Контакты:

Дисциплина «Психология подростковой девиантности и аддиктивности» (Б1.В.ДВ.7.1) В современной  психологии девиантного поведения утвердилось положение о необходимости раннего выявления и пре­одоления отклонений в психическом развитии детей  и подростков. Ориентация психологов на своевремен­ное преодоление негативных отклонений в развитии ребенка имеет исключи­тельно важное значение для формирования личности в процессе школьного обучения. Психологам необходимо иметь представление обо всех видах эиоционально-волевых, личностных нарушениях развития, о причинах их вызывающих.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

В результате преподавания дисциплины у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

 

ОПК-1 - способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

ПК – 22-  способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития;

ПК-23 - готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

 

 

 

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

1)основные  категории и понятия, характеризующие особенности психологического развития в подростковом возрасте;

2)основные направления, подходы, теории психологии подросткового возраста, историю и современные тенденции развития социально-психологических концепций;

3)основные закономерности развития в подростковом возрасте, особенности личности подростка,  и ее деятельности, процессы социализации и факторы ее обуславливающие, основные новообразования личности и психики подростка;

4) критерии определения понятия «девиантное поведение» у подростка; психологические механизмы, условия формирования, виды.

Уметь:

1 ) оперировать основными категориями психологии развития подростка;

2) сравнивать по ключевым позициям и понятиям различные теории психического развития в подростковом возрасте;

3) видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью подростка;

4) выявлять интересы подростков, проблемы и отклонения в их поведении;

5) применять психологические методы и уметь интерпретировать  результаты в исследовательских целях;

6) применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными социальными категориями детей и подростков, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики девиантного поведения.

 

Владеть:

1) способностью самостоятельно  работать с научной информацией, выступать публично и работать с научными текстами;

2) созданием целостного представления об индивидуальных особенностях подростка и их проявлением в поведении человека;

3) способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательного пространства;

4) методами диагностики и коррекции трудностей в общении подростков в образовательной среде и профилактики конфликтных ситуаций;

5) основными понятиями  психологии отклоняющегося поведения, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития.

 

Приобрести опыт использования методов психопрофилактики, психолого-педагогической коррекции подростков с различными формами отклоняющегося поведения.

    

 

3.  Содержание дисциплины