Контакты:
-
НС
Надежда СудиловскаяУчитель
«ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Содержание дисциплины
Учебная дисциплина «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» предназначена для студентов, обучающихся по направлению «Психология». Учебная дисциплина способствует углублению и расширению базовой профессиональной подготовки студентов, а также учитывает их образовательные потребности.
Дисциплина включает в себя следующие разделы:
1. Учение И.П. Павлова о ВНД. Условные и безусловные рефлексы. Внутреннее и внешнее торможение. Принцип доминанты. Типы ВНД
2. Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Общие принципы работы анализаторов. Строение и функции анализатора зрения, слуха, вкуса, обоняния и тактильного.
3. Высшие психические функции: память, внимание, потребности, мотивации, эмоци, речь, сознание и мышление
Раздел физиологии высшей нервной деятельности представлен эволюционным подходом к исследованию высшей нервной деятельности. Учением о классических условных рефлексах. Видах классических условных рефлексов: пищевые, оборонительные, двигательные, вегетативные. Инструментальные условные рефлексы. Стадиях генерализации и специализации условных рефлексов. Экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные условные рефлексы. Правилах образования условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Виды торможения. Механизмы внутреннего торможения. Сложных формах научения. Импринтинге, его механизмах. Психонервной деятельности. Механизме образования временной связи. Доминантным очагом и типах ВНД.
Раздел о аналитико-синтетической деятельности мозга основан на двух составных частях учения И.П.Павлова о физиологии высшей нервной деятельности: об анализаторах и условных рефлексах. Методы исследования физиологии ВНД: метод условных рефлексов, ВВП, электроэнцефалография, функциональная магнитно-резонансная томография. Принципах переработки информации в ЦНС. Кодирование стимула. Нейронах-детекторах. Здесь же рассматриваются общие принципы работы анализатора. Многоуровневость анализаторных систем. Иерархический принцип построения анализатора. Неспецифические влияния ретикулярной формации. Рассматриваются и строение и функции отдельных анализаторов.
В разделе о высших психических функциях изучается информация о функциональных состояниях: сне и бодрствование: основные виды биоритмов, фазы сна. Функции биологических часов. Психофизиология восприятия. Понятие потребности, виды потребностей. Мотивация. Понятие эмоции. Виды эмоций. Теории эмоций. Подсистемы памяти. Нейрофизиологические механизмы памяти. Отделы и структуры ЦНС, причастные к формированию долговременной памяти. Виды внимания. Нейрофизиологические механизмы внимания. Сознание и внимание. Сознательное, бессознательное, подсознательное.Виды мышление. Формирование типа мышления в онтогенезе. Понятие интеллекта. Виды интеллекта. Теории интеллекта. Связь интеллекта и успешности обучения. Речь. Особенности ВНД человека в онтогенезе.
После изучения дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» студенты сдают экзамен, который будет проходить в дистанционном варианте. Дистанционная сдача экзамена проходит в виде написания итоговых тестов.
Внимание!
Итоговые тесты (экзамен) будут прикреплены к курсу завтра в 9.00
1 вариант выполняют студенты с 11 по 21 позицию в списке группы
2 вариант выполняют студенты с 1 по 10 позицию в списке группы
На решение тестов отводится 1 час т.е. с 9.00 до 10.00
Решенные варианты необходимо прикрепить к курсу и выслать на почту преподавателю - Н.Н.Судиловской (sunadin@yandex.ru) не позднее 10.15. Тесты присланные после 10.15 засчитываться не будут!!!
В 11.30 будут прикреплены к курсу правильные ответы и итоговые оценки каждого студента группы.