Контакты:
-
НМ
Наталья МатюковаУчитель
-
ВЯ
Вероника Владимировна ЯкушеваУчитель
-
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.О.20. «Логопедия» относится к обязательной части ОП по направлению подготовки: 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль): «Логопедия».
Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Психология», «Общая педагогика», «Основы генетики», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения, речи».
Освоение дисциплины «Логопедия» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Логопедические технологии», «Психолингвистика», «Формы логопедической работы», модуля «Методики обучения детей с нарушениями речи», «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида», а также для прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.
-
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция |
Индикаторы достижения |
ОПК-2
Способен участвовать в разработке
основных и дополнительных образовательных
программ, разрабатывать отдельные их
компоненты (в том числе
|
Знать: - историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; - образовательные потребности обучающихся с нарушением речи с разной степенью выраженности нарушения и разных возрастных групп; - теорию и практику обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи; - современные образовательные технологии, в том числе ИКТ и особенности их использования; - технологию разработки отдельных компонентов адаптированных основных и дополнительных образовательных программ, в том числе, индивидуальных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи. Уметь: - классифицировать образовательные системы и образовательные технологии; - разрабатывать и реализовывать отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ; - применять современные образовательные технологии в планировании и реализации образовательного и коррекционно- развивающего процесса; - оформлять педагогическую документацию. Владеть: - навыками разработки и реализации программ учебных предметов и других отдельных компонентов адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением речи; методы примененияинформационно- коммуникационных технологий (далее–ИКТ) при разработке и реализацииАООП.
|
ПК-2 Способен дифференцированно использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. |
Знать: - особенности психофизического и возрастного развития, особые образовательные потребности разных групп обучающихся с нарушением речи; - теорию и практику реализации дифференцированного подхода в образовании обучающихся с нарушением речи; - требования к содержанию и организации коррекционно-развивающего процесса, ориентированного на обучающихся с нарушением речи; - современные методики и технологии, используемые в коррекционно-развивающем процессе. Уметь: - обеспечивать условия реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи; - отбирать и реализовывать содержание, современные методики и технологии, необходимые для осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи; - применять разные формы и способы реализации дифференцированного подхода. Владеть: - методами создания условий реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи; - методами отбора и применения современных методик и технологий, необходимых для осуществления коррекционно- развивающего процесса, с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением речи. |
ПК-3 Способен осуществлять мониторинг эффективности учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса. |
Знать: - принципы, методы, организацию мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса в разных институциональных условиях; Уметь: - применять разные методы мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающегопроцесса; - оформлять и интерпретировать результаты мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающегопроцесса; - использовать выводы для корректировки содержания и организации коррекционно- развивающегопроцесса. Владеть: - методами проведения мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процесса и интерпретации его результатов. |
ПК-4 Способен проводить логопедическое обследование обучающихся с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации программы логопедической работы. |
Знать: - содержание и требования к проведению логопедического обследования обучающихся; - способы разработки программы обследования; - инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Уметь: - разрабатывать программу логопедического обследования, определять показатели развития ребенка, отбирать и/или разрабатывать инструментарий; - проводить логопедического обследование обучающихся; - интерпретировать результаты обследования и делать выводы об особенностях развития обучающегося и использовать их для разработки программы логопедической работы; - оформлять психолого-педагогическую характеристикуобучающегося; - формулировать заключения и рекомендации. Владеть: - методами применения методов диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с нарушением речи с использованием системы показателей; - навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы. |
3. Содержание дисциплины
Раздел III. Дизартрия. История, статистика, терминология, определение , структура дефекта при дизартрии, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.
Раздел IV. Фонетико – фонематическое недоразвитие. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование, дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения и профилактических мероприятий.
Раздел V. Нарушения письма и чтения. Дисграфия, дислексия, дизорфография: история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификации, дифференциальная диагностика, коррекция, профилактика.
4.Тематический план
2 КУРС. 3 СЕМЕСТР
№ п/п |
Разделы и темы |
Всего часов |
Формы занятий (в соответствии с учебным планом) |
||
лекции |
практические занятия |
самостоятельная работа |
|||
Раздел III.Дизартрия |
|||||
1 |
Введение в проблемы дизартрии. Анатомо-физиологические основы речевой функции |
10 |
- |
6 |
4 |
2 |
Психофизиологические механизмы звукопроизношения и просодической стороны речи |
12 |
2 |
6 |
4 |
3 |
Дизартрии у взрослых лиц
|
7 |
2 |
2 |
3 |
4 |
Псевдобульбарная дизартрия
|
5 |
- |
2 |
3 |
5 |
Бульбарная дизартрия
|
5 |
- |
2 |
3 |
6 |
Подкорковая дизартрия
|
5 |
- |
2 |
3 |
7 |
Корковая дизартрия
|
5 |
- |
2 |
3 |
8 |
Мозжечковая дизартрия
|
5 |
|
2 |
3 |
9 |
Онтогенез психомоторной и речевой деятельности |
8 |
- |
4 |
4 |
10 |
Детский церебральный паралич как причина и этиопатогенетический механизм дизартрии у детей. |
8 |
- |
4 |
4 |
11 |
