Контакты:
-
Владимир ТерещенкоУчитель
Дисциплина «Психокоррекция» (Б1.В.ОД.3) является обязательной дисциплиной вариативной части. Психокоррекция – это прикладная дисциплина, позволяющая реализовать психологические компетенции в области психологического сопровождения клиентов разных возрастов. Дисциплина обеспечивает профессиональную компетенцию практических психологов, позволяющую им эффективно организовывать и проводить психокоррекционные мероприятия с разными категориями клиентов. Данная дисциплина базируется на предшествующем изучении дисциплин базовой части Б1.Б.23 Основы клинической психологии, Б1.Б.24 Основы нейропсихологии.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате преподавания дисциплины у студента должны быть сформированы следующие компетенции:
ПК – 1 - способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией;
ПК- 3- способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;
ПК – 4- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК -5- способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека.
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать: иметь представление о теоретических основах психокоррекционных подходов;
· методы и приемы психолого-педагогической коррекции;
· различия современных психотерапевтических школ в психокоррекции.
Уметь:
· диагностировать проблемы в поведении и развитии учащихся, личности клиента и выбора психокоррекционного метода;
· распознавать основные симптомокомплексы;
Владеть:
· владеть навыками психокоррекционной работы с основными психическими состояниями;
3. Содержание дисциплины
Содержание дисциплины представлено в четырех разделах.
В первом разделе – "Теоретические аспекты психокоррекции" - рассматриваются теоретические основы психокоррекции, дается общая характеристика психокоррекционного процесса, принципы его организации и составления программы.
Во втором разделе рассматриваются основные коррекционные подходы и технологии.
В третьем разделе - "Методы и средства психолого-педагогической коррекции" - уделяется внимание практическим формам и методам коррекции: тренингам, психогимнастике, игровой терапии, суггестивным методам, арттерапии и другим.
В четвертом разделе описываются основные симптомокомплексы неблагополучного развития личности детей разного возраста и общие пути их коррекции.
Программа предусматривает проведение практических занятий, где на конкретных примерах разбираются организация и проведение коррекционных мероприятий. Для каждого практического занятия предусмотрен план проведения, литература, рекомендации по подготовке.
Важной задачей практических занятий является овладение технологией коррекционной работы через участие в различных тренинговых группах. Данная форма работы позволит будущим психологам расширить свои представления о сущности психокоррекционного процесса.
Программа также предусматривает обязательную самостоятельную работу по разработке программы коррекции на выбранную тему.
В психолого-педагогической литературе, обсуждающей проблемы профессиональной деятельности консультанта, выделяются следующие компоненты готовности к оказанию такого вида помощи, как психологическая коррекция: теоретический, практический и личностный.
Теоретический компонент предполагает знание об основных теориях, моделях, типах личности применительно к ситуации психокоррекции; знания о процессе коррекции, ее содержании, направлениях и формах.
Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными методами и техниками коррекции, что позволяет избежать как непрофессионализма, так и профессиональной деформации личности.
Личностная готовность подразумевает психологическую проработанность у консультанта собственных проблем, личностную рефлексию.
Материалы предложенного комплекса помогут осуществить целостную, многомерную подготовку студентов к коррекционной деятельности.
Освоение студентами материала курса «Психологическая коррекция» выстраивается по следующей схеме:
· прослушивание лекций, которые позволяют осознать научное содержание основных понятий темы, их существенные взаимосвязи и взаимоотношения, соподчиненность; конспектирование лекций;
· самостоятельная работа с учебно-справочной литературой: чтение, комментирование;
· самостоятельная работа с научной литературой: чтение, конспектирование, анализ;
· подготовка и участие в семинарах-дискуссиях;
· «проживание» опыта консультанта на практических занятиях;
· выполнение контрольных работ, промежуточных тестов, написание рефератов;
· самостоятельное совершенствование навыков коррекционной работы с помощью заданий «Практикума»
Психологическая коррекция является дисциплиной специализации и относится к прикладной психологии и психологии воздействия. Содержание данного курса предусматривает: Понятие и критерии нормы психического развития. Цели и задачи психологической коррекции. Предмет психологической коррекции. Формы психокоррекции. Теоретические основы психологической коррекции. Принципы организации психокоррекционного процесса. Психолог и клиент в психокоррекционном процессе. Критерии эффективности психокоррекции в работе практического психолога. Основные психокоррекционные технологии. Проблема коррекции в зарубежной психологии. Схема обследования ребенка в практике психокоррекции. Психологические проблемы дошкольников. Проблема готовности ребенка к школьному обучению. Пути коррекции психологических трудностей дошкольников. Детерминация общей неуспеваемости школьников. Психологические проблемы подросткового возраста Коррекция умственного развития. Коррекция навыков чтения у слабоуспевающих учащихся. Коррекция страхов и тревожности у детей. Коррекция социальной и педагогической запущенности. Коррекция застенчивости. Диагностика и коррекция детей с аффективным поведением. Психолого - педагогическая коррекция детей с аутичным поведением. Коррекция агрессивности. Коррекция отклонений в психическом развитии детей (минимальная мозговая дисфункция). Тренинг профессионально важных качеств учителя. Тренинг общения для старших школьников. Диагностика и коррекция родительской компетентности. Психокоррекционные техники в групповой психотерапии неврозов. Игротерапия поведения. Коррекция произвольности поведения. «Психологическая коррекция» дает представление студентам о теоретических основах психологической коррекции: возрастная психология как теоретическая основа психокоррекции, проблема теоретического и методического обеспечения психокоррекционной практики, понятие нормы психического развития, характеристики возрастных периодов личности. На практических занятиях используются активные методы обучения (ситуативные задачи, моделирование психологической схемы «психолог-клиент»), которые способствуют всестороннему развитию и самораскрытию студентов