Контакты:
-
Владимир ТерещенкоУчитель
Дисциплина «Психология подростковой девиантности и аддиктивности» (Б1.В.ДВ.7.1) В современной психологии девиантного поведения утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в психическом развитии детей и подростков. Ориентация психологов на своевременное преодоление негативных отклонений в развитии ребенка имеет исключительно важное значение для формирования личности в процессе школьного обучения. Психологам необходимо иметь представление обо всех видах эиоционально-волевых, личностных нарушениях развития, о причинах их вызывающих.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате преподавания дисциплины у студента должны быть сформированы следующие компетенции:
ОПК-1 - способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
ПК – 22- способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития;
ПК-23 - готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать:
1)основные категории и понятия, характеризующие особенности психологического развития в подростковом возрасте;
2)основные направления, подходы, теории психологии подросткового возраста, историю и современные тенденции развития социально-психологических концепций;
3)основные закономерности развития в подростковом возрасте, особенности личности подростка, и ее деятельности, процессы социализации и факторы ее обуславливающие, основные новообразования личности и психики подростка;
4) критерии определения понятия «девиантное поведение» у подростка; психологические механизмы, условия формирования, виды.
Уметь:
1 ) оперировать основными категориями психологии развития подростка;
2) сравнивать по ключевым позициям и понятиям различные теории психического развития в подростковом возрасте;
3) видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью подростка;
4) выявлять интересы подростков, проблемы и отклонения в их поведении;
5) применять психологические методы и уметь интерпретировать результаты в исследовательских целях;
6) применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными социальными категориями детей и подростков, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики девиантного поведения.
Владеть:
1) способностью самостоятельно работать с научной информацией, выступать публично и работать с научными текстами;
2) созданием целостного представления об индивидуальных особенностях подростка и их проявлением в поведении человека;
3) способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательного пространства;
4) методами диагностики и коррекции трудностей в общении подростков в образовательной среде и профилактики конфликтных ситуаций;
5) основными понятиями психологии отклоняющегося поведения, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития.
Приобрести опыт использования методов психопрофилактики, психолого-педагогической коррекции подростков с различными формами отклоняющегося поведения.
3. Содержание дисциплины