Содержание дисциплины

Феноменология и закономерности психической регуляции поведения и развития личности человека в разные возрастные периоды. Предмет и метод исследования развития. Понятие источников, условий и движущих сил психического развития ребенка в современной отечественной психологии. Зарубежные теории развития личности. Механизмы социализации. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для возрастной психологии. Культурно-исторический и деятельностный подход к осмыслению процесса развития личности ребенка. Понятие психологического возраста как единицы анализа развития. Структура и динамика возраста. Возрастные кризисы, их характеристика и значение. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических (кризисов) периодов развития.

Культурно-исторический и деятельностный подход к осмыслению процесса развития личности ребенка. История становления  и истоки культурно-исторического и деятельностного подхода в психологии и образовании. Специфика взглядов Л.С. Выготского на проблему психического. Школа Л.С. Выготского. Принцип единства сознания и деятельности в трактовке С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. Роль осмысленной предметной деятельности в психическом развитии ребенка. Исследования развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления ребенка. Стадии развития интеллекта. Проблема обучения и развития, понятие «зоны ближайшего развития» и его значение для современной психологии. Проблема аффекта и интеллекта и исследование мотивационной сферы.

Кризисы возрастного развития как нормативные процессы поступательного хода личностного развития. Типология кризисов. Стадии кризиса. Схема описания кризиса. Психология возрастных кризисов. Значение кризисов в развитии личности. Кризисы возрастного развития (Л.С. Выготский, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин,  В.И. Слободчиков). Основные характеристики кризисных периодов ведущая деятельность, ведущая сторона социализации, новообразования, возможные последствия (негативные и позитивные). Проблемное обучение и развитие мышления ребенка. Типы обучаемости, их связь с психическим развитием ребенка. Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии.

Психолого-педагогические доминанты развития личности ребенка на разных возрастных этапах. Средства развития личности (согласно культурно-историческому и деятельностному подходу в психологии образования): деятельность и культурная среда. Культурная среда: искусство и язык. Психологические доминанты развития: сенсомоторное развитие и эмоциональная регуляция психики дошкольника, социальная адаптация и эмоциональная регуляция учения младшего школьника, интеллектуальная регуляция и акселерация подростка. Общее и различное в доминантном развития личности ребенка в дошкольном и младшем школьном детстве. Психолого-педагогические доминанты развития личности ребенка в дошкольном возрасте. Психолого-педагогические доминанты развития личности ребенка в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогические доминанты развития личности ребенка в подростковом возрасте.