Контакты:

 Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина Б1.В.ОД.5 «Методика обучения русскому языку (специальная)» относится к блоку обязательных дисциплин вариативной части ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Специальная педагогика», «Психология», «Специальная психология», «Психолингвистика», «Основы речевой культуры дефектолога», «Русский язык с основами языкознания», «Логопсихология» .

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студента, прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

 Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способности к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями (ДПК-1); 

- способности осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учётом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);

- способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6).В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- особенности усвоения учебного материала учащимися с тяжёлыми нарушениями речи;

- теоретические основы обучения русскому языку учащихся с тяжёлыми нарушениями речи;

- содержание обучения и принципы построения учебной программы по русскому языку;

- методы и приёмы обучения русскому языку;

 

уметь:

- осуществлять подбор содержания, методов, приёмов, средств и форм обучения с учётом индивидуального и дифференцированного подходов:

- осуществлять коррекционно-образовательный процесс на основе специфических технологий обучения русскому языку лиц, имеющих тяжёлые нарушения речи;

- планировать уроки по всем разделам программы по русскому языку;

- анализировать устную речь и письменные работы учащихся;

- проводить внеклассные мероприятия по русскому языку;

 

владеть:

- навыками реализации в профессиональной деятельности современных технологий, перспективного и текущего планирования учебной и коррекционной работы по русскому языку;

-навыками разработки, проведения и анализа уроков по русскому языку в условиях специального и инклюзивного обучения;

- навыками оценки индивидуальной и групповой деятельности учащихся:

- навыками анализа уроков русского языка с методической, коррекционно-педагогической, лингвистической точек зрения;

- навыками изготовления и использования наглядных пособий;

- современными мультимедийными средствами.

 

 Содержание дисциплины

Русский язык как учебный предмет в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционные возможности обучения русскому языку. Обучение произношению: формирование звуковой и ритмоинтонационной сторон речи, развитие слоговой структуры слова. Обучение грамоте: добукварный период (развитие оптико-пространственной ориентации, моторики рук, навыков фонемного и слогового анализа и синтеза), букварный период. Уроки чтения. Формирование навыков чтения произведений разных жанров. Преподавание фонетики, графики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации. Развитие речи в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Моделирование уроков по разделам русского  языка.