1. Место дисциплины в структуре ОП Дисциплина Б1.О.20. «Логопедия» входит в обязательную часть программы бакалавриата по направлению подготовки: 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование», профиль: «Логопедия». Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Психология», «Общая педагогика», «Основы генетики», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения, речи».

     Освоение дисциплины «Логопедия» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Логопедические технологии», «Психолингвистика», «Формы логопедической работы», модуля «Методики обучения детей с нарушениями речи», «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида», а также для прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

2.Планируемые результаты обучения по дисциплине


Компетенция

Индикаторы достижения

ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе
с использованием информационно-коммуникационных технологий).


Знать:

- историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

- образовательные потребности обучающихся с нарушением речи с разной степенью выраженности нарушения и разных возрастных групп;

- теорию и практику обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи;

- современные образовательные технологии, в том числе ИКТ и особенности их использования;

- технологию разработки отдельных компонентов адаптированных основных и дополнительных образовательных программ, в том числе, индивидуальных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи.

Уметь:

- классифицировать образовательные системы и образовательные технологии;

- разрабатывать и реализовывать отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ;

- применять современные образовательные технологии в планировании и реализации образовательного и коррекционно- развивающего процесса;

- оформлять педагогическую документацию.

Владеть:

- навыками разработки и реализации программ учебных предметов и других отдельных компонентов адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением речи; методы примененияинформационно-

коммуникационных технологий (далее–ИКТ) при разработке и реализацииАООП.


ПК-2 Способен дифференцированно использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Знать:

- особенности психофизического и возрастного развития, особые образовательные потребности разных групп обучающихся с нарушением речи;

- теорию и практику реализации дифференцированного подхода в образовании

обучающихся с нарушением речи;

- требования к содержанию и организации

коррекционно-развивающего процесса,

ориентированного на обучающихся с

нарушением речи;

- современные методики и технологии,

используемые в коррекционно-развивающем процессе.

Уметь:

- обеспечивать условия реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи;

- отбирать и реализовывать содержание,

современные методики и технологии,

необходимые для осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особых образовательных потребностей

обучающихся с нарушением речи;

- применять разные формы и способы

реализации дифференцированного подхода.

Владеть:

- методами создания условий реализации дифференцированного

подхода в коррекционно-развивающем

процессе с участием обучающихся с

нарушением речи;

- методами отбора и применения современных методик и технологий, необходимых

для осуществления коррекционно- развивающего процесса, с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением речи.

ПК-3 Способен осуществлять мониторинг эффективности учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса.

Знать:

- принципы, методы, организацию мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса в разных институциональных условиях;

Уметь:

- применять разные методы мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающегопроцесса;

- оформлять и интерпретировать результаты мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающегопроцесса;

- использовать выводы для корректировки содержания и организации коррекционно- развивающегопроцесса.

Владеть:

- методами проведения мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процесса и интерпретации его результатов.

ПК-4 Способен проводить логопедическое обследование обучающихся с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации программы логопедической работы.

Знать:

- содержание и требования к проведению логопедического обследования обучающихся;

- способы разработки программы обследования;

- инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

Уметь:

- разрабатывать программу логопедического обследования, определять показатели развития ребенка, отбирать и/или разрабатывать инструментарий;

- проводить логопедического обследование обучающихся;

- интерпретировать результаты обследования и делать выводы об особенностях развития обучающегося и использовать их для разработки программы логопедической работы;

- оформлять психолого-педагогическую характеристикуобучающегося;

- формулировать заключения и рекомендации.

Владеть:

- методами применения методов диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с нарушением речи с использованием системы показателей;

- навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы.


3.Содержание дисциплины

Раздел III. Нарушения голоса. История, статистика, терминология, определение, классификация, виды и методика восстановительного обучения, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.

Раздел IV. Фонетико – фонематическое недоразвитие. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование, дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения и профилактических мероприятий.

4.Тематический план

2 КУРС. 3 СЕМЕСТР


п/п

Разделы и темы

Всего

часов

Формы занятий

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические

занятия

самостоятельная работа

Раздел III. Нарушения голоса

1.

Физиологические и акустические основы голосообразования. Развитие детского голоса


16

2

2

12

2.

