Содержание дисциплины

Раздел 1. Познавательно-изобразительная (самостоятельная) деятельность как условие интеллектуального и психического развития ребенка

Значение изобразительной деятельности для развития и воспитания детей с нарушениями речи. Психофизиологические основы развития детей с нарушениями речи в изобразительной деятельности. Механизмы реализации интеллектуального и психического развития детей в изобразительной деятельности. Связь движений пальцев рук  и речи.  Эмоционально-эстетическое развитие детей в изобразительной деятельности. Психофизическая разгрузка в изобразительной деятельности.

Психофизиологические основы сенсомоторного развития  ребенка в изобразительной деятельности. Сенсомоторное развитие детей в изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность детей как показатель нервно-психического развития. Особенности изобразительной деятельности: природосообразность, самостоятельность, познавательная направленность, креативность. Теория периодизации детского рисунка (К.Риччи). Объективные данные для диагностики при помощи рисуночных тестов. Формы взаимодействия с родителями по  проблеме  непрерывного  сенсомоторного развития детей.

Организация психолого-педагогической диагностики дошкольника и младшего школьника средствами изобразительной деятельности. Организация  педагогических наблюдений за сенсомоторным развитием детей младшего школьного возраста. Рисуночные тесты на IQ в диагностике. Тесты Ф. Гудинаф, С.Степанова. Тесты школьной зрелости В.Керна, И. Еразика и пр. Зрительное восприятие: тесты Гроффмана на моторно-визуальную интеграцию, визуальную дискриминацию, периферическое зрение. Принципы организации, проведения тестов и оценки результатов. Составление карты личностного развития ребенка в изобразительной деятельности.

Эмоционально-эстетическое развитие детей с нарушениями речи в изобразительной деятельности. Эмоциональная теория регуляции и развития психики. Биологически обусловленная потребность в эмоциональном насыщении. Сенсорные эмоции, эмоция цвета. Теория цвета, элементы цветотерапии в работе с  детьми с нарушениями речи. Цветовая диагностика эмоций (О.Орехова). Высшие эстетические эмоции. Влияние     искусства на психику человека. Эстетическая воспитанность как путь к социальной направленности человека. Компоненты эстетически развитой личности: эстетическое сознание, эстетические чувства, эстетическая деятельность. Характеристика и этапы эстетического восприятия. Развитие эстетических потребностей в изобразительной деятельности,  эмоционально-творческое (художественное) развитие в изобразительной деятельности.

Раздел 2.  Включение технологий изобразительной деятельности в логопедическую работу педагога

Организация изобразительной деятельности ребенка с нарушениями речи. Принципы организации (включения, проведения) художественной и познавательно-изобразительной деятельности в логопедической работе. Структура занятия. Соотношение устной и практической форм работы. Организация моторного развития детей в изобразительной деятельности. Предметная развивающая среда для оснащения занятия на моторное развитие в коррекционном процессе. Приемы стимулирования моторной работы.  Традиционные и нетрадиционные  приемы  работы.

Использование технологий рисования (рисунка и живописи) в коррекционно-развивающем процессе. Рисование как вид изобразительной деятельности. Элементы изобразительной грамоты: рисунок.  Художественные материалы и техники, средства выразительности, приемы изображения в рисунке. Принципы начертания линий и основных схем (круга, прямоугольника, куба, цилиндра). Этапы изображения отдельного предмета. Этапы и приемы декоративного изображения. Элементы изобразительной грамоты: живопись и работа красками.  Художественные материалы и техники, средства выразительности, приемы изображения в живописи. Методика изготовления наглядных пособий для оснащения работы.

 Технология скульптурной работы в коррекционно-развивающем процессе. Лепка как вид изобразительной деятельности. Элементы изобразительной грамоты пластической деятельности: виды, способы и приемы лепки. Средства художественной выразительности в скульптуре. Приемы лепки отдельного предмета: конструктивный и пластический. Приемы лепки декоративной композиции. Психофизиологические  характеристики лепки как двурукой деятельности.  Психофизиологические  характеристики смешанных техник лепки (с добавлением разных материалов: природных и искусственных).

Использование технологии аппликации в коррекционно-развивающем процессе. Аппликация как вид изобразительной деятельности: техники и приемы работы. Элементы изобразительной грамоты: виды, способы и приемы аппликации. Плоская и объемная аппликация. Способы разметки основы и деталей аппликации.  Разметка деталей бумажной аппликации: симметричное вырезывание, по расчету педагога, по шаблону и пр. Приемы сборки (наклеивания) аппликации.  Психофизиологические  характеристики аппликации. Планирование уровня сложности заданий в соответствии с этапом развития ребенка. 

Использование технологии художественного конструирования в коррекционно-развивающем процессе. Конструирование как вид изобразительной деятельности: техники и приемы работы. Элементы изобразительной грамоты: виды, способы и приемы конструирования. Идеи природы в конструировании: жесткость, прочность, экономичность, модульность. Природные формы в конструировании.  Плоскостное и объемное конструирование. Способы разметки основы и деталей плоской конструкции.  Способы разметки развертки и деталей объемной конструкции. Психофизиологические  характеристики конструирования как деятельности, развивающей конструктивное мышление. Планирование уровня сложности заданий в соответствии с этапом развития ребенка. 

Ознакомление учащихся с нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства. Коррекционно-воспитательное значение и задачи работы по ознакомлению детей с произведениями искусства. Эмоциональное развитие детей с нарушениями речи в процессе рассматривания картинного материла (картин и иллюстраций). Методика проведения беседы-рассматривания произведения искусства: содержание, формы и методы работы. Принципы подбора картинного материла: смыслы детства в искусстве. Использование музыки: для фонового звучания и прослушивания. Составление коллекций картинного материала (картин и иллюстраций для рассматривания). Особенности организации этапов эстетического восприятия художественного произведения. Механизмы технологии музейной педагогики, применимые в логопедической работе. Приемы работы, использующие сенсорный опыт детей: ситуация уподобления, ситуация вхождения в картину.