Контакты:

Направление подготовки 39.03.01 Социология. Направленность (профиль): Прикладная социология

Курс – 3. Семестр – 6.

Всего зачетных единиц – 3, часов – 108. Лекции –  18 часов. Практические занятия – 34 часов. Самостоятельная работа – 56 часов.

Форма отчетности: зачет – 6 семестр.

Дисциплина Б1.В.10 «Социология конфликта» предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.01 Социология. Направленность (профиль): Прикладная социология.

Актуальность предлагаемой дисциплины определяется условиями неопределенности, ростом конфликтности во всех сферах социальной жизни современного общества. В современных условиях Россия переживает трансформационные процессы, связанные с переходом к новым ценностным ориентирам развития, которые вызывают существенные изменения и неоднозначную реакцию. Современное общество вступило в новую фазу идеологического противоречия – противостояния смыслов, борьбу за нематериальные активы. Дисциплина «Социология конфликта» играет важную роль в социальной адаптации, успешной социализации студентов в рос­сийском современном обществе, формировании компетенций в тех областях социальной деятельности, которые связаны с регулированием отношений индивидов, социальных групп, коллектива и общества в целом. Изучение социологии конфликта основывается на знаниях об обществе и социальных процессах (явлениях) в нем, полученных студентами в ходе изучения предметов 1 и 2 курсов: философия история, основы социологии, история социологии, социология молодежи, культура речи и основы коммуникации в поликультурной среде, информационно-коммуникационные технологии, этносоциальные аспекты межкультурной коммуникации,  правоведение, общая психология, профессиональная культура социолога, социология девиантного поведения, психология делового общения и имеет дальнейшую связь с теорией и методологией профессиональных дисциплин, изучаемых параллельно, таких как: «Методология и методы социологического исследования», «Социология управления», «Социальная психология», «Социология личности», «Социология культуры», «Социология религии», «Социология труда», «Молодежные субкультуры», Моделирование конфликтных ситуаций».

Изучение дисциплины «Социология конфликта» направлено на исследование современных социальных конфликтов в рамках социологии, анализ основных теоретических и методологических подходов в изучении современного социального конфликта, а также на овладение основными принципами  управления социальным конфликтом.

Построение учебного материала обусловлено междисциплинарным характером и широкой практической направленностью курса. Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий. Усвоение материала обеспечивается за счет участия студентов в лекциях, работы на практических занятиях и подготовки к ним, выполнения практических заданий, которые осуществляются студентами самостоятельно в рамках внеаудиторной самостоятельной работы и контролируются на практических занятиях.

Выполнение практических (тестовых) заданий на занятиях позволяет выявить уровень освоения материала курса. Совокупность этих форм работы обеспечивает организацию и контроль как аудиторной, так и внеаудиторной работы студентов. Итоговый контроль проходит в форме зачета.

Цель курса сформировать у студентов:

- теоретическое представление о природе социального конфликта, основанных понятиях социологии конфликта, приоритетных подходах и принципах в исследовании  социального конфликта, а также способах управления им в условиях социальных изменений происходящих в современном обществе;

- основные навыки у студентов по предотвращению, управлению и разрешению конфликтных ситуаций на основе анализа конкретных практических задач и дать им целостное представление о методике проведения социологических исследований в области социологии конфликта.

Получаемые знания позволяют одновременно лучше осознавать и усваивать материал таких курсов как: «Основы государственного и муниципального управления», «Оперативное социологическое исследование», «Политическая социология», «Социология коммуникаций», «Основы социального прогнозирования», «Массовые коммуникации», «Социальная инженерия»,  а также создают базовые профессиональные знания для более качественного изучения последующих курсов: «Социология общественного мнения», «Социология организаций», «Социология семьи», «Социология образования», «Социология образовательных коммуникаций».