Нарушения речевого развития при детских церебральных параличах |
9 |
2 |
4 |
3 |
12 |
Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией |
6 |
- |
2 |
4 |
13 |
Формы дизартрии у детей
|
14 |
2 |
8 |
4 |
14 |
Степени выраженности дизартрии у детей |
6 |
- |
2 |
4 |
15 |
Логопедическое обследование детей и подростков с дизартрией. |
10 |
2 |
4 |
4 |
16 |
Обследование моторных и сенсорных функций при дизартрии |
8 |
- |
4 |
4 |
17 |
Организация, принципы, основные направления и логопедические технологии реабилитации детей с дизартрией |
11 |
2 |
6 |
3 |
18 |
Система логопедической работы при стертой дизартрии |
8 |
- |
4 |
4 |
19 |
Нормализация мышечного тонуса, развитие моторики артикуляционного аппарата и пальцев рук |
12 |
- |
8 |
4 |
20 |
Развитие дыхательной функции и голоса |
6 |
- |
2 |
4 |
21 |
Коррекция фонетической стороны речи |
10 |
2 |
4 |
4 |
22 |
Развитие сенсорных и психических функций |
6 |
- |
2 |
4 |
23 |
Профилактика дизартрии и вторичных нарушений у детей |
4 |
- |
2 |
2 |
|
Итого |
180 |
14 |
84 |
82 |
4 СЕМЕСТР
№ п/п |
Разделы и темы |
Всего часов |
Формы занятий (в соответствии с учебным планом) |
||
лекции |
практические занятия |
самостоятельная работа |
|||
Раздел IV. Фонетико-фонематическое недоразвитие |
|||||
1 |
Теоретические основы изучения ФФН |
9 |
2 |
4 |
3 |
2 |
Структура дефекта при ФФН
|
7 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ФФН |
7 |
2 |
2 |
3 |
4 |
Коррекционное обучение детей с ФФН: организация, содержание, программно-методическое обеспечение |
7 |
2 |
2 |
3 |
5 |
Обследование фонетико-фонематической стороны речи |
9 |
2 |
4 |
3 |
6 |
Преодоление нарушений звуковой стороны речи у детей с ФФН |
9 |
2 |
4 |
3 |
7 |
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ФФН |
9 |
2 |
4 |
3 |
8 |
Формирование элементарных навыков чтения и письма у детей с ФФН |
9 |
2 |
4 |
3 |
9 |
Профилактика ФФН |
4 |
- |
2 |
2 |
|
Общее недоразвитие речи |
||||
1 |
Сущность и этиология общего недоразвития речи |
7 |
2 |
2 |
3 |
2 |
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР |
5 |
- |
2 |
3 |
3 |
Характеристика уровней речевого развития при общем недоразвитии речи |
15 |
4 |
8 |
3 |
4 |
Обследование, анализ, оценка речи дошкольников с ОНР |
9 |
2 |
4 |
3 |
5 |
Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи |
7 |
- |
4 |
3 |
6 |
Психолого-педагогическое обоснование основных направлений коррекционного обучения |
7 |
2 |
2 |
3 |
7 |
Особенности логопедической работы, направленной на преодоление нарушений произносительной стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи |
9 |
2 |
4 |
3 |
8 |
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения детьми с общим недоразвитие речи |
7 |
2 |
2 |
3 |
9 |
Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста с ОНР |
11 |
2 |
6 |
3 |
10 |
Особенности логопедической работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР |
9 |
2 |
4 |
3 |
11 |
Моделирование процесса логопедического воздействия в зависимости от уровня речевого развития |
13 |
2 |
8 |
3 |
12 |
Профилактика общего недоразвития речи |
5 |
- |
2 |
3 |
Раздел V. Нарушения письма и чтения |
|||||
1 |
Письменная речь — сложнейшая форма речевой деятельности |
7 |
2 |
2 |
3 |
2 |
Современные представления о механизмах чтения |
7 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Дислексия: определение, статистика, этиология, механизмы, классификация |
7 |
2 |
2 |
3 |
4 |
Современные представления о механизмах письма |
9 |
2 |
4 |
3 |
5 |
Дисграфия: определение, статистика, этиология, механизмы, классификация |
9 |
2 |
4 |
3 |
6 |
Дизорфография: определение, статистика, этиология, механизмы |
7 |
2 |
2 |
3 |
7 |
Связь нарушений письма и чтения с расстройствами устной речи и невербальных психических функций |
5 |
- |
2 |
3 |
8 |
Обследование учащихся с нарушениями письма и чтения |
9 |
2 |
4 |
3 |
9 |
Комплексное преодоление нарушений письма и чтения |
7 |
2 |
2 |
3 |
10 |
Развитие фонематического восприятия. Формирование языкового анализа и синтеза. |
10 |
2 |
6 |
2 |
11 |
Коррекция нарушений зрительно-пространственных функций |
11 |
2 |
6 |
3 |
12 |
Преодоление семантической дислексии и аграмматической дислексии и дисграфии |
11 |
2 |
6 |
3 |
13 |
Коррекционно-развивающее обучение младших школьников с нарушениями речи |
10 |
2 |
6 |
2 |
14 |
Коррекция дизорфографии у школьников |
10 |
2 |
6 |
2 |
15 |
Профилактика нарушений письма и чтения |
8 |
2 |
4 |
2 |
|
Экзамен |
27 |
|
|
|
|
Итого: |
324 |
64 |
128 |
105 |
|
Всего за год: |
504 |
78 |
212 |
187 |
6. Критерии оценивания результатов освоения дисциплины (модуля)
6.1.
Оценочные средства и критерии оценивания
для текущей аттестации
Критерии оценивания заданий для самостоятельного выполнения
Показатели по уровням |
оценка |
Студент выполняет задание самостоятельно, теоретически обосновывает свое решение, задание выполнено на 95-100% |
отлично |
Студент выполняет задание самостоятельно, возникают некоторые проблемы с теоретическим обоснованием решения, задача решена на 80-94% |
хорошо |
Студенту при выполнении заданий требуется помощь, возникают проблемы с теоретическим обоснованием решения, задание выполнено на 60-79% |
удовлетворительно |
Студент не может самостоятельно выполнить задание, не может теоретически обосновать решение, задание выполнено менее чем на 60% |
неудовлетворительно |
1) Составление конспекта
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
-
план-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
-
текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
-
свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
-
тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Основные требования к написанию конспекта: системность, логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность
-
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
-
Выделите главное, составьте план;
-
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
-
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
-
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
-
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Конспекты статей, параграфов и глав или полного текста брошюр, книг оцениваются с учетом труда, вложенного в их подготовку. Они не подменяются планами работ или полностью переписанным текстом: студент должен научиться отбирать основное. Конспект пишется в тетради с обозначением фамилии владельца. Обязательно указывается автор книги (статьи), место и год издания, а на полях помечаются страницы, где расположен конспектируемый текст. Качество конспекта повышается, когда студент сопровождает его своими комментариями, схемами или таблицами.
