Контакты:

Методика обучения географии  как наука.

Предмет изучения методики; теоретический и прикладной ас­пекты науки. Важнейшие проблемы исследований Связь методи­ки обучения географии с другими науками и практикой школы.

Понятие «Цели обучения». Уникальность географического  об­разования и широта его целей в базовой общеобразовательной школе. Географическая культура — составная часть общечеловеческой культуры.

Современные цели среднего географического образования; их взаимосвязь с общими целями общеобразовательной школы. Вза­имозависимость целей обучения и содержания школьного гео­графического образования. Социально-политические, экологичес­кие и экономические аспекты географического образования уча­щихся. Практическая и прикладная направленность обучения гео­графии. Реализация краеведческого принципа.

 Обучение географии в свете компетентностного подхода. Основные понятия: «компетенция», «компетентность». Определение целей образования с позиций компетентностного подхода. Методы и логика исследования в методике обучения географии. Теоретические методы: системно-структурный подход, исторический, математический, сравнительный методы, типологи­ческий подход. Эмпирические методы: изучение практики рабо­ты школы, педагогический эксперимент и его виды. Логика ме­тодического исследования, его главные этапы; обработка результатов исследования

Научно-практическая работа студентов по методике обучения географии, значение ее в профессиональном становлении будущего учителя географии. Виды научно-исследовательской работы в учебном процессе и вне его.

Краткая история школьного курса географического образования в России.

Цели изучения история развития школьной географии; основ­ные факторы, определяющие развитие. Появление учебного предмета «география» в планах школ в конце XVII в. Д.А.Коменский — родоначальник методики обучения географии. История развития школьной географии в России: начальный период пре­подавания географии, состояние школьной географии в XIX и XX вв. Взгляды Н. В.Гоголя на школьную географию. Педагоги­ческие идеи К.Д.Ушинского в методике обучения географии.

Школьная география и методика ее преподавания советского Периода. Вклад Н.Н. Баранского в разработку ее теоретических основ. Переход школы на линейно-ступенчатое построение про­граммы. Основные идеи перестройки программ по предмету. Зна­чение работ В.И.Буданова, А.А. Половинкина, В.Г.Эрдели, К.Ф.Строева, А.Е. Бибик, А.В. Даринского, Л.М. Панчешниковой, В.П. Максаковского и др. в развитии методики обучения географии.

Современный этап развития методической науки

Содержание и структура базового школьного географического образования

Стандарты географического образования в школе и высшем учебном заведении.

Образовательный стандарт основного общего образования по географии. Примерная программа основного общего образования по географии.

Проект Федерального государственного образовательного среднего (полного) общего образования.  Разделы стандарта. Составные части стандарта: описание содержания образования и требования к под­готовке учеников в рамках указанного в стандартах объема содер­жания. Образовательная область «Земля» (Земля как планета людей) — одна из базовых областей общего среднего образования, выде­ленная на основе описания действительности как совокупности объективных реальностей. Ее составные части, представленные посредством форм отражения: науки, искусства, морали, рели­гии. Основные содержательные линии такого образования: науч­ные основы содержания (учения, теории, методы, объекты при­родные и социально-экономические, процессы и явления), ма­териальные и духовные культурные ценности, отражающие опыт познания и существования человека в пространстве. Требования к подготовке школьников, выраженные через деятельность и про­веряемые (контролируемые) с помощью измерителей.

Четыре дидактических компонента содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности); Степень их раскрытия и способы отражения в программах по географии. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Школьная программа по географии. Учебно-методический комплекс. Структура и содержание систематических курсов географии в школе. Экологическое образование учащихся при обучении географии. Возможности экологизации географического обучения и воспитания в школьном географическом образовании. Развитие деятельности учащихся в экологической подготовке при обучении географии.

Многообразие средств обучения географии.

Многообразие средств обучения географии как отражение слож­ности и многоаспектное содержания учебного предмета. Связь средств обучения с содержанием и методами обучения. Группы средств обучения и их педагогические функции. Новые и новей­шие средства обучения географии. Психологические особенности восприятия учениками различ­ных средств обучения, их учет в практической работе учителя.

Материальная база обучении географии: кабинет, географи­ческая площадка, школьный; краеведческий музей, экологичес­кая тропа, школьный микрозаповедники др. Роль кабинета гео­графии в организации учебно-воспитательной работы.

Учебник географии и географическая карта - главные компоненты обучения, его роль и функций в учебном процессе. Типы учебни­ков географии. Характеристика научного содержания и структур­ных компонентов учебника географии. Авторские концепции учеб­ников географии. Организация работы школьников с, разными компонентами учебника; приемы работы с ним на различных ступенях обучения.

Географическая карта как источник знаний и средство нагляд­ности. Типы карт, применяемых в школе. Их классификация .в соответствии с содержанием, картографическими особенностя­ми и учебными целями. Цели изучения географических карт. Приемы обучения, обеспечивающие чтение, понимание и зна­ние карты; ее чтение: элементарное, сложное; сопоставление и на­ложение карт. Работа с картой в составе методов обучения, обес­печивающих разные уровни познавательной активности

Другие виды картографических произведений: глобусы, профили, картосхемы, рельефные карты, блок-диаграммы и т.д.

