1. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина Б1.В.ОД.7 «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи» относится к блоку обязательных дисциплин вариативной части ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.

Дисциплина относится к базовой части. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Логопсихология», «Логопедия» и др.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Логопедия», «Методика развития речи дошкольников (специальная)», «Логопедические технологии», «Логопедические практикумы» и др., прохождение производственных практик и государственной итоговой аттестации

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

1. Готовность сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

2. Готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ (ОПК-4)

3.Способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

·         системы воспитания детей дошкольного и школьного возраста с речевыми нарушениями;

·         содержание и объем логопедической помощи детям с первичной и вторичной речевой патологией разного возраста;

·         психолого-педагогические основы воспитания, обучения, развития и коррекции детей с речевыми нарушениями в разных типах учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты;

·         механизмы и формы взаимосвязи в работе логопеда, психолога, воспитателей и учителей, врачей, родителей в разных типах учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты;

уметь:

·         использовать программно-методическое и дидактическое обеспечение учреждений для детей дошкольного и школьного возраста с речевыми нарушениями;

·         составлять индивидуальные коррекционные программы для детей с нарушениями речи в условиях их учебной и повседневной деятельности;

·         организовывать и проводить логопедическое и педагогическое обследование детей разного возраста с речевыми нарушениями;

владеть:

·         умениями адекватно выбирать и применять методы и приемы коррекционно-воспитательного воздействия на общеобразовательных занятиях и вне их (в ходе режимных моментов);

·         умениями анализировать речевую и неречевую деятельность детей с речевыми нарушениями;

·         методами и приемами логопедического и педагогического обследования, коррекционно-развивающего и воспитательного воздействия на развитие детей.

 

 

3. Содержание дисциплины

Педагогические основы воспитания детей с речевыми нарушениями. Система логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Воспитание детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии и детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в процессе логопедической работы. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с   нарушениями речи. Сотрудничество логопеда, дошкольного психолога и воспитателя в процессе индивидуально-ориентированного воспитания детей с нарушениями речи. Формирование и развитие игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями. Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Физическое воспитание детей с нарушениями речи. Сенсорное воспитание дошкольников с патологией речи. Развитие умственных способностей детей с речевыми нарушениями. Воспитание эмоций и чувств у детей с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы воспитателя.

 

4. Тематический план

Разделы и темы

Всего

Лекции

Практ.

занятия

Сам.

Работа

1

Педагогические основы воспитания детей с речевыми нарушениями

19

4

2

13

2

Система логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

19

2

4

13

3

Воспитание детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии и детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в процессе логопедической работы

19

4

2

13

4

Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с   нарушениями речи

17

2

2

13

5

Сотрудничество логопеда, дошкольного психолога и воспитателя в процессе индивидуально-ориентированного воспитания детей с нарушениями речи

14

-

1

13

6

Формирование и развитие игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями. Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

14

-

1

13

7

 

Физическое воспитание детей с нарушениями речи. Сенсорное воспитание дошкольников с патологией речи

14

-

1

13

8

Развитие умственных способностей детей с речевыми нарушениями

14

-

1

13

9

Воспитание эмоций и чувств у детей с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы воспитателя

12

-

-

12

 

Контроль

4

-

-

4

 

Итого:

144

12

12

120

Оценочные средства

(примеры)

 

Вопросы для поверки текущей успеваемости

1.      Каковы задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи?

2.      Как решаются общеобразовательные и коррекционные задачи в процессе воспитания детей с нарушениями речи?

3.      Какие методы воспитания используются в специальном дошкольном учреждении?

4.      Какие отклонения в развитии возникают у детей с тяжелыми нарушениями речи в младенческом, раннем и дошкольном возрасте?

5.      Как изучает ребенка воспитатель?

6.      Как осуществляется отбор содержания воспитания в специальном детском саду?

7.      В чем заключается взаимосвязь в работе логопеда, психолога, воспитателя?

8.      В чем выражается воспитывающий характер обучения, проводимого логопедом, его воздействие на развитие личностного своеобразия ребенка с речевым нарушением?

9.      Каковы общие и коррекционные задачи физического воспитания дошкольников с речевыми нарушениями?

10.  В чем заключаются коррекционные возможности музыкально-ритмических занятий в специальном детском саду?

11.   Каковы формы взаимодействия в работе музыкального руководителя, логопеда, и воспитателей?

12.  Как используются разнообразные виды деятельности детей с нарушениями речи для решения задач сенсорного воспитания?

13.  Каковы основные направления и формы умственного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи?