Методы обследования и выявления патологии голоса

16

2

2

12

3.

Классификация нарушений голоса

14

2

-

12

4.

Восстановительная работа по преодолению функциональных нарушений голоса

16

2

2

12

5.

Органические нарушения голоса

13

2

-

11

6.

Коррекция голоса при органических его нарушениях

15

2

2

11

7.

Профилактика нарушений голоса у детей, подростков и взрослых

14

-

2

12


Зачет

4





Итого:

108

12

10

82


4 СЕМЕСТР


п/п

Разделы и темы

Всего

часов

Формы занятий

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические

занятия

самостоятельная работа

Раздел IV. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Общее недоразвитие речи


1.

Теоретические основы изучения ФФН.

13

-

2

11

2.

ФФН как нарушение овладения произносительной системой языка

15

2

2

11

3.

Обследование фонетико-фонематической стороны речи

14

-

2

12

4.

Коррекционное обучение детей с ФФН

17

2

4

11

5.

Сущность и этиология общего недоразвития речи

15

2

2

11

6.

Характеристика уровней речевого развития

15

2

2

11

7.

Обследование, анализ, оценка речи дошкольников с ОНР

15

2

2

11

8.

Система логопедической работы по устранению ОНР

17

2

4

11

9.

Профилактика общего недоразвития речи

14

-

2

12


Экзамен

9





Итого:

144

12

22

101



252

24

32

183

5.Виды образовательной деятельности

Занятия лекционного типа

Раздел III. Нарушения голоса

Тема 1.Физиологические и акустические основы голосообразования

Акустические свойства голоса. Теории механизма голосообразования. Значение дыхания в голосообразовании.

Тема 2. Методы обследования и выявления патологии голоса. Инструментальное обследование голосового аппарата. Аудитивная оценка голоса. Специфика логопедического обследования лиц с нарушениями голоса.


Тема 3. Классификация нарушений голоса. Понятие о нарушениях голоса. Причины нарушений голоса. Признаки нарушений голоса. Виды голосовых расстройств.

Тема 4. Восстановительная работа по преодолению функциональных нарушений голоса

Общая характеристика функциональных нарушений голоса. Этиология функциональных нарушений голоса. Фонастения: проявления и восстановление голоса.

Профессиональные нарушения голоса. Гипотонусные нарушения голоса: симптоматика, коррекция нарушений. Гипертонусные нарушения голоса: симптоматика, коррекция нарушений. Нарушения голоса при патологической мутации и его восстановление. Функциональная афония и система фонопедической работы.

Тема 5. Органические нарушения голоса

Нарушения голоса при ларингите, хордите. Узелки и полипы голосовых складок. Папилломатоз гортани. Парезы и параличи гортани.

Тема 6.Коррекция голоса при органических его нарушениях. Профилактика нарушений голоса у детей, подростков и взрослых

Восстановление голоса при нейрогенных расстройствах голосообразования. Восстановление голоса при хронических ларингитах Коррекция голоса после удаления или частичной резекции гортани. Восстановление голоса при рубцовых деформациях и стенозах гортани; узелках голосовых складок . Предупреждение дисфонии у детей. Превентивные мероприятия предупреждения расстройств голоса.


4 СЕМЕСТР


Раздел IV. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Общее недоразвитие речи


Тема 1. Фонетико-фонематическое недоразвитие как нарушение овладения произносительной системой языка

Междисциплинарный подход к изучению проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи. Структура дефекта при ФФН. Первичное и вторичное недоразвитие фонематического восприятия. Степени фонетико-фонематического недоразвития: легкая, средняя, тяжелая. Типология индивидуальных различий в структуре дефекта при ФФН.


Тема 2. Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Организация логопедической помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Обследование фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста. Цель, задачи коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников с ФФН. Основные направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста.


Тема 3. Сущность и этиология общего недоразвития речи

История изучения проблемы общего недоразвития речи в отечественной логопедии. Недоразвитие речи как нарушение овладения системой языка. Патогенетические и психолого-педагогические критерии анализа речевого развития. Причины (этиология) общего недоразвития речи.


Тема 4. Характеристика уровней речевого развития

Общая характеристика уровней речевого развития. Первый уровень речевого развития. Второй уровень речевого развития. Третий уровень речевого развития. Четвертый уровень речевого развития. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.


