Контакты:
-
ЕС
Елена Владимировна СемаковаУчитель
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.Б.17 «Основы невропатологии и психопатологии» относится к базовой части ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.
Данная дисциплина является необходимым предметом для специалиста, работающего с детьми с отклонениями в развитии: воспитателя, педагога, логопеда. Предметом изучения дисциплины являются как особенности формирования нервной системы, поэтапное включение функциональных систем, болезни нервной системы и остаточные явления перенесенных заболеваний, так и
особенности формирования психики у детей, психомоторное развитие ребенка, психические и психосоматические расстройства.
За время изучения данной дисциплины студенты должны приобрести теоретические и практические знания по детской невропатологии, психопатологии и патологии умственного развития, по психосоматическим расстройствам, патологии речи, особенностям развития у детей «вредных привычек» (наркомании, алкоголизма, токсикомании), научиться использовать полученные знания в работе с детьми, страдающими различными отклонениями в развитии.
Кроме того, обучающиеся познакомятся с единым медико-психолого-педагогическим подходом к ребенку, комплексному воздействию и решению разных коррекционных программ, созданию специальных методов лечебно-педагогического воздействия.
Основной целью дисциплины является формирование у студентов представлений о закономерностях формирования нервной системы и психического развития человека, особенностях психомоторного развития ребенка, о патологии нервной системы, психических и психосоматических расстройствах. Дисциплина «Основы невропатологии и психопатологии» базируется на знаниях:
- возрастной анатомии, физиологии и гигиены;
- психологии;
- анатомии ЦНС;
- нейрофизиологии.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Основы невропатологии и психопатологии», используются при изучении дисциплин:
- логопсихология;
- психолингвистика;
- онтогенез речевой деятельности;
- специальная психология;
-методика обучения и воспитания;
- психолого-педагогическое диагностика и консультирование детей с ОВЗ.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины.
1.Способность использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-1).
2. Способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальной образовательной потребности обучающихся (ОПК-3).
В результате освоения дисциплины студента должен:
знать:
1. общую психопатологию и проявления психических расстройств;
2. сущность психопатологического исследования и анализа;
3. возрастную динамику становления психики ребенка;
4.направленность отдельных видов психопатологии: описательной, феноменологической, динамической, интеракционной и категориальной;
5.этиопатогенез психопатий и их значение для социальной сферы;
6.возрастную динамику становления речеязыкового механизма ребенка;
7. принципы и методы медицинской и педагогической коррекции нарушений здоровья детей и взрослых;
8.этиопатогенез слухоречевых и нервнопсихических расстройств;
9. морфофункциональные особенности организма в норме и у лиц с ВОЗ;
10. разнообразные методы медики-психолого-педагогической реабилитации лиц с ВОЗ.
уметь:
1.определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с ВОЗ;
2. устанавливать контакт с детьми с психологическими расстройствами;
3. устанавливать контакт с детьми с неврологическими расстройствами;
4. оценивать роль психологических и социальных факторов в происхождении и развитии психических расстройств;
5. работать с медицинскими картами лиц с ограниченными возможностями здоровья;
6. работать со специальной медицинской литературой;
7. проводить коррекционные и реабилитационные мероприятия при разных видах неврологических и психопатологических состояний;
8. проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности
владеть:
1. навыками распознавания конкретных симптомов и синдромов психических нарушений;
2. навыками планирования и организацииневро- и психологической коррекции;
3. навыками оценки психофизиологического статуса ребенка и оказания доврачебной помощи;
4. навыками организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоравления лиц с ограниченными возможностями здоровья;
5. приемами и методами медики-психолого-педагогического обследования лиц с ВОЗ на основе учета принципа онтогенетического развития.