Контакты:
-
ЕК
Елена Викторовна КрыловаУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.В.ДВ.4.1 «Современные технологии логопедической помощи лицам с комплексным нарушением развития» относится к блоку дисциплин по выбору вариативной части ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.
Для освоения данной дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Логопедия», «Психолингвистика», «Логопедические технологии», «»Онтогенез речевой деятельности».
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Требования к уровню освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
– способность к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями (ДПК-1);
– способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);
– способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5).
В результате изучения студент должен
знать:
· научно-теоретических и практических сведений, обобщающих результаты современных исследований по проблеме сложных нарушений
· организации педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития;
· базовые теоретические и методические основы логопедического обследования, речевой диагностики, коррекционных занятий с детьми со сложной структурой дефекта;
уметь:
· оперировать базовыми терминами логопедии;
· определять диагностические и прогностические показатели речевого развития ребенка со сложной структурой дефекта;
· выделять характерные черты речевых нарушений;
· отбирать, систематизировать и оценивать методические средства и приемы обследования, коррекции и компенсации речевых нарушений;
владеть:
· овладеть технологиями коррекционной работы с опорой на сохранные силы ребенка со сложными нарушениями.
· навыками установления контакта с ребенком, находящимся на разных стадиях речевого онтогенеза, обследования отдельных сторон речевого развития ребенка, анализа материалов логопедического обследования, дифференциальной диагностики речевой нормы и патологии.
3. Содержание дисциплины
Современный подход к проблеме комплексных (сложных) нарушений в развитии детского возраста Теоретико-методологические основы учения о сложной структуре аномального развития ребенка. Современное понимание сущности комплексного(сложного) дефекта Распространенность комплексных нарушений в развитии. Дети со сложным дефектом, включающим нарушения двух сенсорных систем — зрения и слуха. Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом. Дети с нарушениями зрения и интеллекта. Дети с нарушениями опорно-двигательной системы и интеллекта. Дети с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, опорно-двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства. Речевые нарушения первичного характера у детей со слуховой недостаточностью. Логопедическая работа с детьми, имеющими комплексные нарушения в развитии. Логопедическая работа в системе коррекционно-педагогического обучения детей со сложными нарушениями в развитии. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи первичного характера. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения и речи. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей, имеющих множественные нарушения в развитии, на начальных этапах обучения.