Контакты:
-
Лидия Вениаминовна ЕлисееваУчитель
Методика обучения географии как наука.
Предмет изучения методики; теоретический и прикладной аспекты науки. Важнейшие проблемы исследований Связь методики обучения географии с другими науками и практикой школы.
Понятие «Цели обучения». Уникальность географического образования и широта его целей в базовой общеобразовательной школе. Географическая культура — составная часть общечеловеческой культуры.
Современные цели среднего географического образования; их взаимосвязь с общими целями общеобразовательной школы. Взаимозависимость целей обучения и содержания школьного географического образования. Социально-политические, экологические и экономические аспекты географического образования учащихся. Практическая и прикладная направленность обучения географии. Реализация краеведческого принципа.
Обучение географии в свете компетентностного подхода. Основные понятия: «компетенция», «компетентность». Определение целей образования с позиций компетентностного подхода. Методы и логика исследования в методике обучения географии. Теоретические методы: системно-структурный подход, исторический, математический, сравнительный методы, типологический подход. Эмпирические методы: изучение практики работы школы, педагогический эксперимент и его виды. Логика методического исследования, его главные этапы; обработка результатов исследования
Научно-практическая работа студентов по методике обучения географии, значение ее в профессиональном становлении будущего учителя географии. Виды научно-исследовательской работы в учебном процессе и вне его.
Краткая история школьного курса географического образования в России.
Цели изучения история развития школьной географии; основные факторы, определяющие развитие. Появление учебного предмета «география» в планах школ в конце XVII в. Д.А.Коменский — родоначальник методики обучения географии. История развития школьной географии в России: начальный период преподавания географии, состояние школьной географии в XIX и XX вв. Взгляды Н. В.Гоголя на школьную географию. Педагогические идеи К.Д.Ушинского в методике обучения географии.
Школьная география и методика ее преподавания советского Периода. Вклад Н.Н. Баранского в разработку ее теоретических основ. Переход школы на линейно-ступенчатое построение программы. Основные идеи перестройки программ по предмету. Значение работ В.И.Буданова, А.А. Половинкина, В.Г.Эрдели, К.Ф.Строева, А.Е. Бибик, А.В. Даринского, Л.М. Панчешниковой, В.П. Максаковского и др. в развитии методики обучения географии.
Современный этап развития методической науки
Содержание и структура базового школьного географического образования
Стандарты географического образования в школе и высшем учебном заведении.
Образовательный стандарт основного общего образования по географии. Примерная программа основного общего образования по географии.
Проект Федерального государственного образовательного среднего (полного) общего образования. Разделы стандарта. Составные части стандарта: описание содержания образования и требования к подготовке учеников в рамках указанного в стандартах объема содержания. Образовательная область «Земля» (Земля как планета людей) — одна из базовых областей общего среднего образования, выделенная на основе описания действительности как совокупности объективных реальностей. Ее составные части, представленные посредством форм отражения: науки, искусства, морали, религии. Основные содержательные линии такого образования: научные основы содержания (учения, теории, методы, объекты природные и социально-экономические, процессы и явления), материальные и духовные культурные ценности, отражающие опыт познания и существования человека в пространстве. Требования к подготовке школьников, выраженные через деятельность и проверяемые (контролируемые) с помощью измерителей.
Четыре дидактических компонента содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности); Степень их раскрытия и способы отражения в программах по географии. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Школьная программа по географии. Учебно-методический комплекс. Структура и содержание систематических курсов географии в школе. Экологическое образование учащихся при обучении географии. Возможности экологизации географического обучения и воспитания в школьном географическом образовании. Развитие деятельности учащихся в экологической подготовке при обучении географии.
Многообразие средств обучения географии.
Многообразие средств обучения географии как отражение сложности и многоаспектное содержания учебного предмета. Связь средств обучения с содержанием и методами обучения. Группы средств обучения и их педагогические функции. Новые и новейшие средства обучения географии. Психологические особенности восприятия учениками различных средств обучения, их учет в практической работе учителя.
Материальная база обучении географии: кабинет, географическая площадка, школьный; краеведческий музей, экологическая тропа, школьный микрозаповедники др. Роль кабинета географии в организации учебно-воспитательной работы.
Учебник географии и географическая карта - главные компоненты обучения, его роль и функций в учебном процессе. Типы учебников географии. Характеристика научного содержания и структурных компонентов учебника географии. Авторские концепции учебников географии. Организация работы школьников с, разными компонентами учебника; приемы работы с ним на различных ступенях обучения.
Географическая карта как источник знаний и средство наглядности. Типы карт, применяемых в школе. Их классификация .в соответствии с содержанием, картографическими особенностями и учебными целями. Цели изучения географических карт. Приемы обучения, обеспечивающие чтение, понимание и знание карты; ее чтение: элементарное, сложное; сопоставление и наложение карт. Работа с картой в составе методов обучения, обеспечивающих разные уровни познавательной активности
Другие виды картографических произведений: глобусы, профили, картосхемы, рельефные карты, блок-диаграммы и т.д.
