Контакты:
-
АБ
Андрей БорисовУчитель
Лекции:
1. Понятие о математическом моделировании. Особенности непрерывного математического моделирования. Основной аппарат. Понятие «жесткой» и «мягкой» модели. Простейшая модель борьбы - модель Ланкастера. «Смягчение» модели. Простейшая модель роста - модель Мальтуса. Логистическая модель.
2. Дифференциальные уравнения и их системы, как основной элемент построения непрерывной математической модели. Устойчивость модели, как один из основных вопросов исследования. Понятие устойчивости решения дифференциального уравнения и системы дифференциальных уравнений. Условия устойчивости линейных систем. Исследование устойчивости по первому приближению. Устойчивость при постоянно действующих возмущениях.
3. Дифференциальные уравнения в частных производных. Примеры моделей, описываемых дифференциальными уравнениями в частных производных. Методы расчета таких моделей. Пример: распространение волн в ограниченном и неограниченном объеме.
4. Описание процессов переноса. Распространение тепла в стержне. Остывание круглого стержня. Использование специальных функций. Физический анализ явлений.
5. Физические модели, описываемые эллиптическими уравнениями. Задачи Дирихле и Неймана. Различные подходы к решению. Метод разделения переменных. Элементы теории потенциала. Метод функции Грина.
6. Уравнение Гельмгольца, как другой тип эллиптического уравнения. Физический смысл его решений в зависимости от знака λ. Приведение произвольного эллиптического уравнения 2-го порядка к уравнению Гельмгольца. Условия излучения.
7. Математические модели в экономике. Кривая Джинни. Модель Эванса установления равновесной цены. Базовая модель Солоу. «Золотое правило» экономического роста.
8. Математические модели в биологических и социальных системах. Модель развития популяций. Модель войны Ланкастера. Модель Мальтуса. Многоуровневая социальная модель.
Практические занятия:
Практическое занятие № 1. Типы математических моделей. Основные
требования к модели.
Содержание занятия:
1.Классификация математических моделей;
2. Принцип единства и множественности моделей;
3. Основные требования к модели;
4. Математическая адекватность модели;
5. Основные этапы построения математической модели.
Практическое занятие №2. Качественный анализ систем дифференциальных уравнений.
Содержание занятия:
1. Фазовый портрет системы дифференциальных уравнений.
2. Устойчивость линейной системы.
3. Анализ простейших моделей.
4. Модель Лотка - Вольтерра.
Практическое занятие №3. Модели с использованием уравнений в частных производных.
Содержание занятия:
1. Дифференциальные уравнения в частных производных. Общие понятия.
2. Примеры модельных задач.
3. Решение волнового уравнения. Электрон на прямой.
4. Уравнение Шредингера.
Практическое занятие №4. Модель переноса излучения. Численные методы решения уравнения переноса.
Содержание занятия:
1. Обсуждение теоретического материала.
2. Обсуждение темы «Интегро-дифференциальное уравнение переноса и методы его решения», предложенной для самостоятельного изучения. По данной теме готовятся доклады с презентациями. Примерные темы докладов:
«Вывод уравнения переноса и области его применения»;
«Численные методы решения уравнения переноса»;
«Приближенные методы решения уравнения переноса».
3. Обсуждение материалов докладов.
Практическое занятие №5. Модели с использованием эллиптических уравнений.
Содержание занятия:
1. Эллиптические уравнения.
2. Решение задачи Дирихле для плоских и пространственных областей.
3. Физическая трактовка.
4. Различные методы решения.
Практическое занятие №6. Модели с использованием уравнения Гельмгольца.
Содержание занятия:
1. Уравнение Гельмгольца. Решение уравнения Гельмгольца.
2. Приведение эллиптического уравнения 2-го порядка к уравнению Гельмгольца.
3. Условия излучения.
Практическое занятие №7. Непрерывные математические модели в экономике.
Содержание занятия:
1. Тема «Математические модели в экономике» предлагается для самостоятельного изучения. По данной теме готовятся доклады с презентациями. Примерные темы докладов:
«Модели конкуренции»;
«Система «ресурс-потребитель» с независимым ресурсом»;
«Взаимоотношения в системе «хищник-жертва»»;
«Эволюционная оптимальность выживших видов»;
2. Обсуждение материалов докладов.
Практическое занятие №8. Жесткие и мягкие математические модели. Модели соперничества.
Содержание занятия:
1. Тема «Жесткие» и «мягкие» математические модели» предлагается для самостоятельного изучения. По данной теме готовятся доклады с презентациями. Примерные темы докладов:
«Модель войны или сражения»;
«Оптимизация как путь к катастрофе»;
«Жесткая модель как путь к ошибочным предсказаниям»;
«Опасность многоступенчатого управления и математическая модель перестройки».
2. Обсуждение материалов докладов.
3. Обсуждение моделей:
Гонка вооружений между двумя странами;
Боевые действия двух армий.
4. Решение задач;
5. Подведение итогов изучения курса. Зачет.
Вопросы к зачёту.
1.Классификация математических моделей;
2. Принцип единства и множественности моделей;
3. Основные требования к модели;
4. Математическая адекватность модели;
5. Основные этапы построения математической модели.
6. Фазовый портрет системы дифференциальных уравнений.
7. Устойчивость линейной системы.
8. Анализ простейших моделей.
9. Модель Лотка - Вольтерра.
10. Дифференциальные уравнения в частных производных. Общие понятия.
11. Примеры модельных задач.
12. Решение волнового уравнения. Электрон на прямой.
13. Уравнение Шредингера.
14. Вывод уравнения переноса и области его применения.
15. Численные методы решения уравнения переноса.
16. Приближенные методы решения уравнения переноса.
17. Эллиптические уравнения.
18. Решение задачи Дирихле для плоских и пространственных областей.
19. Различные методы решения задачи Дирихле.
20. Уравнение Гельмгольца. Решение уравнения Гельмгольца.
21. Приведение эллиптического уравнения 2-го порядка к уравнению Гельмгольца.
22. Условия излучения.
23. Жесткие и мягкие математические модели.
24. Модели соперничества.
25. Экономика как динамическая система.
26. Модель Солоу.
27. Модель Эванса.
28. Модель развития популяций.
29. Модель войны Ланкастера.
30. Модель Мальтуса.
31. Многоуровневая социальная модель.
32. Кривая Джинни.
.
Образец контрольной работы:
1. Привести уравнение к канонической форме в каждой из областей, где сохраняется
его тип .
2. Найти закон колебания бесконечной струны, определяемый уравнением если начальное
отклонение задано условием
где l
- заданный отрезок.
Начальная скорость и внешняя возмущающая сила равны 0. Построить профиль струны в моменты времени t=0, t = l/2a, t = l/a.
Образец зачётного задания
1.Классификация математических моделей
2. Эллиптические уравнения.
3. Найти прямое и обратное преобразование Фурье для функции
.
4. Внутри круга 0 <r <1
найти гармоническую функцию U(r,j), принимающую на границе Г данного
круга значения