Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина Б1.Б.17 «Основы невропатологии и психопатологии» относится к базовой части ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.

Данная дисциплина является  необходимым предметом для  специалиста, работающего с детьми с отклонениями в развитии: воспитателя, педагога, логопеда. Предметом изучения дисциплины являются как особенности формирования нервной системы, поэтапное включение функциональных систем,  болезни нервной системы и остаточные явления перенесенных заболеваний, так и

особенности формирования психики у детей, психомоторное развитие ребенка, психические и психосоматические расстройства.

За время изучения данной дисциплины студенты должны приобрести теоретические и практические знания по детской невропатологии, психопатологии и патологии умственного развития, по психосоматическим расстройствам, патологии речи, особенностям развития у детей «вредных привычек» (наркомании, алкоголизма, токсикомании), научиться использовать полученные знания в работе с детьми, страдающими различными отклонениями в развитии.

Кроме того, обучающиеся познакомятся  с единым медико-психолого-педагогическим подходом к ребенку, комплексному воздействию и решению разных коррекционных программ, созданию специальных методов лечебно-педагогического воздействия.

Основной целью дисциплины является формирование у студентов представлений о закономерностях формирования нервной системы и психического развития человека, особенностях психомоторного развития ребенка, о патологии нервной системы, психических  и психосоматических расстройствах. Дисциплина «Основы невропатологии и психопатологии» базируется на знаниях:   

- возрастной анатомии, физиологии и гигиены;

- психологии;

- анатомии ЦНС;

- нейрофизиологии.

Знания, полученные при изучении дисциплины «Основы невропатологии и психопатологии», используются при изучении дисциплин:

- логопсихология;

- психолингвистика;

- онтогенез речевой деятельности;

- специальная психология;

-методика обучения и воспитания;

- психолого-педагогическое диагностика и  консультирование детей с ОВЗ.


2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины.

1.Способность использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-1).

2. Способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальной образовательной потребности обучающихся (ОПК-3).

В результате освоения дисциплины студента должен:

знать:

1. общую психопатологию и проявления психических расстройств;

2. сущность психопатологического исследования и анализа;

3. возрастную динамику становления психики ребенка;

4.направленность отдельных видов психопатологии: описательной, феноменологической, динамической, интеракционной и категориальной;

5.этиопатогенез психопатий и их значение для социальной сферы;

6.возрастную динамику становления речеязыкового механизма ребенка;

7. принципы и методы медицинской и педагогической коррекции нарушений здоровья детей и взрослых;

8.этиопатогенез слухоречевых и нервнопсихических расстройств;

9. морфофункциональные особенности организма в норме и у лиц с ВОЗ;

10. разнообразные методы медики-психолого-педагогической реабилитации лиц с ВОЗ.

уметь:

1.определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с ВОЗ;

2. устанавливать контакт с детьми с психологическими расстройствами;

3. устанавливать контакт с детьми с неврологическими расстройствами;

4. оценивать роль психологических и социальных факторов в происхождении и развитии психических расстройств; 

5. работать с медицинскими картами лиц с ограниченными возможностями здоровья;

6. работать со специальной медицинской литературой;

7. проводить коррекционные и реабилитационные мероприятия при разных видах неврологических и психопатологических состояний;

8. проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности

владеть:

 1. навыками распознавания конкретных симптомов и синдромов психических нарушений;

2. навыками планирования и  организацииневро- и  психологической коррекции;

3. навыками оценки психофизиологического статуса ребенка и оказания доврачебной помощи;

4. навыками организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоравления лиц с ограниченными возможностями здоровья;

5.  приемами и методами медики-психолого-педагогического обследования лиц с ВОЗ на основе учета принципа онтогенетического развития.