отклонениями в развитии;
владеть навыками:
· написания рефератов по изучаемой дисциплине;
· определения содержания психологического обследования детей с отклонениями в развитии;
· учета индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии в ходе их экспериментально-психологического изучения;
· анализа и интерпретации результатов, полученных в процессе экспериментально-психологического изучения детей с отклонениями в развитии;
· составления психологических характеристик детей с отклонениями в развитии по итогам их экспериментального изучения.
3. Содержание дисциплины
Раздел 1. Общие вопросы специальной психологии. Специальная психология, методология специальной психологии. Дефект сенсорный, интеллектуальный, комплексный. Структура дефекта, первично обусловленные нарушения, вторичные отклонения в развитии. Депривация сенсорная, интеллектуальная, социальная. Аномальное развитие. Профилактика психических нарушений. Психодиагностика. Коррекция. Компенсация дефекта, псевдокомпенсация, сверхкомпенсация. Абилитация, реабилитация. Социальная адаптация, интеграция. Актуальный уровень развития, зона ближайшего развития. Олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология.
Общее и своеобразное в психическом развитии нормального и аномального ребенка.
Раздел 2. Психология детей с различными видами дизонтогенеза. Сенсорный дефект. Особенности познавательной деятельности, сенсорный дефект и личность, структура личности, личность и деятельность. Этиопатогенез различных форм слепоты и глухоты, критерии оценки глубины сенсорных дефектов, особенности структуры дефекта при патологии сенсорной сферы. Основные закономерности психического развития, их своеобразие при сенсорном дизонтогенезе. Депривационные синдромы при потере зрения и слуха. Пространственная ориентация при слепоте и глухоте. Деавтоматизация поведения. Варианты патохарактерологического развития личности при сенсорных дефектах. Реабилитация лиц с дефектами зрения и слуха. Психокоррекция и ранняя профилактика вторичных отклонений. Интеллектуальный дефект. Степени снижения интеллекта, систематика умственной отсталости. Психическое недоразвитие. Особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы, личности и деятельности олигофренов. Необратимость дефекта при умственной отсталости. Задержка психического развития как нарушение темпа психического развития.
Систематика ЗПР. Структура дефекта при ЗПР. Обратимость дефекта. Сохранность мыслительных операций при ЗПР. Личность и деятельность детей с ЗПР.
Педагогическая запущенность. Неорганический генез педагогической запущенности, сохранность познавательной деятельности, доминирование мотивационно-личностных нарушений. Ранний детский аутизм как искаженное психическое развитие, нарушения коммуникации, асинхрония развития, эмоциональная отстраненность, нарушение эмпатии. Речевые нарушения при аутизме. Нарушения двигательной сферы (ДЦП). Этиопатогенез. Сочетание двигательных, эмоционально-волевых, интеллектуальных и личностных нарушений. Патология речевого развития.
Речевые нарушения и личность ребенка. Эмоционально-волевые отклонения психического развития. Психопатия как форма эмоционально-волевого нарушения, стойкое нарушение адаптации как ведущий симптом, психопатия как дисгармоничное развитие. Девиации поведения, делинквентное поведение.
Оценочные средства
(примеры)
Критерии выставления зачета
Зачет выставляется на основании успешной самостоятельной работы студентов по овладению учебной дисциплиной и регулярной и качественной работы на практических занятиях. При необходимости дополнительной проверки знаний студентов проводится письменная работа по темам, по которым у обучающихся имеются задолженности (по вопросам для самоподготовки к семестру).