Глобус, его особенности как учебного средства и познавательные возможности: Типы глобусов; содержание работы с ними в различных классах.

Методы обучения географии

Понятие «метод обучения». Объектные и субъектные аспекты в методах обучения. Классификации методов обучения: по источ­никам знаний (словесные, наглядные, практические) и характе­ру познавательной деятельности школьников: (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, про­блемного изложения и исследовательский). Бинарный подход к методам обучения. Характеристика отдельных групп методов обу­чения географии; соотношение разных классификаций:

Уровни усвоения знаний и развития самостоятельной познава­тельной деятельности детей; связь уровней с методами обучения.

Проблемное обучение как технологический подход к обуче­нию географии. Важнейшие понятия проблемного обучения. Эта­пы решения учебных проблем и обучение учащихся их решению.

Методы и приемы обучения географии в практике школы. От­бор методов и приемов обучения в соответствии с целями и со­держанием образования.

Формы организации обучения географии

Урочные и внеурочные формы организации обучения, их мно­гообразие. Урок географии. Важные особенности и тенденции развития современного урока географии; его отличия от традиционного урока. Современные требования.    

Типология уроков географии: по дидактическим целям, месту проведения и характеру познавательной деятельности учащихся. Структура уроков с различной дидактической целью: комбини­рованных, изучения нового материала, формирования умений, проверки знаний и умений, обобщающего повторения. Разнооб­разие форм организации урока: лекции? конференции, диспуты, сюжетно-ролевые игры и др. Признаки проблемного урока.

Лекционно-семинарско-зачетная система в старших классах. Школьная лекция, ее место и роль в учебном процессе. Отличи­тельные особенности школьной лекции от других ее видов. Уро­ки-семинары. Их назначение. Виды семинаров. Их различия по степени самостоятельности в подготовке к.ним учеников. Зачеты как итоговая проверка уровня усвоения, учебного материала. Фор­мы проведения зачетов.

Формы организации учебной деятельности на уроке географии: фронтальная, индивидуальная и коллективная работа школьни­ков. Виды коллективной работы в парах, группах (разной величи­ны) и в целом классе на уроках практических и самостоятельных работ, конференциях, диспутах, семинарах, ролевых игр и т. д. Дифференцированный подход к учащимся при обучении гео­графии. Способы контроля за результатами обучения, за усвоением учениками важнейших компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Требования стан­дарта к результатам обучения. Виды и формы проверки: индиви­дуальной и фронтальной, устной и письменной, комбинирован­ной (уплотненной); их положительные и отрицательные стороны. Тестовый контроль как одна из форм проверки успешности обу­чения. Основные формы тестовых заданий: открытая, закрытая, установление соответствия, правильной последовательности.

Технология подготовки и проведения уроков. Планирование: тематическое, календарное, урочное. Определение целей и типа урока, выделение смысловых блоков в содержании, постановка к ним познавательных задач. Отбор методов и средств обучения. НОТ учителя и ученика в разработке и проведении урока. Формы запи­си плана, конспекта, картотеки урока.

Оценка качества и результативности урока.

Опыт учителей географии по совершенствованию урока, пути его изучения и распространения.   

Внеурочные формы обучения географии.

а) Наблюдения и практические работы на местности, в том чис­ле на пришкольном участке, географической эколо­гической тропе и др. - необходимое условие управляемого учителем процесса восприятия детьми окружающего мира накопления жизненного опыта, формирования конкретно-образного а затем и абстрактного мышления, являющихся основой для усво­ения компонентов содержания школьной географии. Система практических работ на местности в школьных курсах географии. Значение их для показа практической значимости географии и упорядочения ее места в учебных планах. Метеорологические и фенологические наблюдения. Их организация, сбор, обработка и оформление материалов. Использование собранных материалов на уроках, для оформления краеведческих уголков,- школьных музеев, передачи в административные и хозяйственные органы. Работа на местности по оборудованию экологической тропы. Учеб­ные географические экскурсии на тропе, геоэкологические на­блюдения, природоохранительная деятельность учащихся.

б) Экскурсии — одна из форм обучения географии в школе. Их значение в реализации краеведческого, экологического, эконо­мического принципов обучения предмету, в ознакомлении уче­ников с - методами исследования географической науки разви­тии их познавательной самостоятельности. Экскурсии в природу, музеи, выставки, на предприятия мате­риальной и нематериальной сфер производства, изучение вопро­сов социальной географии своей местности; их цели, содержание и практическое значение. Организация экскурсии: подготовитель­ный этап, ее проведение, обработка результатов и их примене­ние в учебном процессе. Специфика экскурсий в сельской мест­ности и в условиях большого города. Комплексные экскурсии на межпредметной основе.

Изучение географии в основной школе. Методика обучения школьным курсам географии.