Контакты:
-
НИ
Наталья Викторовна ИвановаУчитель
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.В.ОД.5 «Методика обучения русскому языку (специальная)» относится к блоку обязательных дисциплин вариативной части ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Специальная педагогика», «Психология», «Специальная психология», «Психолингвистика», «Основы речевой культуры дефектолога», «Русский язык с основами языкознания», «Логопсихология» .
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студента, прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способности к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями (ДПК-1);
- способности осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учётом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);
- способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6).В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- особенности усвоения учебного материала учащимися с тяжёлыми нарушениями речи;
- теоретические основы обучения русскому языку учащихся с тяжёлыми нарушениями речи;
- содержание обучения и принципы построения учебной программы по русскому языку;
- методы и приёмы обучения русскому языку;
уметь:
- осуществлять подбор содержания, методов, приёмов, средств и форм обучения с учётом индивидуального и дифференцированного подходов:
- осуществлять коррекционно-образовательный процесс на основе специфических технологий обучения русскому языку лиц, имеющих тяжёлые нарушения речи;
- планировать уроки по всем разделам программы по русскому языку;
- анализировать устную речь и письменные работы учащихся;
- проводить внеклассные мероприятия по русскому языку;
владеть:
- навыками реализации в профессиональной деятельности современных технологий, перспективного и текущего планирования учебной и коррекционной работы по русскому языку;
-навыками разработки, проведения и анализа уроков по русскому языку в условиях специального и инклюзивного обучения;
- навыками оценки индивидуальной и групповой деятельности учащихся:
- навыками анализа уроков русского языка с методической, коррекционно-педагогической, лингвистической точек зрения;
- навыками изготовления и использования наглядных пособий;
- современными мультимедийными средствами.
Содержание дисциплины
Русский язык как учебный предмет в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционные возможности обучения русскому языку. Обучение произношению: формирование звуковой и ритмоинтонационной сторон речи, развитие слоговой структуры слова. Обучение грамоте: добукварный период (развитие оптико-пространственной ориентации, моторики рук, навыков фонемного и слогового анализа и синтеза), букварный период. Уроки чтения. Формирование навыков чтения произведений разных жанров. Преподавание фонетики, графики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации. Развитие речи в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Моделирование уроков по разделам русского языка.