Тема 5. Обследование, анализ, оценка речи дошкольников с ОНР

Цель, задачи, принципы, этапы обследования детей с ОНР. Разделы логопедического обследования речи дошкольников с ОНР. Оценка сформированности речи детей дошкольного возраста. Обследование экспрессивной стороны речи по уровням ее развития. Дифференциальная диагностика общего недоразвимтия речи и сходных с ним состояний.


Тема 6.Система логопедической работы по устранению общего недоразвития речи

Нормативно-правовое обеспечение коррекционно-образовательного процесса преодоления ОНР. Методические принципы построения модели коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР. Особенности организации коррекционного воздействия в условиях логопедического пункта. Специфика коррекционно-развивающих образовательных программ для дошкольников с общим недоразвитием речи (Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина; Н.В. Нищева). Авторские технологии преодоления общего недоразвития у детей дошкольного возраста( В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; И.А. Смирнова, Т.А.Ткаченко и др.). Типология видов занятий, ориентированных на преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Обоснование основных направлений коррекционного обучения.

6. Критерии оценивания результатов освоения дисциплины (модуля)


6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации

Критерии оценивания заданий для самостоятельного выполнения


Показатели по уровням

оценка

Студент выполняет задание самостоятельно, теоретически обосновывает свое решение, задание выполнено на 95-100%

отлично

Студент выполняет задание самостоятельно, возникают некоторые проблемы с теоретическим обоснованием решения, задача решена на 80-94%

хорошо

Студенту при выполнении заданий требуется помощь, возникают проблемы с теоретическим обоснованием решения, задание выполнено на 60-79%

удовлетворительно

Студент не может самостоятельно выполнить задание, не может теоретически обосновать решение, задание выполнено менее чем на 60%

неудовлетворительно


1. Составление конспекта

Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:

  1. план-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.

  2. текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.

  3. свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.

  4. тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Основные требования к написанию конспекта: системность, логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность

  • Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

  • Выделите главное, составьте план;

  • Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

  • Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

  • Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

  • В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Конспекты статей, параграфов и глав или полного текста брошюр, книг оцениваются с учетом труда, вложенного в их подготовку. Они не подменяются планами работ или полностью переписанным текстом: студент должен научиться отбирать основное. Конспект пишется в тетради с обозначением фамилии владельца. Обязательно указывается автор книги (статьи), место и год издания, а на полях помечаются страницы, где расположен конспектируемый текст. Качество конспекта повышается, когда студент сопровождает его своими комментариями, схемами или таблицами.



Критерии оценивания конспекта

Показатели по уровням

Оценка

Конспект выполнен в соответствии с требованиями: записи краткие, логичные, последовательные. Запись основных мыслей сопровождается примерами, таблицами, схемами.

отлично

Конспект выполнен в соответствии с требованиями: записи краткие, логичные, последовательные, они сопровождаются примерами, но не содержат таблицы, схемы.

хорошо

Конспект выполнен не в с соответствии с требованиями к логике изложения, последовательности. Текст представлен цитатами. Отсутствуют примеры выполнения

удовлетворительно

Конспект не составлен

неудовлетворительно


2. Составление терминологического словаря (глоссария)

Глоссарий - толковый словарь понятий и терминов, употребляемых в изучаемой дисциплине /разделе/теме.

К каждому термину дайте определение, используя: записи лекционных и практических занятий; основную, дополнительную и справочную литературу; сайты Интернета. Составьте его в рукописном варианте или, пользуясь текстовым процессором самостоятельно и индивидуально. В скобках рядом с термином укажите использованные источники.


Критерии оценивания составление терминологического словаря

Показатели по уровням

Оценка

Содержание глоссария соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению

отлично

Основные требования к оформлению глоссария соблюдены, но при этом допущены недочеты в оформлении

хорошо

Основные требования к оформлению глоссария соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: неточно и некорректно подобраны слова и дано их толкование, имеются ошибки в оформлении

удовлетворительно

Глоссарий не составлен

неудовлетворительно


3. Составление таблиц и схем

Схема (таблица) – это графические обозначения, содержащие основные понятия, правила работы, принципы, которые выдержаны эстетически правильно. Составление/заполнение таблиц (схем) представляет собой вид учебной деятельности, названной Шаталовым В. Ф. разработкой "опорного сигнала". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п.

