Контакты:
-
ЕК
Елена Анатольевна КолодовскаяУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.В.04. «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» относится к части ОП, формируемой участниками образовательных отношений по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль): «Логопедия».
Для освоения данной дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Основы профессиональной деятельности дефектолога», «Педагогика», «Основы генетики» и др.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Логопедия», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи» и др., а также для прохождения производственной практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Компетенция |
Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО) |
ПК-5 Способен проводить профилактические мероприятия, коррекционную и консультативно-просветительскую работу с обучающимися с нарушениями речи, их родителями (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума. |
Знать: - содержание, формы, методы и технологии коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи; - основы профилактики нарушений речи у обучающихся, способы проведения профилактических мероприятий; - способы, формы и методы консультативно- просветительской работы с участниками образовательных отношений (обучающимися с нарушениями речи, их родителями (законными представителями) или членами семей, участниками психолого-педагогического консилиума). Уметь: - отбирать и применять содержание, формы, методы и технологии коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом особенностей их развития; - отбирать содержание и планировать проведение профилактических мероприятий; - отбирать и применять способы, формы и методы консультативно-просветительской работы с участниками образовательных отношений. Владеть: - методами проведения коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи; - навыками проведения профилактических мероприятий с обучающимися с нарушениями речи; - навыками организации консультативно- просветительской работы с участниками образовательных отношений. |
ПК-6 Способен участвовать в создании безопасной и комфортной образовательной среды, совершенствовании предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение обучающимися адаптированной основной образовательной программы. |
Знать: - компоненты безопасной и комфортной образовательной среды, их дидактический и коррекционно-развивающий потенциал; - принципы и подходы к организации образовательной среды для школьников с нарушением речи, способы оценки ее комфортности и безопасности; Уметь: - участвовать в создании компонентов безопасной и комфортной образовательной среды; - проводить мероприятия по формированию у обучающихся с нарушением речи умений общения в среде сверстников, развитию умений поведения в виртуальной среде. Владеть: - методами создания элементов образовательной среды с учетом возможностей школьников с нарушением речи; - способами оценки комфортности, доступности и безопасности образовательной среды. |
- Содержание дисциплины
Семейное воспитание как педагогическое система. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей. Культурно-исторический подход к исследованию семьи как системы межличностных отношений и места ребёнка внутри неё.
Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей. Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющие речевые нарушения.
Семейное воспитание детей с раннего возраста с отклонениями в речевом развитии. Воспитание ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением в семье. Особенности семейного воспитания детей с общим недоразвитием речи.
Воспитание ребёнка дошкольного с ДЦП в семье. Особенности семейного воспитания ребёнка-дошкольника с ринолалией. Семейное воспитание детей с заиканием. Особенности семейного воспитания детей с дисграфией и дислексией.
- Тематический план
№ |
Разделы и темы
|
Всего часов |
Формы занятия (в соответствии с учебным планом) |
||||
Лекции |
семинары |
Практические занятия |
лабораторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||
1. |
Вопросы семейного воспитания в трудах отечественных и зарубежных учёных |
26 |
2 |
- |
2 |
- |
22 |
2 |
Семейное воспитание как педагогическая система. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями |
28 |
2 |
- |
4 |
- |
22 |
3. |
Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений детей |
24 |
2 |
- |
- |
- |
22 |
4. |
Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения |
- |
- |
4 |
- |
22 |
|
|
Контроль |
4 |
|
- |
|
- |
|
|
ИТОГО: |
108 |
6 |
- |
10 |
- |
88 |
5. Критерии оценивания результатов освоения дисциплины (модуля)
5.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации
Темы для рефератов
Вопросы семейного воспитания в трудах отечественных и зарубежных учёных
1.В.А. Сухомлинский: не только разумом, но и сердцем.
2.Семья и ребёнок в русской православной культуре.
3.Педагогическая система М.Монтессори.
4.Проблемы семейного воспитания и обучения в рабовладельческую и феодальную эпоху.
5.Роль семьи в культурах католицизма и протестантизма.
Семейное воспитание как педагогическая система. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями
1.Материнство: врождённое или приобретённое?
2.Психология родительской любви.
3.Психологические особенности взаимоотношений матери и ребёнка, имеющего речевое нарушение.
4.Сравнительная характеристика психологических типов семьи (по М. Арутюнян и В.Н. Дружинин).
5.Психодиагностика детско-родительских отношений в семьях имеющих детей с отклонениями в развитии.
Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения
1.Психологические особенности матери, воспитывающие ребёнка с нарушениями речи.
2.Понятия «материнская депривация» в исследованиях отечественных и зарубежных учёных.
3.Влияние родительского отношения на речевое развитие ребёнка.
4.Роль психотерапии в коррекции детско-родительских отношений.
5.Психолого-пелагогическая помощь семьям, воспитывающих детей с нарушениями речи.
