Контакты:
-
Николай МаксуновУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» (Б1.В.ОД.13) является дисциплиной вариативной части Блока 1 рабочего учебного плана ОП бакалавриата по направлению «Социальная работа».
Содержание дисциплины имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с другими дисциплинами рабочего учебного плана ОП бакалавриата по направлению «Социальная работа». К таким дисциплинам относятся: «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальное обслуживание населения», «Управление в социальной работе», «Правовое обеспечение социальной работы».
Изучение учебной дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» предполагает наличие «входных» знаний в области социологии социальной работы, математики, методики оценки эффективности социальной работы, информатики, этики социальной работы, приобретенных в результате освоения предшествующих дисциплин.
Освоение учебной дисциплины является составной частью процесса формирования у студентов методологической, правовой и технологической культуры в области измерения и оценки эффективности системы социального обслуживания населения.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесённые с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Целью освоения дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» являются формирование у студентов целостного представления о социальной квалиметрии и стандартизации социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения, изучение основ социальной квалиметрии как научной дисциплины об измерении и количественной оценке эффективности социальных услуг и национальных и региональных стандартов социальных услуг, регламентирующих деятельность социальных служб и отдельных социальных работников и являющихся гарантом защиты прав клиентов и работников социальных служб в области социального обслуживания.
Дисциплина «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» должна сформировать у обучающихся следующие компетенции:
- ОК-6 – способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- ОПК-5 – способностью учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан;
- ПК-4 – способностью к осуществлению оценки и контроля качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации.
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ:
· концептуальные основы социальной квалиметрии и стандартизации социальных услуг;
· технологии применения квалиметрических шкал;
· особенности используемых методов социальной квалиметрии, применяемых при измерении и количественной оценке эффективности социальных услуг учреждений социального обслуживания;
· основы методологии и методики, объединяющие знания о единых нормах и требованиях (эталоны), предъявляемые к социальным услугам и процессу стандартизации социального обслуживания;
· содержание национальных и региональных стандартов социальных услуг, действующих на территории России и в отдельных субъектах Российской Федерации.
УМЕТЬ:
· использовать специальные знания и навыки в области социальной квалиметрии, связанной с проблемами измерения и оценки качества социальных услуг и других видов социальной поддержки человека, эффективности различных видов профессиональной социальной работы;
· самостоятельно выполнять профессиональные действия в области применения национальных и региональных стандартов социальных услуг;
· осуществлять анализ применения стандартов социальных услуг в субъектах РФ, отдельных районах и населенных пунктах.
ВЛАДЕТЬ:
· методиками измерения и оценивания качества социальных услуг и учреждений социального обслуживания населения;
3. Содержание дисциплины
Тема 1. Квалиметрия. Общие понятия и термины.
Определение квалиметрии. Общие сведения о квалиметрии как отрасли науки, связанной с проблемами измерения и количественной оценке качества любого вида человеческой деятельности. Управление качеством продукции. Сертификация.
Тема 2. Социальная квалиметрия как научная дисциплина.
Предмет и содержание социальной квалиметрии как научной и учебной дисциплины. Онтология, философия, аксиология и праксиология качества социальной сферы. Социальный круговорот качества. Типы оценок системно-социальных качеств любых объектов и процессов социальной деятельности в социальном пространстве жизни. Методы оценки качества социальной политики, социальной защиты и социального обслуживания. Социальная ноосферная квалиметрия. Структура специальных социальных квалиметрий.
Тема 3. Стандартизация социальных услуг.
Стратегические цели развития национальной системы стандартизации социальных услуг. Нормативная правовая база развития стандартизации социального обслуживания в РФ. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184 о развитии стандартизации. Федеральный закон РФ от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" о разработке государственных стандартов социальных услуг. Федеральный Закон № 122 от 22.08. 2004 г. о перераспределении полномочий в области стандартизации социальных услуг. Региональные стандарты социальных услуг
Тема 4. Теоретические подходы к оценке качества и эффективности социальных услуг.
Теоретические основы социальной квалиметрии в социальном образовании, социальной защите, социальном обслуживании, социальной медицине, системе пенитенциарных учреждений, культурно-досуговой сфере. Содержание предметной квалиметрии, применяемой в различных секторах социальной сферы. Понятие измерения качества социальной работы. Принципы оценивания в социальной сфере.
Тема 5. Организационно-управленческие основы контроля качества учреждений социального обслуживания.
Проблемы качества социальных услуг. Роль национальных стандартов в обеспечении качества социальных услуг. Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 52142-2003. «Качество социальных услуг». Общие положения. Региональные стандарты.
Комплексная система национальных и региональных стандартов, обеспечивающих контроль качества социальных услуг и социальных служб. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52496-2005 «Контроль качества социальных услуг». Общие положения.
Региональные стандарты контроля качества.
Тема 6. Методики оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и предоставления социальных услуг.
Методология и методики оценки качества социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения.
Отечественный и зарубежный опыт оценки эффективности социальных услуг и деятельности социальных служб.