Для разработки схем (таблиц) по заданной теме нужно найти информацию из разных источников (основная и дополнительная литература, словари, справочники, сеть Internet), изучить ее и составить схему в программе Word при помощи автофигур, а таблицу через Мастера Таблиц. Схема (таблица) составляется индивидуально. Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте, автофигуры должны быть эстетически правильно оформлены (вид, размер, цвет, расположение на листе).

Рекомендации по составлению таблиц:

1. Подберите факты для составления схемы.

2. Выделите среди них основные, общие понятия.

3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.

5. Дайте название выделенным группам.

6. Заполните таблицу данными.

7. Составляя записи в таблице, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, символы, «яркие» примеры.

8. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Схема (таблица) состоит из нескольких тематических разделов связанных между

собой логически. Элементами работы могут быть: информационные блоки, соединенные стрелками или выносками, текстовыми связками; столбцы и строки, на пересечении которых в ячейка сконцентрирована информация, строки и столбцы обязательно имеют названия (характеристики); краткое пояснение по работе со схемой (таблицей).

Составление схем, таблиц служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.


Критерии оценивания выполнения задания


Показатели по уровням

Оценка

Графы схемы (таблицы) заполнены полностью, соответствуют изучаемому материалу, соблюдены требования к внешнему оформлению

отлично

Основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены, но при этом допущены недочеты в оформлении

хорошо

Основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены, но при этом имеются неточности в изложении материала и ошибки в оформлении

удовлетворительно

Тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, имеют место незаполненные графы схемы (таблицы); допущены грубейшие ошибки в оформление работы; задание не выполнено

неудовлетворительно


4. Требования к написанию реферата

Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.

Структурными элементами реферата являются:

1) титульный лист;

Титульный лист является первой страницей реферата, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

наименование ВУЗа; наименование факультета; наименование кафедры; тема реферата; фамилия и инициалы студента (слушателя); должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя реферата; место и дата составления реферата

2) оглавление;

Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы реферата.

3) введение;

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении должны быть показаны актуальность темы, цели и задачи, которые будут рассматриваться в реферате, а также методы, которыми воспользовался студент для рассмотрения данной темы работы.

4) основная часть;

Основную часть реферата следует делить на главы или разделы (не менее 2-х). Разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

5) заключение;

Должно содержать краткое обобщение и выводы по результатам выполненной работы

6) список использованных источников;

Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003

7) приложения.

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

В приложения могут быть включены:

1) материалы, дополняющие реферат;

2) таблицы вспомогательных цифровых данных;

3) иллюстрации вспомогательного характера;

4) другие документы.

Правила оформления реферата

Реферат должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 шрифтом.

Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

Объем реферата: не более 20 страниц.

Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему реферату.

Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют посередине листа в нижнем поле без точки в конце.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата. Номера страниц на титульном листе и в оглавлении не проставляют.

Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1. - 2003.


Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата

Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста

Макс. - 5 баллов

- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 5 баллов

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;

- владение понятийным аппаратом;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

3. Обоснованность выбора источников
Макс. - 5 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Выводы по изложенной информации с указанием практической значимости работы

Макс. – 5 баллов

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. – 5 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

Макс. - 5 баллов

- грамотность и культура изложения;
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

6. Приложения – фотографии, схемы, чертежи, карты, статистические данные, диаграммы)

Макс. – 5 баллов

- наличие материалов содержательно иллюстрирующих и дополняющих текст реферата;

- приложения оформлены в соответствие с требованиями


Оценивание реферата

Реферат оценивается по балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25 и более баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее 15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала


5.Требования, предъявляемые к докладам


Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.

Этапы работы над докладом:

1. Формулирование темы (если тематика не определена преподавателем).

2. Подбор и изучение основных источников по теме (используется не менее 3-5 различных источников).

3. Составление списка использованных источников в алфавитном порядке.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана доклада.

6. Написание доклада.

7. Публичное выступление с результатами исследования.