Требования к написанию реферата
Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.
Структурными элементами реферата являются:
1) титульный лист;
Титульный лист является первой страницей реферата, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
На титульном листе приводят следующие сведения:
наименование ВУЗа; наименование факультета; наименование кафедры; тема реферата; фамилия и инициалы студента (слушателя); должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя реферата; место и дата составления реферата
2) оглавление;
Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы реферата.
3) введение;
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении должны быть показаны актуальность темы, цели и задачи, которые будут рассматриваться в реферате, а также методы, которыми воспользовался студент для рассмотрения данной темы работы.
4) основная часть;
Основную часть реферата следует делить на главы или разделы (не менее 2-х). Разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.
5) заключение;
Должно содержать краткое обобщение и выводы по результатам выполненной работы
6) список использованных источников;
Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003
7) приложения.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.
В приложения могут быть включены:
1) материалы, дополняющие реферат;
2) таблицы вспомогательных цифровых данных;
3) иллюстрации вспомогательного характера;
4) другие документы.
Правила оформления реферата
Реферат должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 шрифтом .
Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.
Объем реферата: не более 20 страниц.
Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему реферату.
Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют посередине листа в нижнем поле без точки в конце.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата. Номера страниц на титульном листе и в оглавлении не проставляют.
Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1.- 2003.
Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата
Критерии |
Показатели |
1.Новизна реферированного текста Макс. - 5 баллов |
-
актуальность проблемы и темы; |
2.
Степень раскрытия сущности проблемы |
-
соответствие плана теме реферата; -
владение понятийным аппаратом; -
обоснованность способов и методов работы с материалом; |
3.
Обоснованность выбора источников |
-
круг, полнота использования литературных источников по проблеме; |
4. Выводы по изложенной информации с указанием практической значимости работы Макс. – 5 баллов |
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. |
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. – 5 баллов |
-
правильное оформление ссылок на используемую литературу; |
5. Грамотность Макс. - 5 баллов |
-
грамотность и культура изложения; |
6. Приложения – фотографии, схемы, чертежи, карты, статистические данные, диаграммы) Макс. – 5 баллов |
- наличие материалов содержательно иллюстрирующих и дополняющих текст реферата; - приложения оформлены в соответствие с требованиями |
Оценивание реферата
Реферат оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
25 и более баллов – «отлично»;
19 – 24 баллов – «хорошо»;
15 – 18 баллов – «удовлетворительно;
менее 15 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
Темы для презентаций
Вопросы семейного воспитания в трудах отечественных и зарубежных учёных
1.Вклад Р.Е. Левиной в изучение воспитательных возможностей семьи и место ребёнка в данной педагогической системе.
2.Жизнь и творческая наследие Я.А. Коменского.
3.Вальдорфская школа Р.Штайнера.
4.Идея народности воспитания в трудах К.Д. Ушинского.
Семейное воспитание как педагогическая система. Психолого-педагогические основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями
1.Особенности реализации принципов семейного воспитания в дошкольном учреждении компенсирующего вида.
2.Особенности взаимосвязи между психологическим типом родителя и моделью воспитания.
3.Специфика стилей воспитания в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии.
4.Сравнительная характеристика стадий развития семьи (Э.К. Васильева, А.Я. Варга, В. Сатир, М. Эриксон).
Активизация участия семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения
1.Психологическая характеристика детей с речевыми нарушениями, воспитывающихся в домах-интернатах.
2.Изучение детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с речевыми нарушениями.
3.Особенности личности ребёнка с заиканием.
Требования к презентациям
Подготовка презентации в MicrosoftPowerPoint
Компьютерная презентация – это файл с необходимыми материалами, который состоит из последовательности слайдов. Каждый слайд содержит законченную по смыслу информацию, так как она не переносится на следующий слайд автоматически в отличие от текстового документа. Студенту – автору презентации, необходимо уметь распределять материал в пределах страницы и грамотно размещать отдельные объекты. В этом ему поможет целый набор готовых объектов (пиктограмм, геометрических фигур, текстовых окон и т.д.).
Бесспорным достоинством презентации является возможность при необходимости быстро вернуться к любому из ранее просмотренных слайдов или буквально на ходу изменить последовательность изложения материала. Презентация помогает самому выступающему не забыть главное и точнее расставить акценты.
Компьютерная презентация обладает целым рядом достоинств:
· Информативность – элементы анимации, аудио – и видеофрагменты способны не только существенно украсить презентацию, но и повысить ее информативность;
· Копируемость– с электронной презентации моментально можно создать копии, которые ничем не будут отличаться от оригинала;
· Транспортабельность – электронный носитель с презентацией компактен и удобен при транспортировке. При необходимости можно переслать файл презентации по электронной почте или опубликовать в Интернете или сделать сообщение дистанционно.
