Контакты:
-
НС
Надежда СудиловскаяУчитель
Изучение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения и речи» включает следующие разделы:
· Возрастные особенности анатомии опорно-двигательного аппарата и висцеральных систем
· Физиология и основы патологии сенсорных систем
· Анатомия, физиология и возрастные особенности ЦНС
· Гигиена детей и подростков
· Патология органов слуха, зрения и речи
В ходе изучения будут рассмотрены следующие темы:
- Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация.
Календарный и биологический возраст. Особенности развития ребенка в разные возрастные периоды: периоде новорожденности и грудного возраста, периоде ясельного, дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. Особенности полового созревания детей и подростков.
- Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Анатомия и физиология нервной системы.
Основные функции. Центральная и периферическая нервная системы. Вегетативная (симпатическая, парасимпатическая) и соматическая нервная система. Типы нейронов, основные функции. Синапсы. Ганглии. Спинной мозг, его проводниковая и рефлекторная функции. Рефлекторная дуга. Ствол мозга (продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг) строение и функции, основные подкорковые рефлекторные цепи. Функции ствола мозга. Мозжечек: строение, расположение, функции. Промежуточный мозг. Значение гипоталамуса в регуляции вегетативных функций и в регуляции функций эндокринной системы. Полушария головного мозга: строение, функции. Локализация функций в коре г оловного мозга.
- Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их отличия.
Классификация условных рефлексов. Созревание условных рефлексов в онтогенезе, механизм их образования. Значение условных рефлексов для педагогической практики.
- Изменение функции сенсорных систем.
Анализаторы: строение, свойства. Зрительный анализатор. Строение глаза (оболочек глаза, внутреннее ядро, вспомогательный аппарат). Нарушение зрения: виды, причины, симптомы. Анализатор слуха: строение, возрастные особенности, виды нарушения. Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой функции у детей. Патология органов слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха у детей.
- Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Физиология органов речи. Особенности исследования органов речи у детей. Патология (аномалии развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения у детей. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей.
- Основные вопросы офтальмологической помощи детям. Анатомия и физиология органов зрения с учетом возрастных особенностей детей. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмо-гигиенические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.
Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.
При изучении дисциплины будут прочитаны лекции и проведены практические занятия.
Для оценивания результатов обучения в виде знаний используются следующие процедуры и технологии:
1. Устный ответ на вопросы
2. Письменные ответы на вопросы
3. Тестирование.
Для оценивания результатов обучения в виде умений и владений используются следующие процедуры и технологии:
1. Практические контрольные задания.
Для самостоятельной работы студента в процессе изучения дисциплины будут использованы такие виды деятельности как:1. Написание реферата в соответствии с разработанными требованиями
Примерные темы рефератов
1. Сенсорные системы, их структура и виды, значение для организма.
2. Кодирование информации в сенсорных системах. Особенности кодирования на рецепторном уровне.
3. Роль коры в деятельности сенсорных систем, Организация рецептивных полей. Первичные, вторичные, третичные зоны коры ГМ.
4. Основные теории ощущений. Нейрогенная или детекторная концепция восприятия.
5. Общая характеристика слухового анализатора. Основные показатели слуха и его нарушения.
6. Проводящие пути и центры слухового анализатора. Переработка слуховой информации в коре головного мозга.
7. Методы исследования слухового анализатора. Акустическая ориентировка в пространстве. Бинауральный слух.
8. Речь, как основное отличие человека от животных. Значение слова как условного сигнала. Первая и вторая сигнальные системы.
9. Развитие речи в онтогенезе. Роль полушарий головного мозга, аномалии развития и заболевания органов речи у детей.
10. Физиологические основы фонации. Гигиена голоса. Расстройства фонационного оформления речи.
11. Обработка зрительной информации в периферическом отделе зрительного анализатора. Механизм трансформации энергии света в зрительное возбуждение.
12. Психофизиологические характеристики зрительного восприятия. Яркостной контраст, адаптация, дифференциальная зрительная чувствительность.
2. Составление словаря-терминов.Для изучения дисциплины рекомендуется пользоваться следующими источниками литературы:
1.Тюрикова Г.Н., Тюрикова Ю.Б. «Анатомия и возрастная физиология» - М.:ИНФРА-М,,2018-178.с – Znanium.com/catalog.php.
2. Тихомирова И.А. «Анатомия и возрастная физиология» - Ростор-на-Дону «Феникс», 2015 г.
3. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И. «Возрастная анатомия и физиология» -М.: ИНФРА-М, 2017 г. Znanium.com/catalog.php.
4.Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2015.
5.Ананьев С.В. Болезни уха, горла, носа - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014 г.
6.Рубан Э.Д. Глазные болезни – Ростов-на-Дону «Феникс», 2012 г..
7.Королева И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. – Санкт-Петербург, издательство КАРО, 2012 г.
Дисциплина начинается с 03.02. 2021г. в дистанционном формате, далее будет осуществлен переход на очную форму обучения.
03.02.21. Практическое занятие №1.
В рамках занятия необходимо ознакомиться с содержанием изучаемого курса, выбрать тему для написания реферата и разобрать первую тему "Закономерности роста и развития ребенка. Основные периоды онтогенеза человека."
Вопросы для самоконтроля:
1.Дайте определение понятиям "рост" и "развитие", объясните в чем выражается взаимосвязь этих процессов.
2.Что такое онтогенез? Перечислите основные периоды онтогенеза человека.
3.Что такое генотип и фенотип?
4. Какова роль среды в реализации генетической программы развития организма?
10.02.21. Лекция на тему " Оценка развития и здоровья детей"
В рамках лекции будут рассмотрены следующие вопросы: биологический и календарный возраст ребенка, методы определения биологического возраста, методы оценки физического развития ребенка и соответствие его долженствующему развитию,
оценка здоровья ребенка. Медицинская карта ребенка, ее основные разделы. Осанка – понятие, признаки правильной осанки, виды нарушения, профилактика развития. Плоскостопие – понятие, виды нарушения, профилактика развития. Вопросы для самоконтроля:
1. Биологический возраст и методы его определения.
2. Методы профилактики нарушения осанки.
3. Методы профилактики плоскостопия
4. Практические навыки определения правильной осанки и различных видов ее нарушения.
5. Понятие "здоровье", критерии определения здоровья детей.
Вопросы для контроля (письменно, в рабочих тетрадях):
1. Методы оценки физического развития детей и их характеристика.
2. Параметрический и непараметрический способ оценки соматометрических показателей ребенка.
3. Признаки правильной осанки.
4.Сколиоз – понятие, причины, признаки.
5. Сутулость – понятие, причины, признаки.
6. Группы здоровья детей - название и характеристика каждой группы.
12.02.21. Практическое занятие №2
В рамках занятия, после изучения темы "Закономерности роста и развития ребенка. Основные периоды онтогенеза человека. Оценка развития и здоровья детей" в рамках занятия необходимо каждому студенту выполнить программированный контроль (письменный ответ на контрольный вопрос) и решить соответствующие ситуационные задачи.