Структура доклада:

- титульный лист (на нем: наименование образовательной организации, факультета, кафедры; тема; Ф.И.О. студента, курс, группа, направление и профиль обучения; год);

- оглавление (последовательно излагаются названия структурных компонентов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый раздел);

- введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);

- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);

- в заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким;

- список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.

Требования к оформлению доклада:

1. Рекомендуемый объем доклада составляет не более 3-5 страниц компьютерного текста.

2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

5.Доклад должен быть оформлен в соответствии с техническими требованиями: поля (левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм); шрифт размером 14 пт, гарнитурой Times New Roman; междустрочный интервал – полуторный; отступ красной строки - 1,25 см; выравнивание текста - по ширине.


Критерии оценки доклада: актуальность темы доклада; соответствие содержания теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; соответствие оформления доклада требованиям.


Доклад оценивается по системе

Оценка "отлично" выставляется за доклад, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях доклад при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за доклад, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за доклад, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.


6.Требования к презентации

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Общие требования к презентации:

  1. Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

  2. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название организации; фамилия, имя, отчество автора;.

  3. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

  4. Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста; использование анимации по желанию.

  5. Последними слайдами должен быть список используемых источников.


Требования к оформлению слайдов:

  • Единый стиль оформления.

  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов.

  • По возможности применяйте анимационные эффекты, но не злоупотребляйте ими. Они не должны отвлекать внимание от информации на слайде.


Требования к представлению информации:

  • Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  • Шрифты предпочтительно использовать для заголовков – не менее 24, для текста – не менее 16. Нельзя смешивать в одной презентации разные шрифты. Для выделения информации используйте жирный шрифт, курсив, подчеркивание. Не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже).

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

  • Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами с диаграммами.


Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации

Критерии

Показатели

1. Тема презентации

Макс. 3 балла

- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела


2. Дидактические и методические цели и задачи презентации

Макс. 3 балла

- соответствие целей поставленной теме;

- достижение поставленных целей и задач

3. Выделение основных идей презентации

Макс. 3 балла

- соответствие основных идей целям и задачам;

- актуальность основных идей;

- количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

4. Содержание

Макс. 3 балла

- достоверность информации;

- актуальность информации;

- четкость изложения информации;

- владение понятийным аппаратом по заданной теме;

- привлечение новейших работ по проблеме;

- язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории

5. Подбор информации для создания презентации

Макс. 3 балла


- графические иллюстрации для презентации;

- статистика;

- диаграммы и графики;

- экспертные оценки;

- ресурсы Интернет;

- примеры;

- сравнения;

- цитаты и т.д.

6. Подача материала презентации

Макс. 3 балла


- хронология;

- приоритет;

- тематическая последовательность;

- структура по принципу «проблема-решение»

7. Логика и переходы во время презентации

Макс. 3 балла

- от вступления к основной части;

- от одной основной идеи (части) к другой;

- от одного слайда к другому

8. Заключение

Макс. 3 балла


- яркое высказывание - переход к заключению;

- повторение основных целей и задач выступления;

- выводы;

- подведение итогов;

- короткое и запоминающееся высказывание в конце

9. Дизайн презентации

Макс. 3 балла

- шрифт (читаемость);

- корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков);

- элементы анимации

10. Техническая часть

Макс. 3 балла

- грамматика;

- стилистика;

- ошибки в правописании и опечатки


Оценивание презентации

Презентация оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25 и более баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее 15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации

2 КУРС. 3 СЕМЕСТР

Раздел III. Нарушения голоса

Итоговый контроль по курсу предусматривает зачет и проводится в соответствии с Учебным планом в третьем семестре согласно расписанию деканата.

Зачет выставляется по результатам работы студента в течение семестра и успешного выполнения зачетного задания в форме теста. Знания, умения, навыки студента на зачете оцениваются: зачтено, не зачтено.

«Зачтено» – выставляется студенту, активно участвующему на семинарских занятиях, показавшему достаточные знания теории изучаемой дисциплины, владеющему терминологией, умеющему применять теоретические знания на практике и набравшему в процессе выполнения теста не менее 13 баллов.

«Не зачтено» выставляется студенту, недостаточно активно участвующему на семинарских занятиях, показавшему слабые знания теории изучаемой дисциплины, не владеющему терминологией, не умеющему применять теоретические знания на практике и набравшему в процессе выполнения теста менее 13 баллов.