Критерии оценивания конспекта
Показатели по уровням |
Оценка |
Конспект выполнен в соответствии с требованиями: записи краткие, логичные, последовательные. Запись основных мыслей сопровождается примерами, таблицами, схемами. |
отлично |
Конспект выполнен в соответствии с требованиями: записи краткие, логичные, последовательные, они сопровождаются примерами, но не содержат таблицы, схемы. |
хорошо |
Конспект выполнен не в с соответствии с требованиями к логике изложения, последовательности. Текст представлен цитатами. Отсутствуют примеры выполнения |
удовлетворительно |
Конспект не составлен |
неудовлетворительно |
2) Составление терминологического словаря (глоссария)
Глоссарий - толковый словарь понятий и терминов, употребляемых в изучаемой дисциплине /разделе/теме.
К каждому термину дайте определение, используя: записи лекционных и практических занятий; основную, дополнительную и справочную литературу; сайты Интернета. Составьте его в рукописном варианте или, пользуясь текстовым процессором самостоятельно и индивидуально. В скобках рядом с термином укажите использованные источники.
Критерии оценивания составление терминологического словаря
Показатели по уровням |
Оценка |
Содержание глоссария соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению |
отлично |
Основные требования к оформлению глоссария соблюдены, но при этом допущены недочеты в оформлении |
хорошо |
Основные требования к оформлению глоссария соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: неточно и некорректно подобраны слова и дано их толкование, имеются ошибки в оформлении |
удовлетворительно |
Глоссарий не составлен |
неудовлетворительно |
3) Составление таблиц и схем
Схема (таблица) – это графические обозначения, содержащие основные понятия, правила работы, принципы, которые выдержаны эстетически правильно. Составление/заполнение таблиц (схем) представляет собой вид учебной деятельности, названной Шаталовым В. Ф. разработкой "опорного сигнала". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п.
Для разработки схем (таблиц) по заданной теме нужно найти информацию из разных источников (основная и дополнительная литература, словари, справочники, сеть Internet), изучить ее и составить схему в программе Word при помощи автофигур, а таблицу через Мастера Таблиц. Схема (таблица) составляется индивидуально. Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте, автофигуры должны быть эстетически правильно оформлены (вид, размер, цвет, расположение на листе).
Рекомендации по составлению таблиц:
1. Подберите факты для составления схемы.
2. Выделите среди них основные, общие понятия.
3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
5. Дайте название выделенным группам.
6. Заполните таблицу данными.
7. Составляя записи в таблице, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, символы, «яркие» примеры.
8. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Схема (таблица) состоит из нескольких тематических разделов связанных между
собой логически. Элементами работы могут быть: информационные блоки, соединенные стрелками или выносками, текстовыми связками; столбцы и строки, на пересечении которых в ячейка сконцентрирована информация, строки и столбцы обязательно имеют названия (характеристики); краткое пояснение по работе со схемой (таблицей).
Составление схем, таблиц служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Критерии оценивания выполнения задания
Показатели по уровням |
Оценка |
Графы схемы (таблицы) заполнены полностью, соответствуют изучаемому материалу, соблюдены требования к внешнему оформлению |
отлично |
Основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены, но при этом допущены недочеты в оформлении |
хорошо |
Основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены, но при этом имеются неточности в изложении материала и ошибки в оформлении |
удовлетворительно |
Тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, имеют место незаполненные графы схемы (таблицы); допущены грубейшие ошибки в оформление работы; задание не выполнено |
неудовлетворительно |
4) Темы докладов
Раздел III. Дизартрия.
-
Современные представления о функционировании центральной нервной системы.
-
Произвольные и непроизвольные движения человека.
-
Нетрадиционные методы в системе коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии.
-
Массаж и его место в системе работы по коррекции артикуляторных расстройств.
-
Боковой сигматизм и его нейрофонетическая характеристика.
-
Миогимнастика.
Раздел IV. Фонетико-фонематическое нарушение. Общее недоразвитие речи.
-
Онтогенетические особенности развития слухового восприятия.
-
Значение трудов Р.Е.Левиной в развитии представлений о фонетико-фонематическом недоразвитии.
-
Сущность образовательной технологии дифференцированного обучения.
-
Технология «Коллективный способ обучения».
Раздел V. Нарушения письма и чтения.
-
Виды изложений.
-
Сочинение как продуктивный вид самостоятельного письма.
-
Классификация учебных диктантов.
-
Скоростное чтение.
-
Обучение чтению в раннем возрасте.
-
Нейропсихологическая сущность процесса письма.
-
Варианты трудностей письма в трудах Т.В. Ахутиной.
Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.
Этапы работы над докладом:
1. Формулирование темы (если тематика не определена преподавателем).
2. Подбор и изучение основных источников по теме (используется не менее 3-5 различных источников).
3. Составление списка использованных источников в алфавитном порядке.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана доклада.
6. Написание доклада.
7. Публичное выступление с результатами исследования.
Структура доклада:
- титульный лист (на нем: наименование образовательной организации, факультета, кафедры; тема; Ф.И.О. студента, курс, группа, направление и профиль обучения; год);
- оглавление (последовательно излагаются названия структурных компонентов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый раздел);
- введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);
- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);
- в заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким;
- список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.
Требования к оформлению доклада:
1. Рекомендуемый объем доклада составляет не более 3-5 страниц компьютерного текста.
2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
5.Доклад должен быть оформлен в соответствии с техническими требованиями: поля (левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм); шрифт размером 14 пт, гарнитурой Times New Roman; междустрочный интервал – полуторный; отступ красной строки - 1,25 см; выравнивание текста - по ширине.
Критерии оценки доклада: актуальность темы доклада; соответствие содержания теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; соответствие оформления доклада требованиям.
Доклад оценивается по системе
Оценка "отлично" выставляется за доклад, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях доклад при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за доклад, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за доклад, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Требования к презентации
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Общие требования к презентации:
-
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
-
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название организации; фамилия, имя, отчество автора;.
-
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
-
Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста; использование анимации по желанию.
-
Последними слайдами должен быть список используемых источников.
Требования к оформлению слайдов:
-
Единый стиль оформления.
