1. Место дисциплины в структуре ОП Дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка» Б1.В.ДВ.11.1. предназначена для подготовки студентов направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» и является дисциплиной выбора, входящей в базовую часть Блока Б1 «Дисциплины». Соответственно своей специфики курс содержательно связан с дисциплиной «Коррекционно-развивающая работа в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», «Специальная психология», «Основы нейропсихологии», «Клиническая психология детей и подростков», «Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы педагога-психолога». Освоение дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка» является необходимой основой для изучения последующих дисциплин: «Психология семейных отношений», «Психология семьи и семейное консультирование», «Тренинговая работа с детьми и подростками», «Технологии психологического тренинга», «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы», «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся средней школы», «Нейропсихологическая диагностика и коррекция трудностей в обучении», «Нейропсихология раннего детского возраста». Программой предусмотрено рассмотрение теоретических, мето¬дологических и практических вопросов психолого-педагогического сопровождения особого ребенка. Представлен современный взгляд на уровневую организацию сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ограниченными возможностями жизнедеятельности (ОВЖ) и место педагога-психолога в междисциплинарной команде специалистов. Особое внимание уделяется освещению вопросов психолого-педагогической помощи в структуре ранней помощи в Российской Федерации (Межведомственная Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года). Это обусловлено положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска. 2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): ПК-23 - способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики ПК-25 - способность осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей ПК-26 - способность эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей ПК-27 - способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен Знать: 1. Модели диагнозов при нарушениях развития 2. Положения теории, лежащие в основе экспертизы проблем развития ребенка и его семьи. 3. Психолого-педагогические механизмы и методы сопровождения детей с отклонениями в развитии. 4. Различные системы и программы помощи детям с особыми проблемами и их семье. Уметь: 1. Применять основные модели психолого-педагогической диагностики. 2.Использовать различные критерии оценки в экспертизе психологических свойств и состояний, психических процессов. 3.Осуществлять психолого-педагогическую коррекцию симптомов нарушений психического развития. 4. Информировать семью о возможных источниках помощи; 5.Уметь анализировать эффективность психолого-педагогических технологий для каждого конкретного случая. 6. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением развития. Владеть: 1. Основными методами комплексной диагностики дизонтогенеза 2. Навыками экспертизы психологических свойств и состояний, психических процессов 3.Способами психолого-педагогической коррекции нарушений с учетом особенностей развития ребенка и семейной системы. 4.Приемами оценки эффективности коррекционных и иных технологий в работе с проблемами нарушений развития