Примерные вопросы тестовых заданий



1. Голосовой аппарат — это:

а) центральная часть речевой функциональной системы;

б) периферическая часть речевой функциональной системы;

в) проводниковая часть речевой функциональной системы.



2. Термины «афония», «дисфония» :

а) являются диагностическим показателем;

б) свидетельствуют о степени выраженности нарушений голоса;

в) указывают на вид нарушения голоса.

Критерии оценки:

«отлично» - выполнено 100% заданий;

«хорошо» - выполнено от 70 до 99% заданий;

«удовлетворительно» - выполнено от 30 до 69% заданий;

«неудовлетворительно» - выполнено менее 29% заданий.

2 КУРС. 4 СЕМЕСТР

 Раздел IV. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Общее недоразвитие речи

 Итоговый контроль по курсу предусматривает экзамен. Экзамен проводятся в соответствии с Учебным планом в четвертом семестре согласно расписанию деканата.

Экзамен проводится в форме собеседования по вопросам, предложенным в экзаменационном билете. Каждый экзаменационный билет включает два вопроса, предполагающих освещение теоретических и практических вопросов дисциплины.

Знания, умения, навыки студента на экзамене оцениваются отметками: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.


Вопросы к экзамену



  1. Лингвистический и физиологический аспекты изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи.

  2. Психологический аспект изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи.

  3. Структура дефекта при фонетико-фонематическом недоразвитии речи.

  4. Организация логопедической помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  5. Содержание и методическая организация обследования звукопроизношения и слоговой структуры слова.

  6. Содержание и методическая организация обследования строения и подвижности органов артикуляции.

  7. Содержание и методическая организация обследования фонематических процессов.

  8. Организация логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

  9. Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы, основные направления логопедической работы.

  10. Фонемный анализ слова. Система обучения детей звуковому анализу слова.

  11. Методика развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

  12. Методика логопедического воздействия по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  13. Особенности логопедической работы по формированию элементарных навыков письма и чтения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  14. Сущность и этиология общего недоразвития речи.

  15. Состояние импрессивной и экспрессивной речи детей с первым уровнем развития речи.

  16. Второй уровень речевого развития.

  17. Специфические характеристики речевого высказывания детей с третьим уровнем развития речи.

  18. Специфические характеристики речевого высказывания детей с четвертым уровнем развития речи.

  19. Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы и содержание.

  20. Изучение детей с общим недоразвитием речи: цель, задачи, принципы, этапы обследования.

  21. Ранняя диагностика и профилактика общего недоразвития речи.Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии.

  22. Система логопедической работы по развитию понимания обращенной речи детьми с общим недоразвитием речи.

  23. Система логопедической работы по формированию лексико-семантического компонента речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.

  24. Система логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Система логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

  25. Система логопедической работы по развитию самостоятельной фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи.

  26. Система логопедической работы по формированию и совершенствованию связной речи детей с общим речевым недоразвитием.

  27. Логопедическая работа с детьми, имеющими первый уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.

  28. Логопедическая работа с детьми, имеющими второй уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.

  29. Логопедическая работа с детьми, имеющими третий уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.

  30. Логопедическая работа с детьми, имеющими четвертый уровень речевого развития: цель, задачи, основные направления и содержание коррекционного обучения.

Оценивание ответов студента

"Отлично"выставляется студенту, который демонстрирует при ответе всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой. Свободно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной программой, а так же показывает усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины и их значений для приобретаемой профессии, проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

"Хорошо"выставляется студенту, который демонстрирует при ответе хорошее знание учебно-программного материала, успешно выполнил предусмотренные задания, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе. Показывает систематический характер знаний по дисциплине и способен к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

"Удовлетворительно"выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющимся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой, допустившим погрешности в ответе, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

"Неудовлетворительно"выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определёнными предметными умениями.

7. Перечень основной и дополнительной литературы



7.1 Список основной литературы



  1. Астапов В. М.  Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/420465

  2. Сикорский И. А.  Заикание: учебное пособие / И. А. Сикорский, Е. Е. Шевцова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. –  Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/442260

  3. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/B7B099B3-26CF-4EC3-B490-417B459843D8

  4. Шевцова Е. Е.  Заикание: учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. –  Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/455662

7.2.Список дополнительной литературы



  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. Пособие / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2015.