-
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
-
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов.
-
По возможности применяйте анимационные эффекты, но не злоупотребляйте ими. Они не должны отвлекать внимание от информации на слайде.
Требования к представлению информации:
-
Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
-
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
-
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
-
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
-
Шрифты предпочтительно использовать для заголовков – не менее 24, для текста – не менее 16. Нельзя смешивать в одной презентации разные шрифты. Для выделения информации используйте жирный шрифт, курсив, подчеркивание. Не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже).
-
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
-
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами с диаграммами.
Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации
Критерии |
Показатели |
1. Тема презентации Макс. 3 балла |
- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела
|
2. Дидактические и методические цели и задачи презентации Макс. 3 балла |
- соответствие целей поставленной теме; - достижение поставленных целей и задач |
3. Выделение основных идей презентации Макс. 3 балла |
- соответствие основных идей целям и задачам; - актуальность основных идей; - количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5) |
4. Содержание Макс. 3 балла |
- достоверность информации; - актуальность информации; - четкость изложения информации; - владение понятийным аппаратом по заданной теме; - привлечение новейших работ по проблеме; - язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории |
5. Подбор информации для создания презентации Макс. 3 балла
|
- графические иллюстрации для презентации; - статистика; - диаграммы и графики; - экспертные оценки; - ресурсы Интернет; - примеры; - сравнения; - цитаты и т.д. |
6. Подача материала презентации Макс. 3 балла
|
- хронология; - приоритет; - тематическая последовательность; - структура по принципу «проблема-решение» |
7. Логика и переходы во время презентации Макс. 3 балла |
- от вступления к основной части; - от одной основной идеи (части) к другой; - от одного слайда к другому |
8. Заключение Макс. 3 балла
|
- яркое высказывание - переход к заключению; - повторение основных целей и задач выступления; - выводы; - подведение итогов; - короткое и запоминающееся высказывание в конце |
9. Дизайн презентации Макс. 3 балла |
- шрифт (читаемость); - корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков); - элементы анимации |
10. Техническая часть Макс. 3 балла |
- грамматика; - стилистика; - ошибки в правописании и опечатки |
Оценивание презентации
Презентация оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
25 и более баллов – «отлично»;
19 – 24 баллов – «хорошо»;
15 – 18 баллов – «удовлетворительно;
менее 15 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации
2 КУРС. 3 СЕМЕСТР
Раздел III.
Дизартрия
Итоговый контроль по курсу
предусматривает зачет и
проводится в соответствии с Учебным
планом в третьем семестре согласно
расписанию деканата. Зачет выставляется
на основании успешной работы в течение
семестра и выполнения теста.
Примерные варианты тестовых заданий
Задание 1. Дизартрия – это:
а) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации
речевого аппарата;
б) нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью
иннервации речевого аппарата;
в) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-
физиологическими дефектами речевого аппарата.
Задание 2.Анартрия - это
а) частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича
речедвигательных мышц;
б) полное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича
речедвигательных мышц;
в)нарушение звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.
Задание 3.Выделите ту из характеристик симптоматики нарушений речи, которая наиболее характерна для дизартрии:
а) грубое недоразвитие всех сторон речи;
б) нарушение звукопроизношения и тембра голоса при относительной сохранности
других компонентов речи;
в) нарушение звукопроизношения при сохранности других компонентов речи;
г) нарушения звукопроизношения и просодики при относительной сохранности других
компонентов речи.
Задание 4.Ведущее нарушение при дизартрии
а) нарушение звукопроизношения;
б) нарушение звукопроизношения и тембра голоса;
в) нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи;
г) нарушение звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи.
Задание5.В основе расстройств просодической стороны речи яри дизартрии лежат:
а) выраженные артикуляционные нарушения;
б) нарушения эмоционально-двигательной иннервации;
в) повышение мышечного тонуса язычной мускулатуры.
Задание 6.Трудности реализации двигательной программы речевого высказывания при
дизартрии проявляются в:
а) нарушениях лексико-грамматического структурирования;
б) трудностях семантической организации речевого высказывания;
в) несформированности операций внешнего оформления речи.
Задание 7.В основе нарушения речевого дыхания при дизартрии лежит:
а) патологическое состояние мышц гортани;
б) наличие ассоциированных реакций;
в) расстройства иннервации дыхательной мускулатуры.
Задание 8.Спастичность задней части спинки языка вызывает нарушение звуков:
а) губно-губных;
б) переднеязычных;
в ) заднеязычных;
г) губно-зубных;
Задание 9.Исключите фактор, который не характерен для нарушения звукопроизношения при дизартрии:
а) стойкий характер нарушений произношения;
б) нарушено произношения только согласных;
в) преобладание межзубного и бокового сигматизма;
г) трудности автоматизации звуков.
Задание 10.К наиболее стойким признакам дизартрии относят:
а) нарушения звукопроизношения;
б) нарушения слоговой структуры слова;
в) нарушения просодики;
г) нарушение фонематического восприятия.
Задание 11.Дизартрия чаще всего встречается у детей с:
а) нарушением интеллекта;
б) детским церебральным параличом;
в )нарушением эмоционально-волевой сферы;
г) задержкой психического развития.
Задание 12.Спастичность артикуляционной мускулатуры - это
а) меняющийся характер мышечного тонуса;
б) снижение мышечного тонуса;
в) повышение мышечного тонуса;
г) несоразмерность, неточность произвольных движений.
Задание 13. Периферический паралич вызывает:
а) спастичность мышц;
б) гиперкинезы;
в) атрофию мышц;
г)синкинезии.
Задание 14.Выберите признаки, характерные для центрального паралича:
а) тонус мышц повышен;
б) тонус мышц снижен;
в)синкинезии отсутствуют;
г)синкинезии имеются;
д) атрофия мышц отсутствует;
е) атрофия мышц выражена.
Задание 15.Выберите признаки, характерные для периферического паралича:
а) тонус мышц повышен;
б) тонус мышц снижен;
в) синкинезии отсутствуют;
г)синкинезии имеются;
д) атрофия мышц отсутствует;
е) атрофия мышц выражена.