Одной из основных программ для создания презентаций в мировой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.
Структура презентации
Удерживать активное внимание слушателей можно не более 15 минут, а, следовательно, при среднем расчете времени просмотра – 1 минута на слайд, количество слайдов не должно превышать 15-ти.
Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы, а также фамилию, имя, отчество, должность и ученую степень преподавателя.
На втором слайде целесообразно представить цель и краткое содержание презентации.
Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы.
На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.
Рекомендации по оформлению презентаций в MicroSoftPowerPoint
Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.
Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.
Пространство слайда (экрана) должно быть максимально использовано, за счет, например, увеличения масштаба рисунка. Кроме того, по возможности необходимо занимать верхние ¾ площади слайда (экрана), поскольку нижняя часть экрана плохо просматривается с последних рядов.
Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.
На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.
При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.
Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.
Наименование программ, в которых были сделаны расчеты, графика и т.д. должны быть указаны в именительном падеже (не «рисунок в Allplane», а «рисунок в Allplan»).
Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации
Критерии |
Показатели |
1. Тема презентации Макс. 3 балла |
- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела
|
2. Дидактические и методические цели и задачи презентации Макс. 3 балла |
- соответствие целей поставленной теме; - достижение поставленных целей и задач |
3. Выделение основных идей презентации Макс. 3 балла |
- соответствие основных идей целям и задачам; - актуальность основных идей; - количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5) |
4. Содержание Макс. 3 балла |
- достоверность информации; - актуальность информации; - четкость изложения информации; - владение понятийным аппаратом по заданной теме; - привлечение новейших работ по проблеме; - язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории |
5. Подбор информации для создания презентации Макс. 3 балла
|
- графические иллюстрации для презентации; - статистика; - диаграммы и графики; - экспертные оценки; - ресурсы Интернет; - примеры; - сравнения; - цитаты и т.д. |
6. Подача материала презентации Макс. 3 балла
|
- хронология; - приоритет; - тематическая последовательность; - структура по принципу «проблема-решение» |
7. Логика и переходы во время презентации Макс. 3 балла |
- от вступления к основной части; - от одной основной идеи (части) к другой; - от одного слайда к другому |
8. Заключение Макс. 3 балла
|
- яркое высказывание - переход к заключению; - повторение основных целей и задач выступления; - выводы; - подведение итогов; - короткое и запоминающееся высказывание в конце |
9. Дизайн презентации Макс. 3 балла |
- шрифт (читаемость); - корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков); - элементы анимации |
10. Техническая часть Макс. 3 балла |
- грамматика; - стилистика; - ошибки в правописании и опечатки |
Оценивание презентации
Презентация оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
25 и более баллов – «отлично»;
19 – 24 баллов – «хорошо»;
15 – 18 баллов – «удовлетворительно;
менее 15 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
5.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации (зачета)
Примерные варианты тестовых заданий
1.Кто из зарубежных педагогов один из первых выделил три взаимообусловленных компонента воспитания: физическое воспитание, воспитание души (нравственное) и образование?
а) Я.А. Коменский б) Дж. Локк в) Г. Песталоцци
2.Обозначьте одну из центральных задач воспитания, которую выдвинул отечественный педагог П.Ф. Каптерев.
а) Воспитание характера и воли.
б) Формирование нравственной личности. в) Воспитание чувств.
3.В чем состоит главная сущность неопрагматической концепции воспитания?
а) В воспитании общечеловеческих добродетелей. б) В воспитании богобоязненной личности.
в) В воспитании индивидуальности личности.
4.Кому принадлежит следующее высказывание: «Воспитание человека начинается с его рождения: он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится»?
а) И.Ф. Гербарт б) Ж.-Ж. Руссо в) Р. Штайнер
5.Какое понятие ввели отечественные педагоги О.С. Газманов и А.В. Иванов?
а) системный синергетизм б) базовая культура в) жизнеспособность
6. Какова цель воспитания, согласно И.А. Колесниковой и А.С. Нагавкина? а) умственное развитие б) формирование гармонично развитой личности
в) формирование рефлексивного отношения к собственной жизни
7.Кто являлся представителями неопозитивной концепции воспитания? а) Дж. Вильсон, Л. Кольберг, А. Харрис.
б) Ж. Маритен, Е. Жильсон, Р. Ливигстон в) Ш. Бюлер, А. Маслоу, В. Франл
8.Какой подход в воспитании способствует формированию защитных механизмов личности? а) бихевиоризм б) когнитивизм в) психоанализ
9.Кому из отечественных педагогов принадлежит труд «Лекции о воспитании детей» (1953)? а) А.С. Макаренко б) В.А. Сухомлинский в) П.Ф. Лесгафт
10.Кто из великих педагогов прошлого утверждал, что воспитание получают от природы, от окружающих людей и от вещей?
