Контакты:
-
ЕС
Елена Владимировна СемаковаУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Программа «Психогенетика» знакомит с основными положениями современной дифференциальной психологии и генетики, необходимыми для профессионального понимания психологических данных. Раскрывает социальную значимость, масштабность задач и роль психогенетики в решении фундаментальных общепсихологических проблем.
Соответственно своей специфики курс содержательно связан с дисциплинами: Возрастная анатомия и физиология, психофизиология, возрастная физиология ВНД и сенсорных систем. Она знакомит с направленностью личности психолога и направлениями его деятельности при психологических и психофизиологических нарушениях относительно их наследования. Обучает диагностической, профилактической, коррекционной деятельности психолога относительно наследуемых психологических детерминант. Знакомит с методами психогенетики и их разрешающей способностью; с результатами исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; с местом психогенетики в системе психологических знаний. Программой предусмотрено рассмотрение теоретических, методологических и практических вопросов психогенетики. Представлен современный взгляд на значение наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии, развитии и формировании восприятия, интеллектуальных способностей, личностных особенностей, половых и гендерных различий. Особое внимание уделяется освещению основных положений культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского; учению о дизонтогенезе и его типах, и их генетической основе, внешних проявлениях и особенностях психической сферы при различных типах нарушения развития.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Основной целью курса «Психогенетика» является сформировать профессиональную направленность личности, на основе изучения современного состояния психогенетики, раскрыть социальную значимость, масштабность задач и межотраслевой характер психогенетики и ее роль в решении фундаментальных общепсихологических проблем.
Практические занятия направлены на решение следующих учебных задач:
1) обобщение, систематизацию,
углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
2) формирование умений применять полученные знания на практике,
3) развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических,
проектировочных и др.;
4) выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность,
ответственность, точность, творческая инициатива.
Основные функции практических занятий:
1) закрепление теоретических
знаний на практике;
2) усвоение умений исследовательской работы;
3) усвоение умений практической психологической работы;
4) применение теоретических знаний для решения практических задач;
5) самопознание учащегося или студента;
6) саморазвитие учащегося или студента.
Требования к умениям и навыкам обучающихся:
в результате изучения дисциплины студент должен знать:
· цели и задачи психогенетики, предмет, объект, основные направления и сферу приложения психогенетических знаний;
· место психогенетики в системе психологических знаний;
· основные положения современной психогенетики;
· историю становления и развития психогенетики;
· роль наследственных и средовых детерминант в формировании признаков, процессов и поведении;
· место генетики в развитии аномалий и уметь их анализировать;
· возможности и средства психологической помощи при различных нарушениях детерминированных генетически.
должен уметь:
· проявлять инициативу к инновациям в психогенетике;
· проводить диагностику нарушений локальных систем мозга;
· организовать процесс по выявлению особенностей наследственной передачи психических особенностей и функций;
· применять основные методы психогенетики и использовать их разрешающие способности;
· выявлять наследственные и средовые детерминанты в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза.
владеть:
· традиционными и новыми технологиями психогенетики, методами диагностики, анализа, оценивания и прогнозирования в психогенетике;
· навыками самостоятельной работы с литературой по психогенетике.