Задание 16.Гипотония артикуляционной мускулатуры - это
а) меняющийся характер мышечного тонуса;
б) снижение мышечного тонуса;
в) повышение мышечного тонуса;
г) несоразмерность, неточность произвольных движений
Задание 17.Дистония артикуляционной мускулатуры - это
а) меняющийся характер мышечного тонуса;
б) снижение мышечного тонуса;
в) повышение мышечного тонуса;
г) несоразмерность, неточность произвольных движений.
Задание 18. Дисметрия- это
а) меняющийся характер мышечного тонуса;
б) снижение мышечного тонуса;
в) повышение мышечного тонуса;
г) несоразмерность, неточность произвольных движений.
Задание 19.Асинергия - это
а) непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных движений;
б) нарушение способности производить сочетанные движения;
в) дрожание кончика языка;
г) непроизвольные, неритмичные, насильственные, иногда вычурные движения.
Задание 20.Гиперкинез - это
а) непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных движений;
б) нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией;
в) дрожание кончика языка;
г) непроизвольные, неритмичные, насильственные, иногда вычурные движения.
Задание 21.Тремор-это
а) непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных движений;
б) нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией;
в) дрожание кончика языка;
г) непроизвольные, неритмичные, насильственные, иногда вычурные движения.
Задание 22.Кто автор классификации дизартрии на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи
а) Винарская Е.Н.;
б) Правдина О.В.;
в) Панченко И.И.;
г) Мастюкова Е.М.
Задание 23.Кто автор классификации дизартрии на основе синдромологического подхода
а) Винарская Е.Н.;
б) Правдина О.В.;
в) Панченко И.И.;
г) Мастюкова Е.М.
Задание 24.Артикуляция гласных отодвинута назад при
а) бульбарной дизартрии;
б) корковой дизартрии;
в) псевдобульбарной дизартрии;
г) подкорковой дизартрии.
Задание 25.Выберите признаки, характерные для псевдобульбарной формы дизартрии
а) гипертонус мышц артикуляционного аппарата;
б) гипотонус мышц артикуляционного аппарата;
в) резкое снижение врожденных рефлексов;
г) патологическая палатализация;
д) искажение звука [Р] по велярному типу;
е) оглушение звонких согласных;
ж) нарушение произношения взрывных звуков.
Задание 26.Нейтральное произношение гласных характерно для:
а) бульбарной дизартрии;
б) корковой дизартрии;
в) псевдобульбарной дизартрии;
г) подкорковой дизартрии;
д) мозжечковой.
Задание 27.Корковая дизартрия - это
а)группа моторных расстройств, связанных с поражением лобно-мозжечковых путей
б)группа моторных расстройств, связанных с очаговым поражением коры головного
мозга
в)группа моторных расстройств, связанных с поражением стрио-паллидарной системы г)группа моторных расстройств, связанных с поражением ядер ствола мозга
Задание 28.При каких нарушениях речи применяется дифференцированный логопедический массаж
б) дислалия;
в) тахилалия;
г) дизартрия;
д) дислексия.
Задание 29.Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае
а) гипотонии;
б) спастичности;
в) дистонии;
г) гиперметрии.
Задание 30.Дыхательная гимнастика заключается в:
а) тренировке определенных артикуляторно-сенсорных схем;
б) отработке носового вдоха и ротового выдоха;
в) стимуляции небного и глоточного рефлексов;
Задание 31. Что такое метод фонетической локализации:
а) постановка звука;
б) вызывание аналога звука;
в) автоматизация звука;
г) фонетическая ритмика.
Задание 32.Определите последовательность проведения артикуляционной гимнастики при коррекции дизартрии:
а) пассивно-активная;
б) активная;
в) пассивная.
Критерии оценки:
«отлично» - выполнено 100% заданий;
«хорошо» - выполнено от 70 до 99% заданий;
«удовлетворительно» - выполнено от 30 до 69% заданий;
«неудовлетворительно» - выполнено менее 29% заданий.
Критерии
выставления зачета
Зачет выставляется по результатам работы студента в течение семестра и успешного выполнения зачетного задания в форме теста. Знания, умения, навыки студента на зачете оцениваются: зачтено, не зачтено.
«Зачтено» – выставляется студенту, активно участвующему на семинарских занятиях, показавшему достаточные знания теории изучаемой дисциплины, владеющему терминологией, умеющему применять теоретические знания на практике и набравшему в процессе выполнения теста не менее 15 баллов.
«Не зачтено» выставляется студенту, недостаточно активно участвующему на семинарских занятиях, показавшему слабые знания теории изучаемой дисциплины, не владеющему терминологией, не умеющему применять теоретические знания на практике и набравшему в процессе выполнения теста менее 15 баллов.
4 СЕМЕСТР
Раздел IV . Фонетико-фонематическое недоразвитие. Общее недоразвитие речи.
Раздел V. Нарушения чтения и письма
Экзамен проводится в форме собеседования по вопросам, предложенным в экзаменационном билете и тесту. Каждый экзаменационный билет включает два вопроса, предполагающих освещение теоретических и практических вопросов дисциплины.
Знания, умения, навыки студента на экзамене оцениваются отметками: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.
Примерные вопросы тестовых заданий
Часть 1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Задание 1
Ученый, который охарактеризовал системный подход к формированию полноценных обобщенных представлений обо всех фонемах русского языка:
А) Н.И.Жинкин;
Б) Г.А.Каше;
В) К.Д.Ушинский;
Г) Д.Б. Эльконин.
Задание 2
Ученый, исследования которого посвящены изучению особенностей развития фонематического восприятия речи:
А) А.Н.Гвоздев;
Б) А. М.Шахнорович;
В) Н.Х.Швачкин;
Г) Н.И.Лепская.
Задание 3
Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем – это:
А) ОНР;
Б) ФФН;
В) дислалия.
Задание 4
Степень фонетико-фонематического развития, для которой характерно недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи – это:
А) легкая;
Б) средней тяжести;
В) тяжелая (глубокое недоразвитие).