  2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей /Е.Ф.Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.

  3. Балакирева А.С. Логопедия. Ринолалия. Учебное пособие для вузов / А. С. Балакирева.- М.: Секачев В. 2017.

  4. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2013.

  5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ: Астрель. 2017. 384с.

  6. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. М.: АСТ, Астрель, 2005.

  7. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (нейролингвистический анализ). М.: Сфера. 2007.

  8. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. СПб.: Детство-Пресс, 2011.

  9. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2010.

  10. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия / А.Г. Ипполитова. – М.: Просвещение, 2013.

  11. Кирилова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми. М.: Сфера, 2011.

  12. Киселев С. Ю. Анатомия центральной нервной системы: учебное пособие для вузов / С. Ю. Киселев. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/ABFEEC99-63A0-42AB-BA1B-335D825E9A2D

  13. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления: учеб. пособие / В. А. Ковшиков. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: КАРО, 2018.

  14. Костикова В.В (Якушева В.В.). Логопедия: Практические занятия и учебные задания для самостоятельной работы студентов 3 курса: в 2 ч. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – Ч.I: Фонетико-фонематические нарушения речи.

  15. Крылова Е.В. Логопедия. Дислалия: методические рекомендации к практическим занятиям для студентов специальности «Логопедия». – Смоленск: Изд-во СмолГУ. 2018.

  16. Крылова Е. В. Логопедия: Алалия. Афазия: методические рекомендации к практическим занятиям для студентов специальности «Логопедия». – Смоленск: Изд-во СмолГУ. 2011.

  17. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. Учебное пособие для вузов /Е.В. Лаврова. – М.: В.Секачев, 2013.

  18. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей.– М.: Просвещение, 2012.

  19. Логинова Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017.

  20. Логинова Е.А. Нарушения письменной речи у младших школьников : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017.

  21. Логопедия: Учебник для вузов. / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. 3-е изд., доп.– М.: ВЛАДОС, 2013.

  22. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч.1.: Нарушения голоса. Дислалия.

  23. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2013. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч.2.: Ринолалия.Дизартрия.

  24. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007.– Кн. II. Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.

  25. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. III. Алалия. Афазия.

  26. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. IV: Нарушения письменной речи.

  27. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.

  28. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами /Л.В. Лопатина. – СПб., 2014.

  29. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2010.

  30. Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал.– М.: ГНОМ и Д, 2019.

  31. Основы дошкольной логопедии / Филичева Т.Б., Туманова Т.В.Орлова О.С. – М.: Эксмо, 2015.

  32. Прищепова И. В Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Прищепова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/444464

  33. Соломатина Г.Н. Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей / Г.Н. Соломатина, В.М. Водолацкий. – М.: Сфера, 2015.

  34. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). – ­М.: Классикс Стиль, 2003.

  35. Фомичева М.Ф. Предупреждение нарушений звукопроизношения у детей. – М.:НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014.

  36. Хватцев М.Е. Логопедия / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2009.

  37. 37. Храковская М.Г. Афазия. Агнозия. Апраксия. Методики восстановления.– М.: Нестор-История, 2017.

  38. 38. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: учебное пособие для студентов психологических и дефектологический факультетов вузов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

  39. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашкина, Л.П.Зернова, И.А. Зимина.- М.:Издательский центр «Академия», 2014.

  40. Шкловский В. М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Методическое пособие. М.: В. Секачев, 2017.

  41. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма/А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – М.:АРКТИ, 2008.

7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Logoped.ru– Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.

eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание".

dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.

www.pedlib.ru– электронная библиотека педагогической литературы.

http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития.

http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.

http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.

http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ

https://biblio-online.ru — официальный сайт образовательной платформы «Юрайт»

http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии

http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики

http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендаци





8. Материально-техническое обеспечение



Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).



9.Программное обеспечение

  1. KasperskyEndpointSecurity для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.

  2. Microsoft Open License, лицензия 49463448 всоставе:

  3. Microsoft Windows Professional 7 Russian;

  4. Microsoft Office 2010 Russian.