Глобус, его особенности как учебного средства и познавательные возможности: Типы глобусов; содержание работы с ними в различных классах.
Методы обучения географии
Понятие «метод обучения». Объектные и субъектные аспекты в методах обучения. Классификации методов обучения: по источникам знаний (словесные, наглядные, практические) и характеру познавательной деятельности школьников: (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения и исследовательский). Бинарный подход к методам обучения. Характеристика отдельных групп методов обучения географии; соотношение разных классификаций:
Уровни усвоения знаний и развития самостоятельной познавательной деятельности детей; связь уровней с методами обучения.
Проблемное обучение как технологический подход к обучению географии. Важнейшие понятия проблемного обучения. Этапы решения учебных проблем и обучение учащихся их решению.
Методы и приемы обучения географии в практике школы. Отбор методов и приемов обучения в соответствии с целями и содержанием образования.
Формы организации обучения географии
Урочные и внеурочные формы организации обучения, их многообразие. Урок географии. Важные особенности и тенденции развития современного урока географии; его отличия от традиционного урока. Современные требования.
Типология уроков географии: по дидактическим целям, месту проведения и характеру познавательной деятельности учащихся. Структура уроков с различной дидактической целью: комбинированных, изучения нового материала, формирования умений, проверки знаний и умений, обобщающего повторения. Разнообразие форм организации урока: лекции? конференции, диспуты, сюжетно-ролевые игры и др. Признаки проблемного урока.
Лекционно-семинарско-зачетная система в старших классах. Школьная лекция, ее место и роль в учебном процессе. Отличительные особенности школьной лекции от других ее видов. Уроки-семинары. Их назначение. Виды семинаров. Их различия по степени самостоятельности в подготовке к.ним учеников. Зачеты как итоговая проверка уровня усвоения, учебного материала. Формы проведения зачетов.
Формы организации учебной деятельности на уроке географии: фронтальная, индивидуальная и коллективная работа школьников. Виды коллективной работы в парах, группах (разной величины) и в целом классе на уроках практических и самостоятельных работ, конференциях, диспутах, семинарах, ролевых игр и т. д. Дифференцированный подход к учащимся при обучении географии. Способы контроля за результатами обучения, за усвоением учениками важнейших компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Требования стандарта к результатам обучения. Виды и формы проверки: индивидуальной и фронтальной, устной и письменной, комбинированной (уплотненной); их положительные и отрицательные стороны. Тестовый контроль как одна из форм проверки успешности обучения. Основные формы тестовых заданий: открытая, закрытая, установление соответствия, правильной последовательности.
Технология подготовки и проведения уроков. Планирование: тематическое, календарное, урочное. Определение целей и типа урока, выделение смысловых блоков в содержании, постановка к ним познавательных задач. Отбор методов и средств обучения. НОТ учителя и ученика в разработке и проведении урока. Формы записи плана, конспекта, картотеки урока.
Оценка качества и результативности урока.
Опыт учителей географии по совершенствованию урока, пути его изучения и распространения.
Внеурочные формы обучения географии.
а) Наблюдения и практические работы на местности, в том числе на пришкольном участке, географической экологической тропе и др. - необходимое условие управляемого учителем процесса восприятия детьми окружающего мира накопления жизненного опыта, формирования конкретно-образного а затем и абстрактного мышления, являющихся основой для усвоения компонентов содержания школьной географии. Система практических работ на местности в школьных курсах географии. Значение их для показа практической значимости географии и упорядочения ее места в учебных планах. Метеорологические и фенологические наблюдения. Их организация, сбор, обработка и оформление материалов. Использование собранных материалов на уроках, для оформления краеведческих уголков,- школьных музеев, передачи в административные и хозяйственные органы. Работа на местности по оборудованию экологической тропы. Учебные географические экскурсии на тропе, геоэкологические наблюдения, природоохранительная деятельность учащихся.
б) Экскурсии — одна из форм обучения географии в школе. Их значение в реализации краеведческого, экологического, экономического принципов обучения предмету, в ознакомлении учеников с - методами исследования географической науки развитии их познавательной самостоятельности. Экскурсии в природу, музеи, выставки, на предприятия материальной и нематериальной сфер производства, изучение вопросов социальной географии своей местности; их цели, содержание и практическое значение. Организация экскурсии: подготовительный этап, ее проведение, обработка результатов и их применение в учебном процессе. Специфика экскурсий в сельской местности и в условиях большого города. Комплексные экскурсии на межпредметной основе.
Изучение географии в основной школе. Методика обучения школьным курсам географии.