Контакты:

Учебная дисциплина Б.1.О.15.06 Основы вожатской деятельности входит в обязательный блок дисциплин, ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специально (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» и осваивается студентами в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса: на 2 курсе в 4 семестре.

Курс логически связан с дисциплинами «Общая педагогика», «Профессиональная этика», «Психология развития».

Главная цель освоения  настоящей дисциплины является обеспечение базовой теоретической и практической подготовки обучающихся к работе вожатого в детских оздоровительных лагерях и образовательных организациях, направленной на личностное развитие подрастающего поколения и формирование системы нравственных ценностей, активной гражданской позиции и ответственного отношения к себе и обществу.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине

Компетенция

Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО)

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Знать:

- закономерности и принципы командообразования;

- методы построения команды;

- специфику эффективного взаимодействия в группе и командной работе;

- факторы, влияющие на эффективность командной и групповой работы;  основы теории лидерства;

- основы управления поведением персонала.

Уметь:

- определять способы эффективного использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, и свою роль в команде;

- различать особенности поведения разных

групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности;

- устанавливать разные виды коммуникации (учебную, деловую, неформальную и др.).

Владеть:

- навыками определения результатов (последствий) личных действий и планирования последовательности шагов для достижения заданного результата;

- навыками эффективного взаимодействия с другими членами команды, в т.ч. участия в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды.

ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

Знать:

- общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания обучающихся с нарушением речи;

- содержание программы духовно-нравственного воспитания;

- методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (терпения, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

Уметь:

- планировать реализацию программы духовно-нравственного развития обучающихся с нарушением речи;

- проводить мероприятия по духовно- нравственному воспитанию обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности;

- создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку;

- применять в учебном процессе разные формы внеклассной и внеурочной работы для решения задач познавательного и социально-личностного развития обучающихся;

- оценивать результаты реализации программы духовно- нравственного развития обучающихся с нарушением речи с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей обучающихся, особых образовательных

потребностей.

Владеть:

- методами формирования у обучающихся с нарушением  речи нравственного сознания, опыта нравственного поведения и нравственных чувств.

ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

Знать:

- основные закономерности семейных отношений,     позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;

- закономерности     формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;

- основные     технологии    социально-педагогического взаимодействия;

- специфику семейного воспитания детей с нарушением речи, факторы, ослабляющие воспитательные возможности семьи.

Уметь:

- взаимодействовать с разными участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией);

- отбирать   и   использовать  адекватные  методы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с нарушением речи;

- планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно- образовательной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения.

Владеть:

- методами выявления поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития, в процессе наблюдения;

- методами взаимодействия и командной работы с другими специалистами в рамках психолого-медико педагогического консилиума;

- действиями планирования и анализа, отбора технологий взаимодействия с родителями обучающихся с учетом личностного потенциала родителей;

- действиями моделирования содержания, форм и технологий взаимодействия с разными участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией);

- методами конструктивного межличностного общения с родителями обучающихся с нарушением речи;

- навыками межличностного общения с обучающимися с нарушением речи с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей;

- навыками планирования и анализа взаимодействия с родителями обучающихся.

 

3. Содержание дисциплины

Истоки, история и опыт вожатской деятельности в России. Педагогические отряды: вчера, сегодня, завтра. Опыт деятельности Всероссийских и Международных детских центров. Современные тенденции развития вожатской деятельности. Обзор действующего законодательства в сфере образования и организации отдыха и оздоровления детей. Сфера профессиональной деятельности вожатого. Правовые аспекты деятельности вожатого. Правовые аспекты организации детского отдыха. Правовые основы информационной деятельности. Основы информационной безопасности. Логика развития смены. Организационный, основной и заключительный периоды. Педагогическое мастерство вожатого. Рефлексия как основа социально-педагогической компетентности вожатого. Профилактика эмоционального выгорания. Конфликты в детском коллективе. Работа вожатого с одаренными детьми. Работа вожатого с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Работа вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект особого внимания вожатого. Инклюзивное общение. Организационная деятельность вожатого на разных этапах развития детского коллектива. Принципы самоуправления в детском общественном объединении. Понятие временного детского коллектива, его признаки, структура, проблемы и особенности социализации. Гендерный аспект общения. Особенности межэтнического общения во временном детском коллективе. Проблема адаптации личности к вожатской деятельности. Детское самоуправление в лагере. Методика и технология подготовки и проведения коллективного творческого дела. Организация и проведение массовых мероприятий. Особенности подготовки и проведения праздников детском лагере. Организация дискуссионных мероприятий. Организация и проведение линеек. Игротехника. Проектная деятельность. Формирование ценностей здорового образа жизни. Мотивация к здоровому образу жизни у детей через систему мероприятий. Организация спортивных мероприятий. Краеведение и поисковая работа. Песенное и танцевальное творчество. Танцевальные игры. Тематические дискотеки. Патриотическое воспитание. Формирование осознанной гражданской позиции и патриотизма в детском коллективе. Экологическое воспитание. Современные экологические проблемы и задачи экологического воспитания. Экологические отряды. Профориентация. Значение информационно-медийного сопровождения деятельности детского общественного объединения и работы детского оздоровительного лагеря. Организация работы пресс-центра. Основы вожатской этики. Этика взаимоотношений с детьми, их родителями и коллегами. Корпоративная культура. Имидж вожатого. Алгоритмы поведения вожатого в экстремальных ситуациях. Первая доврачебная помощь.