Задание 5
Предпосылки к овладению звуковым анализом слов и уровень сформированности действия звукового анализа выше при:
А) первичном нарушений фонематического восприятия;
Б) вторичном нарушении фонематического восприятия.
Задание 6
Среди ошибок звукопроизношения парных звонких и глухих согласных при ФФН чаще всего нарушаются звуки:
А) [б] – [п], [в] – [ф], [з] – [c];
Б) [с] – [з], [д] – [т], [ш] – [ж];
в) [с] – [з], [к] – [г], [ш] – [ж];
Задание 7
Не является фонетическим дефектом звукопроизношения:
А) [с] – межзубный;
Б) отсутствие звука [л] в речи;
В) замена [т] = [с];
Задание 8
Замена одного звука другим обусловлена:
А) недостаточной сформированностью или нарушением артикуляционной моторики;
Б) недостаточной сформированностью артикуляционной моторики и фонематического восприятия;
В) несовершенством фонематического слуха.
Задание 9
Фонетико-фонематическим дефектом звукопроизношения является:
А) замена [т,] = [т];
Б) [л] – двугубный;
В) смешение [ш] [с].
Задание 10
Признаком фонематического недоразвития у детей чаще всего являются:
А) только низкий уровень готовности к звуковому анализу;
Б) незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками;
В) несформированность фонематических представлений.
Задание 11
Фонематическим дефектом является:
а) замена [к] = [т];
б) смешение [р] [л];
в) [л] – межзубный.
Задание 12
Вербальный материал, на котором проводится обследование фонематического слуха – это:
А) звук;
Б)слог;
В) слово;
Г) фраза.
Задание 13
Логопедическое заключение, которое формулирует учитель-логопед на дошкольника с ФФН:
А) фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией;
Б) дизартрия, ФФН;
В) фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с псевдобульбарной дизартрией;
Г) псевдобульбарная дизартрия. ФФН.
Задание 14
Формы дислалии при которой выявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это:
А) акустико- фонематическая; артикуляторно - фонетическая; артикуляторно – фонематическая;
Б) артикуляторно – фонематическая; артикуляторно- фонетическая;
В) акустико- фонематическая; артикуляторно- фонетическая;
Г) акустико- фонематическая; артикуляторно – фонематическая.
Задание 15
Ученый, который впервые разработал систему обучения дошкольников с ФФН:
А) Р.Е.Левина;
Б) Г.А.Каше;
В) Г.В.Чиркина;
Г) Т.В.Туманова.
Задание 16
В системе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками старшей группы для детей с ФФН формирование звуковой стороны речи рассматривается как:
А) основная цель воспитания звуковой культуры речи;
Б) направление логопедической работы;
В) средство воспитания звуковой культуры.
Задание17
Последовательность, в которой ставятся звуки в группе свистящих и шипящих:
А) [с] – [с,], [з] – [з,], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ];
Б) [с] – [с,], [з,] – [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч];
В) [з] – [з,], [ с] – [с, ], [ц], [ж], [ ш], [ ч], [ щ].
Задание18
Работа по дифференциации слогов проводится после:
А) дифференциации фонем;
Б) различения высоты, силы, тембра голоса;
В) различения слов, близких по звуковому составу.
Задание 19
Тема фронтального логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи для детей с ФФН формулируется:
А) Автоматизация звука [р];
Б) Звук [р];
В) Формирование произношения [р].
Задание 20
Работа по выделению последнего согласного из односложного слова без стечения согласных начинается в 1 период обучения при изучении звуков:
А) [п] – [п,];
Б) [л];
В) [т];
Г) [ы] – [j].
Критерии оценки:
«отлично» - выполнено 100% заданий;
«хорошо» - выполнено от 70 до 99% заданий;
«удовлетворительно» - выполнено от 30 до 69% заданий;
«неудовлетворительно» - выполнено менее 29% заданий.
Часть 2. Общее недоразвитие речи
Задание 1
Ученый, который теоретически обосновал ОНР у детей:
А) Р.Е.Левина;
Б) Г.И.Жаренкова;
В) Н.С.Жукова;
Г) Е.М.Мастюкова
Задание 2
Ученый, которому принадлежит клиническое разграничение детей с ОНР:
А) Р.Е.Левина;
Б) Т.Б. Филичева;
В) Н.С.Жукова;
Г) Е.М. Мастюкова
Задание 3
Общее недоразвитие речи – это:
А) системное недоразвитие речи;
Б) нарушение всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и интеллекте;
В) различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и интеллекте.
Задание 4
Одним из ведущих признаков ОНР у детей является:
А) наличие стойких аграмматизмов;
Б) резко ограниченный словарный запас;
В) позднее начало речи;
Г) дефекты произношения и фонемообразования.
Задание 5
Недостаточная сформированность звукового анализа при ОНР обусловлена:
А) отставанием в развитии аналитико-синтетической деятельности;
Б) трудностями языкового анализа и синтеза.
Задание 6
Неосложненный вариант ОНР характеризуется :
А) наличием ярко выраженной неврологической симптоматики;
Б) наличием малых неврологических дисфункций.
Задание 7
Возможность многоцелевого использования имеющихся языковых средств характерна для детей, имеющих
А) первый уровень речевого развития;
Б) второй уровень речевого развития;
В) третий уровень речевого развития;
Г) четвертый уровень речевого развития.
Задание 8
Новообразование речи детей с ОНР II уровня является:
А) появление фразы;
Б) доступность словообразовательных операций;
В) доступность словоизменения всех частей речи.
Задание 9
Словообразовательные операции становятся доступны при ОНР:
А) первый уровень речевого развития;
Б) второй уровень речевого развития;
В) третий уровень речевого развития;
Г) четвертый уровень речевого развития.
Задание 10
Уровень ОНР, при котором среди нарушений слоговой структуры слова преобладают элизии звуков:
А) первый уровень речевого развития;
Б) второй уровень речевого развития;
В) третий уровень речевого развития;
Г) четвертый уровень речевого развития.
Задание 11
Задания, которые вызывают наибольшие трудности у детей с ОНР – это те:
А) которые требуют прямого участия речи;
Б) не требуют вербализации;
В) требуют невербально-вербального сопровождения.