14.  В чем состоит специфика руководства играми в разных возрастных группах с речевыми нарушениями?

15.  Каковы особенности продуктивной деятельности дошкольников с нарушениями речи?

16.  В чем заключается коррекционно-воспитательное воздействие на развитие ребенка с нарушением речи в ходе изобразительной и конструктивной деятельности на занятиях и вне их?

17.  Как воспитатель осуществляет трудовое и экологическое воспитание детей с нарушениями речи?

18.  Как воспитатель должен организовывать речевое общение с детьми, имеющими нарушения речи, в процессе их совместной деятельности?

19.  Каковы особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи?

20.  Как использовать игру, элементы психогимнастики для преодоления негативных эмоциональных состояний дошкольников с речевыми нарушениями?

21.  В чем сущность индивидуального подхода к ребенку с нарушением речи? Каковы средства и методы его осуществления?

22.  Каковы критерии оценки психологической готовности дошкольника к обучению в школе?

23.  В чем особенности воспитания коммуникативной готовности к школьному обучению ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением речи?

24.  В чем заключаются особенности воспитательной работы с детьми школьного возраста, имеющими речевые нарушения?

25.  Каковы условия создания правильного речевого режима в семье ребенка с нарушением речи?

26.  Какие виды помощи могут быть использованы логопедом, учителем, воспитателем в работе с родителями ребенка, страдающего речевым нарушением?

 

Требования к презентациям

Подготовка презентации в Microsoft PowerPoint

Компьютерная презентация – это файл с необходимыми материалами, который состоит из последовательности слайдов. Каждый слайд содержит законченную по смыслу информацию, так как она не переносится на следующий слайд автоматически в отличие от текстового документа. Студенту – автору презентации, необходимо уметь распределять материал в пределах страницы и грамотно размещать отдельные объекты. В этом ему поможет целый набор готовых объектов (пиктограмм, геометрических фигур, текстовых окон и т.д.).

Бесспорным достоинством презентации является возможность при необходимости быстро вернуться к любому из ранее просмотренных слайдов или буквально на ходу изменить последовательность изложения материала. Презентация помогает самому выступающему не забыть главное и точнее расставить акценты.

Компьютерная презентация обладает целым рядом достоинств:

·                    Информативность – элементы анимации, аудио – и видеофрагменты способны не только существенно украсить презентацию, но и повысить ее информативность;

·                    Копируемость – с электронной презентации моментально можно создать копии, которые ничем не будут отличаться от оригинала;

·                    Транспортабельность – электронный носитель с презентацией компактен и удобен при транспортировке. При необходимости можно переслать файл презентации по электронной почте или опубликовать в Интернете или сделать сообщение дистанционно.

Одной из основных программ для создания презентаций в мировой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.

Структура презентации

Удерживать активное внимание слушателей можно не более 15 минут, а, следовательно, при среднем расчете времени просмотра – 1 минута на слайд, количество слайдов не должно превышать 15-ти.

Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы, а также фамилию, имя, отчество, должность и ученую степень преподавателя.

На втором слайде целесообразно представить цель и краткое содержание презентации.

Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы.

На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.

Рекомендации по оформлению презентаций в MicroSoft Power Point

Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.

Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.

Пространство слайда (экрана) должно быть максимально использовано, за счет, например, увеличения масштаба рисунка. Кроме того, по возможности необходимо занимать верхние ¾ площади слайда (экрана), поскольку нижняя часть экрана плохо просматривается с последних рядов.

Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.

На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.

При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.

Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.

Наименование программ, в которых были сделаны расчеты, графика и т.д. должны быть указаны в именительном падеже (не «рисунок в Allplane», а «рисунок в Allplan»).

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации

Критерии

Показатели

1. Тема презентации

Макс. 3 балла

- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела

 

2. Дидактические и методические цели и задачи презентации

Макс. 3 балла

- соответствие целей поставленной теме;

- достижение поставленных целей и задач

3. Выделение основных идей презентации

 Макс. 3 балла

- соответствие основных идей  целям и задачам;

-  актуальность основных идей;

- количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

4. Содержание

Макс. 3 балла

 - достоверность  информации;

- актуальность информации;

- четкость изложения информации;

- владение понятийным аппаратом по заданной теме;

- привлечение новейших работ по проблеме;

- язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории

5. Подбор информации для создания презентации

Макс. 3 балла

 

 - графические иллюстрации для презентации;

- статистика;

 - диаграммы и графики;

 - экспертные оценки;

 - ресурсы Интернет;

- примеры;

- сравнения;

- цитаты и т.д.

