Теория организации занимает особое место в ряду учебных дис­циплин специальности «Производственный менеджмент», а также других смежных специальностей. Каждый человек осознанно или бессозна­тельно участвует в организационных процессах, являясь элементом различных социальных, экономических, культурных и иных организационных структур. С точки зрения менеджмента организация, с одной стороны, является средой деятельности менеджера, а с дру­гой – выступает в качестве одной из основных функций управления.

Учебная дисциплина «Теория организации» входит в блок общепрофессиональных дисциплин обучения по специальности 38.03.02  «Производственный менеджмент».

Изучение теории организации базируется на знаниях, полученных студентами при изучении психологии, социологии, естествознания, экономической теории и других дисциплин. В свою очередь овладение теорией организации помогает освоению дисциплин: «Теория управления», «Экономическая теория», «Основы менеджмента», «Исследование систем управления», «Маркетинг», «Информационные технологии управления» и др.

Данная дисциплина позволяет студентам приобрести представление о современных информационных технологиях организационной культуры, которые в настоящее время приобретают доминирующее значение.

Главная цель данной программы для студентов: формирование профессиональной компетентности в области современного состояния, становления и развития организации, а также оказание помощи в изучении как отдельных вопросов теории организации, так и комплекса групп  взаимосвязанных вопросов. Организация как специфическая область деятельности  менеджмента проявляет себя в качестве одной из функций управления в виде организационного проектирования (принятие решений по совершенствованию организации).

Дисциплина «Теория организации» включает в себя три важных понятия: организационные отношения, бизнес-процессы и организация.

Основу данной дисциплины составляют организационные отношения – сложный и многообразный предмет исследования, изучаемый в самых различных объектах, которые обуславливают необходимость разработки и применения исключительно широкого спектра инновационных научных подходов и инструментария их реализации.

В рамках вышеуказанных понятий рассматриваются организационные системы, коммуникации в организации, самоорганизация и самоуправление, законы и принципы организации, организационная культура. Данный материал отражает современный взгляд к изучению дисциплины «Теория организации».

Организационное проектирование и совершенствование организации выступают как часть инновационного или инвестиционного проектирования и как непременное условие реализации того и другого, но так же вносят самостоятельный вклад в повышение эффективности предприятия (организации) за счет  роста производительности труда, снижения издержек производства и т. п. В условиях острого дефицита капиталовложений в реконструкцию или техническое перевооружение  предприятия совершенствование организации становится одним из  радикальных способов выживания и развития.

Изучив дисциплину «Теория организации» студент

должен иметь представление:

- о природе и сущности организации;

- о содержании основных классических и современных теоретических концепций организации;

- о развитии организационной мысли в России;

- об особенностях различных видов организации;

- о процессах и явлениях, происходящих в организациях;

- о специфических проблемах российских организаций и перспективных тенденциях их развития;

- о современных информационных технологиях организации;

- об общих понятиях организационной культуры;

студент должен знать:

- типологию и классификацию организаций;

- этапы жизненного цикла организации и их характеристики;

- системные элементы внутренней и внешней среды организации;

- методы изучения и анализа внешней среды организации;

- механизмы взаимодействия и адаптации организации к изменениям внешней среды;

- механизмы координации и коммуникации в организации;

- законы формирования и функционирования организации;

- принципы организации, их сущность и приоритетные области проявления;

- порядок формирования организационных процессов;

- методы построения и развития организационных структур;

- методы оценки состояния организационных проектов;

студент должен уметь:

- применять системный подход к анализу организации;

- разрабатывать миссию и стратегии организации;

- рационализировать и реорганизовывать организации в соответствии с миссией и стратегией;

- применять на практике законы и закономерности организаций;

- применять на практике принципы построения организации как системы;

- анализировать конкретные ситуации, связанные с необходимостью формирования и развития организации;

- видеть и определять симптомы и индикаторы неблагополучия в организации;

- выдвигать гипотезы, вносить обоснованные рекомендации по устранению неблагополучия в организации;

- определять потенциал организации;

- определять эффективность организационных систем;

- проектировать оптимальные организационные структуры.

Формы проведения занятий: лекции, семинары, практические занятия, деловые игры. Курс рассчитан на 160 часов, из них: 36 часов лекции, 48 часов – практические занятия; 76 часов – самостоятельная работа.

Формами контроля являются написание и защита рефератов, контрольные работы, тесты.

Форма отчетности: зачет