Задание 12
Ведущим разделом логопедического обследования детей с ОНР является:
А) исследование звукопроизношения;
Б) исследование слоговой структуры слова;
В) исследование словарного запаса;
Г) исследование грамматического строя речи.
Задание 13
Уровень понимания обращенной речи детьми с недоразвитие речи, который характеризуется хорошим умением ориентироваться в названиях предметов, изображенных на сюжетных картинках, непониманием вопросов косвенных падежей, называется:
А) нулевым;
Б)ситуативным;
В)номинативным;
Г)
предикативным;
Д) расчлененным.
Задание 14
Логопедическое заключение на дошкольника с общим недоразвитием речи, имеющего дизартрические расстройства формулируется так:
А) корковая дизартрия;
Б) общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) у ребенка с дизартрией;
В) общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией;
Г) общее недоразвитие речи третьего уровня у ребенка с корковой дизартирией.
Задание 15
Аграмматизмы – это:
А) замены слов;
Б) неправильное употребление предлогов;
В) неточное понимание значений слов;
Г) неправильное употребление падежных окончаний.
Задание 16
В логопедическую группу зачисляются с 3-летнего возраста дети, имеющие ОНР:
А) первый уровень речевого развития;
Б) второй уровень речевого развития;
В) третий уровень речевого развития;
Г) четвертый уровень речевого развития.
Задание 17
Преодоление ОНР является:
А) психолого-педагогической проблемой;
Б) педагогической;
В) медико – педагогической.
Задание 18
В основе поэтапного формирования устной речи при ее недоразвитии лежит:
А) расширение лексикона дошкольников;
Б)
формирование звуковой стороны речи;
В)
обучение дошкольников рассказыванию;
Г) обучение дошкольников составлению предложений.
Задание 19
Количество этапов формирования устной речи при ее недоразвитии:
А) 3;
Б) 4;
В) 5;
Г) 6.
Задание 20
Синтаксическая конструкция, с которой начинается работа по формированию фразовой речи у дошкольников с ОНР:
А) обращение + повеление;
Б) обращение + существительное в В.п.;
В) существительное + глагол изъявительного наклонения..
Задание 21
Основная задача в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР (I уровень речевого развития) – это:
А) постановка звуков;
Б) заучивание правильно произносимых слов;
В) накопление пассивного и активного словаря;
Г) усвоение простейших грамматических форм на основе знакомого лексического материала
Задание 22
Методический прием «односторонний диалог» используется в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР:
А) первый уровень речевого развития;
Б) второй уровень речевого развития;
В) третий уровень речевого развития;
Г) четвертый уровень речевого развития.
Задание 23
Формирование диалогической формы речи является центральной задачей логопедической работы с детьми, имеющими ОНР:
А) первый уровень речевого развития;
Б) второй уровень речевого развития;
В) третий уровень речевого развития;
Г) четвертый уровень речевого развития.
Задание 24
Подготовка к обучению грамоте является разделом коррекционного обучения дошкольников с ОНР:
А) первый уровень речевого развития;
Б) второй уровень речевого развития;
В) третий уровень речевого развития;
Г) четвертый уровень речевого развития.
Задание 25
Один из разделов логопедической работы при ОНР (IV уровень речевого развития) – это:
А) формирование словарного запаса;
Б) расширение словарного запаса;
В) уточнение и расширение словарного запаса.
Задание 26
Дети, которые способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями имеют:
А)ОНР;
Б)
ЗРР;
В) ЗПР.
Критерии оценки:
«отлично» - выполнено 100% заданий;
«хорошо» - выполнено от 70 до 99% заданий;
«удовлетворительно» - выполнено от 30 до 69% заданий;
«неудовлетворительно» - выполнено менее 29% заданий.
Вопросы к экзамену
-
Лингвистический и физиологический аспекты изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи.
-
Психологический аспект изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи.
-
Структура дефекта при фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
-
Организация логопедической помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
-
Содержание и методическая организация обследования звукопроизношения и слоговой структуры слова.
-
Содержание и методическая организация обследования строения и подвижности органов артикуляции.
-
Содержание и методическая организация обследования фонематических процессов.
-
Организация логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.
-
Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы, основные направления логопедической работы.
-
Фонемный анализ слова. Система обучения детей звуковому анализу слова.
-
Методика развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
-
Методика логопедического воздействия по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
-
Особенности логопедической работы по формированию элементарных навыков письма и чтения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
-
Сущность и этиология общего недоразвития речи.
-
Состояние импрессивной и экспрессивной речи детей с первым уровнем развития речи.
-
Второй уровень речевого развития.
-
Специфические характеристики речевого высказывания детей с третьим уровнем развития речи.
-
Специфические характеристики речевого высказывания детей с четвертым уровнем развития речи.
-
Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы и содержание.
-
Изучение детей с общим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы, этапы обследования.
-
Ранняя диагностика и профилактика общего недоразвития речи.
-
Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии.
-
Система логопедической работы по развитию понимания обращенной речи детьми с общим недоразвитием речи.
-
Система логопедической работы по формированию лексико-семантического компонента речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
-
Система логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Система логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
-
Система логопедической работы по развитию самостоятельной фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи.
-
Система логопедической работы по формированию и совершенствованию связной речи детей с общим речевым недоразвитием.
-
Логопедическая работа с детьми, имеющими первый уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.
-
Логопедическая работа с детьми, имеющими второй уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.
-
Логопедическая работа с детьми, имеющими третий уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.
-
Логопедическая работа с детьми, имеющими четвертый уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.
-
Письменная речь как особый вид речевой деятельности.
-
Современные представления о механизмах процесса чтения.
-
Психологическая и психолингвистическая характеристика процесса письма.
-
Характеристика этапов формирования навыка чтения.
-
Дислексия: определение, этиология, механизмы. Классификации нарушений процесса чтения.
-
Дисграфия: определение, этиология, механизмы.Классификации нарушений процесса письма.
-
Дизорфография: определение, этиология, механизмы.
-
Особенности проявления недостатков чтения и письма у младших школьников с ФФН.
