Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Основы нейропсихологии» знакомит с основным направлением современной клинической психологии – нейропсихологией. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Использование нейропсихологического подхода позволяет оценить особенности развития конкретного ребенка в соответст¬вии со структурно-динамической организацией высших психических функ¬ций. Программой предусмотрено рассмотрение теоретических, мето¬дологических и практических вопросов нейропсихологии. Представлен современный взгляд на строение и функции мозга, особенности формирова¬ния высших психических функций. Особое внимание уделяется освещению основных положений культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выгот¬ского. Это положения о закономерностях формирования, развития и распада высших психических функций (ВПФ), о роли обучения в развитии ВПФ и т.д. В достаточном объеме представлено обсуждение концепции А.Р. Лурия – теории системной динамической локализации ВПФ, а также практические наработки, сделанные им и его учениками на материале нару¬шений психической деятельности вследствие локальных поражений мозга. Рассматриваются механизмы нарушений восприятия, памяти, речи, эмоцио¬нальной регуляции деятельности.
Программа тесно связана с такими дисциплинами как: Физиология ВНД и сенсорных систем, Специальная психология, Диагностика психического развития ребенка, Клиническая психология детей и подростков.
В программе также рассматриваются более конкретно типологии нарушений развития. Обсуждаются причины и механизмы развития дизонтогений. Важнейшей задачей практикующего психолога является квалифицированное проведение диагностического исследования, а также грамотное построение программы развивающего и коррекционного характера. Поэтому в соответствующих разделах подробно обсуждаются методические вопросы диагностической и коррекционной работы. Обсуждаются возможности применения интегративного подхода к оказанию помощи детям с нарушениями развития.
6. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Основной целью курса «Основы нейропсихологии» является сформировать профессиональную направленность личности, на основе изучения современного состояния нейропсихологии, раскрыть социальную значимость, масштабность задач и межотраслевой характер нейропсихологии и ее роль в решении фундаментальных общепсихологических проблем.
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
·
цели
и задачи нейропсихологии, предмет, объект, основные направления и сферу
приложения нейропсихологических знаний;
·
историю
становления и развития нейропсихологии;
·
принципы
работы и особенности составления документации при нейропсихологическом
обследовании;
·
функциональную
организацию мозга и регуляцию психической деятельности;
·
локальные
системы мозга;
уметь:
·
проявлять
инициативу к инновациям в нейропсихологии;
·
проводить
диагностику нарушений локальных систем мозга;
·
организовать
процесс нейропсихологического обследования;
·
применять
основные нейропсихологические методики;
·
осуществлять
грамотный нейропсихологический анализ типовых нарушений речи и обосновывать
возможные варианты их решения.
Владеть:
·
традиционными
и новыми технологиями нейропсихологии, методами диагностики, анализа,
оценивания и прогнозирования в нейропсихологии;
·
навыками
самостоятельной работы с литературой по нейропсихологии.