а) Г. Песталоцци б) Ж.-Ж. Руссо в) Квинтилиан
11.По определению А.В. Мудрика, семья – это… А) малая группа Б) ячейка общества В) группа людей
12.Какие из ниже перечисленных признаков характерны для традиционной семьи: А) сосредоточение всех жизненных функций Б) регулируемый характер репродуктивного поведения В) симметричная модель семьи Г) жесткая сегрегация социально-половых ролей
13.Функцию первичного социального контроля в семье выделяют:
А) Е.И. Черняк и А.К. Дзагкоев. Б) Э.Эйдемиллер и В. Юстицкис В) Н.В. Кузнецова и Л.И. Щербич
14.Н. Штирман выделяет три типа родительских отношений к детям. Назовите их. А) неприятие, гиперсоциализации, эгоцентрическое воспитание Б) «связывание», «отвержение», «делегирование» В) соперничество, псевдосотрудничество, изоляция
15.Принцип культуросообразности выделил:
А) Ф. Дистерверг Б) Ж.-Ж. Руссо В) Я.А. Коменский
16. Одним из условий реализации принципа социальной адекватности воспитания является:
А) мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке
Б) учет интересов ребенка
В) координация взаимодействия социальных институтов
17.Кто из ученых отечественной психологии изучал материнскую (родительскую) позицию? А) И.Ю. Ильина Б) А.Я. Варга
В) В.А. Сухомлинский
18.Какие стили воспитания выделяет Е.Т. Соколова?
А) гиперопека и симбиоз Б) изоляция и сотрудничество
В) «волевая мать» и «социальный неудачник»
19. Т.В. Волосовец определяет функции семьи как А) создание условий для развития личности всех членов семьи Б) порождение и воспитание детей В) удовлетворение потребностей членов семьи
20. Гипопротекция – это ..
А) чрезмерная опека и мелочный контроль поведения Б) недостаток опеки и контроля В) воспитание по типу «кумира семьи»
21.Какие из ниже перечисленных параметров характеризуют семью? А) психологический Б) демографический
В) социально-культурный Г) национальный
22.Какие из ниже перечисленных признаков характерны для модернизированной семьи: А) патриархальная иерархия Б) профессиональная занятость взрослых В) потребность в двух детях Г) нуклеарный тип семьи
23.Какие из этих стилей воспитания выделили Е.А. Личко и Э.Г. Эйдемиллер?
А) конфликтные и педагогически некомпетентные семьи Б) неприятие, гиперсоциализация, эгоцентризм В) жестокие взаимоотношения, эмоциональное отвержение
24. В чем сущность принципа центрации?
А) в признании общечеловеческих ценностей культуры Б) в признании приоритета личности В) в признании человеческих отношений
Критерии оценивания теста
"5" - правильно решено 24 вопросов;
"4" - правильно решено 16 - 23 вопросов;
"3" - правильно решено 8 - 15 вопросов;
"2" - правильно решено меньше 8 вопросов.
Критерии выставления зачета
"Зачтено" – правильно решено – 8-24 вопросов.
"Не зачтено" – правильно решено – менее 8 вопросов.
Критерии оценивания студентов на зачете
"Зачтено" выставляется студенту, который продемонстрировал при ответе знание учебно-программного материала (вопросы к зачету), выполнившему проверочные работы и зачетное задание на оценку «зачтено». Свободно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной программой, а также показывает усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии.
"Не зачтено" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знании основного учебно-программного материала (вопросы к зачету), выполнившему проверочные работы и зачетное задание на оценку «не зачтено», не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине, и определёнными предметными умениями.
6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы
6.1. Основная литература
1. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебник для академического бакалавриата / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 177 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06395-0. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/BC18A84C-A0AD-4FC1-8086-0980C8645856.
2. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 224 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-02931-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/6DAA5ABA-DAA0-43D7-8EAA-DA4082DA7FB7.
6.2. Дополнительная литература
3. Воспитание обучение детей с расстройствами речи /Под ред.С.С. Ляпидевского, В.И. Селивёрстова.-М.,2008.
4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями/Т.Н. Доронова.-М.,2010.
5. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья-единое пространство детского развития/Т.Н. Доронова и др.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/Т.А. Куликова.-М.: Академия, 2009.
7. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект)/В.М. Минияров.-М.,2010.
8. Ульянкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии/У.В. Ульянкова.-М.:Академия,2007.
6.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1. http://revolution/allbest/ru/psychology/00018956_0/html (Обучение и воспитание детей с нарушениями развития за рубежом и в России);
2. http://www/bibliofong.ru/view.aspx?id=9210 (Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в России и за рубежом);
3. http://ctnter-yasenevo.mosuzedu-low.php?page=our1 (Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей нарушениями развития);
4. http://yourlib.net/content/view/378/17 (Специальное образование детей с нарушениями развития).