6. Подача материала презентации

Макс. 3 балла

 

 - хронология;

- приоритет;

- тематическая последовательность;

 - структура по принципу «проблема-решение»

7. Логика и переходы во время презентации

Макс. 3 балла

- от вступления к основной части;

 - от одной основной идеи (части) к другой;

- от одного слайда к другому

8. Заключение

Макс. 3 балла

 

- яркое высказывание - переход к заключению;

- повторение основных целей и задач выступления;

- выводы;

- подведение итогов;

- короткое и запоминающееся высказывание в конце

9. Дизайн презентации

 Макс. 3 балла

 - шрифт (читаемость);

- корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков);

- элементы анимации

10. Техническая часть

Макс. 3 балла

 - грамматика;

- стилистика;

- ошибки в правописании  и опечатки

Оценивание презентации

Презентация оценивается по  балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25  и более  баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее  15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

 

Критерии выставления зачета

Зачет выставляется на основании успешной самостоятельной работы студентов по овладению учебной дисциплиной и регулярной и качественной работы на практических занятиях. При необходимости дополнительной проверки знаний студентов проводится письменная работа по темам, по которым у обучающихся имеются задолженности (по вопросам для самоподготовки к семестру).

 

7. Перечень основной и дополнительной литературы

Основная литература:

1. Глухов В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 313 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00653-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/D5A851C5-633C-4350-B173-4A92893399C1.

2. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — 3-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 160 с. — (Практическая педагогика). Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=953430

3. Колесникова Г. И. Специальная психология и специальная педагогика : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 252 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-00679-7. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/0CC8B945-BAD3-4729-963C-8CCFCC6F2435.

4. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: пособие / Е.А. Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова [и др.] ; под ред. Е.А. Стребелевой. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 128 с. — (Практическая педагогика). — www.dx.doi.org/10.12737/18468

5. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 271 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03498-1. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/DEEFF66A-35EF-4DB9-B54F-E32B1C0269D5.

6. Специальная психология : учебник для академического бакалавриата / Л. М. Шипицына [и др.] ; под ред. Л. М. Шипицыной. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 287 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02326-8. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/D846C04D-75FA-4F4B-90E6-5A5592D8EF59.

 

Дополнительная литература

7. Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учеб. пособие / В. М. Астапов; Рос. акад. образования, Моск. психолого- социал. ин-т ; гл. ред. Д. И. Фельдштейн, зам. гл. ред. С. К. Бондырева, ред. кол. : Ш. А. Амонашвили и др .— 2-е изд., испр. и доп.— М. ; Воронеж : Московский психолого-социальный институт: Модэк. 2010.

8. Глухов В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учебник для академического бакалавриата / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 264 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01037-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/774576FD-B8CB-49E9-B639-A5249687C614.

9. Кащенко Всеволод Петрович. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: [ учеб. пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений] / В. П. Кащенко .— 6-е изд., стер .— М. : Академия.  (Классическая учебная книга). 2010.

10.   Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа, Россия: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. Н. Малофеев; авт. предислов. О. С. Никольская. — М.: Просвещение, 2010.

11.   Путь в профессию подростков с нарушением слуха. Опыт интегрированного обучения / // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — Б.м. — 2012.— № 2 .

12.   Стребелева Е.А. Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта: монография / Е.А. Стребелева. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 210 с. — (Научная мысль). www.dx.doi.org/10.12737/20525

 

8.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”

Во время самостоятельной работы студентам можно рекомендовать пользоваться материалами следующих сайтов: www.logolife.ru; cvetsakura.ru/logopedies/; www.openclass.ru; www.boltun-spb.ru; www.logoped.ru; logoportal.ru; www.ilogoped.ru

 

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Колесникова Г. И. Специальная психология и специальная педагогика : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 252 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-00679-7. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/0CC8B945-BAD3-4729-963C-8CCFCC6F2435.

2.Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа, Россия: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. Н. Малофеев; авт. предислов. О. С. Никольская. — М.: Просвещение, 2010.

 

10. Перечень информационных технологий

Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия 66920993 от 24.05.2016

Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия 66975477 от 03.06.2016

 

11. Материально-техническая база

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 306

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius – 1 комп.

Экран переносной напольный (1 шт.).

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций,  текущего контроля и промежуточной аттестации  214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 306

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius – 1 комп.

Экран переносной напольный (1 шт.).

 

Учебная аудитория для самостоятельной работы 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.2Б, компьютерный класс с выходом в сеть Интернет,  (читальный зал) библиотека СмолГУ

Компьютерное оборудование  (компьютер, монитор) - 12 шт.