Контакты:
-
ЕС
Елена Владимировна СемаковаУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Психофизиология» предназначена для подготовки студентов направления подготовки «Психология» и входит в базовую часть Блока Б1 «Дисциплины». Соответственно своей специфики курс содержательно связан с дисциплиной «Анатомия ЦНС». Освоение дисциплины «Психофизиология» является необходимой основой для изучения последующих дисциплин: «Нейрофизология», «Основы нейропсихологии»,«Основы патопсихологии».
Программой предусмотрено рассмотрение теоретических, методологических и практических вопросов нейрофизиологии. Представлен современный взгляд на строение и функции мозга, особенности формирования высших психических функций. Рассмотрены возможные методы психофизиологического исследования в научно-прикладном аспекте.
Особое внимание уделяется освещению вопросов передача информации в нервной системе. Рассмотрены синапсы и возможные механизмы передачи информации. Детально анализируются медиаторные системы мозга. Учитывая значимость вегетативной нервной системы в регуляции функционирования соматических систем организма, эндокринной регуляции, эмоционально-психической сфере и др. в программе серьезно прорабатываются физиологические основы регуляции вегетативной системы и инстинктивного поведения. Также освещены вопросы регуляции цикла сна и бодрствования. Программа подразумевает изучение физиология сенсорных систем: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, кинестетической. Важнейшей задачей практикующего психолога является квалифицированное знание и моторной системы мозга, поэтому в соответствующих разделах подробно обсуждаются вопросы психофизиологических механизмов регуляции движения.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В
результате изучения дисциплины студент должен знать:
- цели и задачи психофизиологии, предмет, объект, основные направления и сферу приложения специальных психологических знаний в связи с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития;
- историю становления и развития психофизиологии;
- психофизиологические аспекты функционирования сенсорных, двигательных и др. систем организма;
- основы психофизиологии, связанные с решением вопросов реабилитации, коррекции, компенсации и социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Уметь:
- проявлять инициативу к инновациям в психологии с использованием нейрофизиологического знания;
- анализировать психофизиологические механизмы психических процессов;
- определять психофизиологическую основу нарушений и отклонения в развитии детей и подростков;
- создавать условия, направленные на предупреждение, снятие или ослабление нарушений развития детей и подростков с учетом знаний о нейрофизиологических основах нарушений.
Владеть:
- современными представлениями о проблемах изучения нейрохимических и нейрофизиологических процессов;
- современными представлениями о механизмах нарушения психики при поражении коры головного мозга;
- традиционными и новыми технологиями психофизиологиии, методами диагностики, анализа, оценивания и прогнозирования;
- навыками самостоятельной работы со специальной литературой.