-
Особенности проявления нарушений чтения и письма у школьников с общим недоразвитием речи.
-
Симптоматика дисграфии. Симптоматика дизорфографии.
-
Типология и механизмы специфических ошибок письма (по И.Н.Садовниковой).Организация и содержание обследования детей с недостатками чтения и письма.
-
Предупреждение нарушений письменной речи.
-
Различные методологические подходы к преодолению дисграфии, дислексии в отечественной логопедии.
-
Принципы логопедической работы по преодолению недостатков письма и чтения.
-
Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом.
-
Нормализация звуковой стороны речи на первом этапе коррекционного обучения обучающихся с ФФН и ОНР.
-
Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка на втором этапе коррекционного обучения младших школьников с общим недоразвитием речи.
-
Формирование умений и навыков устного связного высказывания и предпосылок к развитию умений и навыков составления развернутых письменных текстов.
-
Развитие и совершенствование навыка чтения на логопедических занятиях.
-
Логопедическая работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии.
-
Логопедическая работа по преодолению акустической дисграфии.
-
Логопедическая работа по преодолению оптической дислексии, дисграфии.
-
Логопедическая работа по преодолению аграмматической дислексии, дисграфии.
-
Логопедическая работа по преодолению фонематической дислексии.
-
Логопедическая работа по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
-
Логопедическая работа по преодолению семантической дислексии.
-
Логопедическая работа по преодолению дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи (по И.В.Прищеповой).
-
Анализ методики логопедической работы по коррекции дизорфографии О.И. Азовой.
-
Условия формирования навыка письма.
Оценивание ответов студента
"Отлично"выставляется студенту, который демонстрирует при ответе всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой. Свободно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной программой, а так же показывает усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины и их значений для приобретаемой профессии, проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
"Хорошо"выставляется студенту, который демонстрирует при ответе хорошее знание учебно-программного материала, успешно выполнил предусмотренные задания, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе. Показывает систематический характер знаний по дисциплине и способен к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
"Удовлетворительно"выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющимся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой, допустившим погрешности в ответе, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
"Неудовлетворительно"выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определёнными предметными умениям
7. Перечень основной и дополнительной литературы
7.1 Список основной литературы
Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/420465
-
Сикорский И. А. Заикание: учебное пособие / И. А. Сикорский, Е. Е. Шевцова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/442260
-
Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/B7B099B3-26CF-4EC3-B490-417B459843D8
-
Шевцова Е. Е. Заикание: учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/455662
7.2.Список дополнительной
литературы
- Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. Пособие / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2015.
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей /Е.Ф.Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
- Балакирева А.С. Логопедия. Ринолалия. Учебное пособие для вузов / А. С. Балакирева.- М.: Секачев В. 2017.
- Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2013.
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ: Астрель. 2017. 384с.
- Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. М.: АСТ, Астрель, 2005.
- Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (нейролингвистический анализ). М.: Сфера. 2007.
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2010.
- Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия / А.Г. Ипполитова. – М.: Просвещение, 2013.
- Кирилова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми. М.: Сфера, 2011.
- Киселев С. Ю. Анатомия центральной нервной системы: учебное пособие для вузов / С. Ю. Киселев. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/ABFEEC99-63A0-42AB-BA1B-335D825E9A2D
- Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления: учеб. пособие / В. А. Ковшиков. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: КАРО, 2018.
- Костикова В.В (Якушева В.В.). Логопедия: Практические занятия и учебные задания для самостоятельной работы студентов 3 курса: в 2 ч. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – Ч.I: Фонетико-фонематические нарушения речи.
- Крылова Е.В. Логопедия. Дислалия: методические рекомендации к практическим занятиям для студентов специальности «Логопедия». – Смоленск: Изд-во СмолГУ. 2018.
- Крылова Е. В. Логопедия: Алалия. Афазия: методические рекомендации к практическим занятиям для студентов специальности «Логопедия». – Смоленск: Изд-во СмолГУ. 2011.
- Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. Учебное пособие для вузов /Е.В. Лаврова. – М.: В.Секачев, 2013.
- Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей.– М.: Просвещение, 2012.
- Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017.
- Логинова Е.А. Нарушения письменной речи у младших школьников : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017.
- Логопедия: Учебник для вузов. / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. 3-е изд., доп.– М.: ВЛАДОС, 2013.
- Логопедия. Теория и практика / под ред. проф. Т.Б. Филичевой.– М.: Эксмо, 2017.
Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч.1.: Нарушения голоса. Дислалия.
-
Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2013. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч.2.: Ринолалия.Дизартрия.
-
Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007.– Кн. II. Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.
-
Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. III. Алалия. Афазия.
-
Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. IV: Нарушения письменной речи.
-
Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.
-
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами /Л.В. Лопатина. – СПб., 2014.
-
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2010.
-
Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал.– М.: ГНОМ и Д, 2019.
-
Основы дошкольной логопедии / Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Орлова О.С. – М.: Эксмо, 2015.
-
Прищепова И. В. Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Прищепова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444464
-
Соломатина Г.Н. Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей / Г.Н. Соломатина, В.М. Водолацкий. – М.: Сфера, 2015.
-
Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). – М.: Классикс Стиль, 2003.
-
Фомичева М.Ф. Предупреждение нарушений звукопроизношения у детей. – М.:НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014.
-
Хватцев М.Е. Логопедия / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2009.
37. Храковская М.Г. Афазия. Агнозия. Апраксия. Методики восстановления.– М.: Нестор-История, 2017.
38. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: учебное пособие для студентов психологических и дефектологический факультетов вузов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
-
Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашкина, Л.П.Зернова, И.А. Зимина.- М.:Издательский центр «Академия», 2014.
-
Шкловский В. М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Методическое пособие. М.: В. Секачев, 2017.
7.3. Перечень ресурсов
информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет»
Logoped.ru–
Учебные и учебно-методические пособия
для студентов и логопедов- практиков.
eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание".
dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.
www.pedlib.ru– электронная библиотека педагогической литературы.
http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития.
http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.
http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.
http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ
https://biblio-online.ru — официальный сайт образовательной платформы «Юрайт»
http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии
http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики
http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендации